Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 11:47, контрольная работа
Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.
1. Неврозы у детей.
Истерический невроз.
Профилактика.
Литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТАГАНРОГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра
русского языка, культуры и коррекции
речи
Истерический
невроз у детей и школьников.
Содержание.
1. Неврозы у детей.
1.
НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ
Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.), соматовегетативными и двигательными расстройствами, переживаемыми как чуждые, болезненные проявления и имеющими тенденцию к обратному развитию и компенсации.
Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6 – 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.
Эпидемиология. Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм нервно-психических заболеваний. По данным В.А.Колеговой (1973), основанным на показателях диспансерного учета в Москве, больные неврозами составляют 23,3% к общему числу детей и подростков (до 17 лет включительно), находящихся под наблюдением психиатров. Данные отдельных выборочных эпидемиологических исследований показывают, что истинная распространенность невротических расстройств в детском возрасте превышает показатели диспансерного учета в 5-7 раз (Козловская Г.В., Лебедев С.В., 1976). Согласно исследованиям тех же авторов, невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.
Этиология. В этиологии неврозов как психогенных заболеваний основная причинная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам: острым шоковым психическим воздействиям, сопровождающимся сильным испугом, подострым и хроническим психотравмирующим ситуациям (развод родителей, конфликты в семье, школе, ситуация, связанная с пьянством родителей, школьная неуспеваемость и т.д.), эмоциональной депривации (т.е. дефициту положительных эмоциональных воздействий – любви, ласки, поощрения, ободрения и т.п.).
Наряду с этим важное значение в этиологии неврозов имеют и другие факторы (внутренние и внешние).
Внутренние факторы:
Факторы внешних условий:
Патогенное влияние психотравмирующих факторов зависит также и от психологической значимости психотравмирующей ситуации, которая определяется содержанием значимых травмирующих переживаний в анамнезе (переживания, вязанные с болезнью или смертью близких, несчастными случаями и т.п., случаи серьезных неудач в его жизни и т.д.). Однако ведущим причинным фактором является психотравмирующее воздействие.
Патогенез. Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во время которого происходит психологическая переработка личностью психотравмирующих переживаний, зараженных отрицательным аффектом (страх, тревога, обида и др.). В этом процессе участвуют защитно-компенсаторные психологические механизмы (переключение, подавление и др.) В случаях относительной силы и стойкости отрицательного аффекта, слабости механизмов «психологической защиты», наличии способствующих внутренних и внешних условий происходит психологический «срыв», ведущий к «срыву» высшей нервной деятельности в результате установленных И.П.Павловым физиологических механизмов «перенапряжения нервных процессов и их подвижности». Последующими нейрофизиологическими исследованиями Н.И.Гращенкова(1964), П.К.Анохина(1975) показан многоуровневый характер патодинамической функциональной системы при неврозах, в которой наряду с корковыми механизмами участвуют механизмы лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамуса. Важное место в патогенезе неврозов принадлежит биохимическим сдвигам. Выявлены определенные изменения обмена адреналина, норадреналина, снижение содержания ДОФА и дофамина в биологических жидкостях вследствие истощения симпатико-адреналиновой системы при хроническом стрессе у больных неврозами (Чугунов В.С., Васильев В.Н., 1984) и биохимические сдвиги в результате нарушений в системе гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников (Карвасарский Б.Д., 1980).
Систематика. В общей психиатрии в нашей стране основными формами неврозов считаются неврастения (астенический невроз), истерия (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний. В связи с недостаточностью этих 3-х основных форм неврозов, а также учитывая номенклатуру неврозов в Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (1975) была предложена (Ковалев В.В., 1976, 1979) рабочая классификация неврозов у детей и подростков, которая объединяет все основные клинические формы этих заболеваний в детском и подростковом возрасте. Выделены две подгруппы неврозов: общие неврозы (психоневрозы), характеризующиеся преобладанием общеневротических психических и вегетативных расстройств, и системные неврозы. В первую подгруппу, исходя из ведущего психопатологического синдрома, включены неврозы страха, истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, неврастения и ипохондрический невроз. Подгруппа системных неврозов объединяет невротические тики, невротическое заикание, невротический расстройства сна, невротическое отсутствие аппетита, невротический энурез и энкопрез, а также патологические привычные действия детского возраста (сосание пальцев, кусание ногтей, яктацию, мастурбацию, трихотилломанию).
Клиническая
картина. Проявления
неврозов у детей и младших
подростков отличаются
большим своеобразием,
которое связано с незавершенностью,
рудиментарностью симптоматики,
преобладанием соматовегетативных
и двигательных расстройств,
слабостью или отсутствием
личностного осознания
имеющихся нарушений.
Эти особенности объясняют
преимущественно моносимптомный
характер невротических
расстройств и статистически
достоверное преобладание
системных невротических
нарушений (Козловская
Г.В., Лебедев С.В., 1976).
2.Истерический
невроз.
Психогенное заболевание, характеризующееся разнообразными (соматовегетативными, моторными, сенсорными, аффективными) расстройствами невротического уровня, в возникновении и проявлении которых ведущая роль принадлежит психогенетическому механизму условной приятности или желательности для больного данных расстройств. Указанный механизм обеспечивает патологическую защиту личности от трудных для нее ситуаций.
В этиологии истерического
невроза важная способствующая
роль принадлежит истероидным
чертам личности (демонстративность,
«жажда признания»,
эгоцентризм), а также
психическому инфантилизму.
В клинике истерических
расстройств у детей
ведущее место занимают
моторные и соматовегетативные
нарушения: астазия-абазия,
истерические парезы
и параличи конечностей,
истерическая афония,
а также истерические
рвоты, задержка мочеиспускания,
головные боли, обмороки,
псевдоалгические явления (т.е.
жалобы на боли в тех
или иных частях тела)
при отсутствии органической
патологии соответствующих
систем и органов, а
также при отсутствии
объективных признаков
боли. В младшем детском
возрасте часто встречаются
рудиментарные моторные
припадки: падения с
криком, плачем, разбрасыванием
конечностей, ударами
об пол и аффект-респираторные
приступы, которые возникают
в связи с обидой, недовольством
при отказе выполнить
требование ребенка,
наказании и т.д. Наиболее
редко у детей и подростков
встречаются истерические
сенсорные расстройства:
гипер- и гипестезия
кожи и слизистых, истерическая
слепота (амавроз).
3.Профилактика
неврозов у детей
и подростков.
Профилактика
неврозов у детей и
подростков прежде всего
основана на психогигиенических
мерах, направленных
на нормализацию внутрисемейных
отношений и коррекцию
неправильного воспитания.
Учитывая важную роль
в этиологии неврозов
особенностей характера
ребенка, целесообразны
воспитательные мероприятия
по психическому закаливанию
детей с тормозимыми
и тревожно-мнительными
чертами характера,
а также с невропатическими
состояниями. К таким
мероприятиям относятся
формирование активности,
инициативы, обучение
преодолению трудностей,
дезактуализация пугающих
обстоятельств (темнота,
разлука с родителями,
встреча с незнакомыми
людьми, с животными
и т.п.). Важную роль играет
воспитание в коллективе
с определенной индивидуализацией
подхода, подбором товарищей
определенного склада
характера. Определенная
профилактическая роль
принадлежит также мерам
по укреплению физического
здоровья, прежде всего
занятиям физкультурой
и спортом. Немалая роль
принадлежит психогигиене
умственного труда школьников,
предупреждению их интеллектуальных
и информационных перегрузок.
4.Литература.
1.А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб,1996 г.
2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год.
Информация о работе Истерический невроз у детей и школьников