Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:05, контрольная работа
Цель работы: раскрыть понятие "нарушение слуха", «глухота», основываясь на трудах современных исследователей.
Задачи:
- рассмотреть речь, как одну из центральных, важнейших психических функций, которая напрямую зависит от слуха;
- рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей;
Введение
1. Современные представления о нарушении слуха. Речь, как одна из важнейших психических функций, напрямую зависящая от слуха
2. Классификация слуховых нарушений
3.Виды глухоты и причины поражения слуха
4. Методы исследования слуха
5. Особенности общения с теми, у кого нарушен слух
6.Как сохранить слух?
Список используемой литературы
«Анатомия, физиология и патология органов слуха».
по теме «Классификация глухих детей»
Содержание
Введение
1. Современные представления
о нарушении слуха. Речь, как
одна из важнейших психических
функций, напрямую зависящая
2. Классификация слуховых
нарушений
3.Виды глухоты и
причины поражения слуха
4. Методы исследования
слуха
5. Особенности общения
с теми, у кого нарушен слух
6.Как сохранить слух?
Список используемой литературы
Цель работы: раскрыть понятие "нарушение слуха", «глухота», основываясь на трудах современных исследователей.
Задачи:
- рассмотреть речь, как
одну из центральных,
- рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей;
- рассмотреть классификацию
слуховых нарушений,
- рассмотреть причины, вызывающие нарушение слуха у детей.
Введение
«Среди аномальных детей
значительную категорию составляют
дети с различными выраженными отклонениями
слуха. Слух - отражение действительности
в форме звуковых явлений, способность
живого организма воспринимать и
различать звуки. Эта способность
реализуется посредством органа
слуха, или звукового анализатора,
- сложного нервного механизма, воспринимающего
и дифференцирующего звуковые раздражения.
Слуховой анализатор включает периферический,
или рецепторный, отдел (наружное, среднее
и внутреннее ухо), средний, или проводниковый,
отдел (слуховой нерв) и центральный,
корковый, отдел, расположенный в
височных долях больших полушарий.
Ухо является усилителем и преобразователем
звуковых колебаний. Нарушение деятельности
слухового анализатора у
У взрослого человека к
моменту нарушения слуха
1. Современные
представления о нарушении
«Окружающий нас мир полон звуков, отличающихся огромным разнообразием. Мы живем в мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков. Слух имеет огромное значение для развития человека. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство. Это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности.
Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития - первые три года. По истечения этой стадии процесс слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса. Потребность в общении получает дальнейшее развитие. Впервые возникая в социальной ситуации, речь сопровождает другие виды деятельности ребенка. Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Овладение речью - одной из центральных, важнейших психических функций - в определяющей степени зависит от слуха. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными».
2.Классификация слуховых нарушений
В медицине нарушения слуха обозначаются терминами "тугоухость" и "глухота". Диагноз "тугоухость" подразумевает различное по тяжести ухудшение способности слышать, а диагноз "глухота" означает практически полную утрату этой способности.
Классификация глухоты и тугоухости составляется с учетом Международной номенклатуры нарушений, в которой глухота и тугоухость определяются как уровни слухового нарушения, и приводится в сопоставлении с используемой в настоящее время Классификацией тугоухости, предложенной ВОЗ.
Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и восприятием разговорной речи в метрах.
Эта классификация в
Асимметричное нарушение слуха оценивается по лучше слышащему уху.
Для измерения степени
тугоухости применяется аудиометрия
(несколько подробнее о ней - ниже).
При тональной аудиометрии
Если же для того, чтобы
тестируемый услышал тон, нужно
усилить последний до 26-40 дБ (т.е.
увеличить давление по сравнению
с нормой в 100 раз), то речь идет уже
о легких нарушениях слуха. Эти люди
плохо понимают речь на фоне общего
шума. При усилении звука до 41-55 дБ
речь идет о тугоухости I степени. Как
"нарушение слуха средней
Для оценки состояния слуха
в нашей стране широко использовалась
классификация Л.В.Неймана (1961), в
которой установлены три
-I степень - потеря слуха не превышает 50 дБ,
-II степень - от 50 до 70 дБ,
-III степень - потеря слуха превышает 70-80 дБ.
Классификация слуховых нарушений (уровни слухового нарушения, средняя потеря слуха (дБ), степени тугоухости по ВОЗ)
Полная потеря - глухота;
-глубокое нарушение слуха 90 дБ и более - тугоухость;
-тяжелое нарушение слуха 71-90 дБ - тугоухость ІІІ степени;
-среднетяжелое нарушение слуха 56-70 дБ - тугоухость ІІ степени;
-среднее нарушение слуха 41-55 дБ - тугоухость І степени;
-легкое нарушение слуха 26-40 дБ - воспринимается обычная речь.
Классификация глухих и слабослышащих детей
Существует несколько
классификаций детей с
Л.В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимости от объема воспринимаемых частот:
1-я группа — глухие
дети, воспринимающие самые низкие
частоты (125-150 Гц). Эти дети не
различают каких-либо звуков
2-я группа — глухие
дети, воспринимающие частоты 150-500
Гц. Дети этой группы реагируют
на громкий голос у уха,
3-я группа — дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.
4-я группа — дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц.
Дети, относящиеся к 3-й и 4-й группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии (звуки музыкальных инструментов, бытовые звуки — звонок в дверь, звонок телефона и т.д.).
Дети 4-й группы различают почти все гласные, отдельные фразы и слова, звучащие возле уха и на небольшом расстоянии.
Все глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха. Остаточный слух в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.
Тугоухость выражается тоже в различной степени. Л.В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей по степени понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).
В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:
1-я степень — снижение
слуха в речевом диапазоне
не превышает 50 дБ; восприятие
частот в пределах 125-8000 Гц. Речевое
общение вполне доступно. Возможно
разборчивое восприятие речи
разговорной громкости на
2-я степень — снижен
слух в речевом диапазоне до
70 дБ. Речевое общение затруднено.
Разговорная речь
3-я степень — снижен
слух в речевом диапазоне до
70 дБ. Речь разговорной громкости
становится неразборчива даже
у самого уха. Общение
Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие снижением слуха на 15-20 дБ. Л.В. Нейман предлагает принять эту степень потери слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. По классификации Л.В. Неймана, условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ.
В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.
1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;
2-я степень тугоухости — снижение слуха от 40 до 55 дБ;
3-я степень тугоухости — снижение слуха от 55 до 70 дБ;
4-я степень тугоухости — снижение слуха от 70 до 90 дБ.
Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.
Диагноз "глухота" ставится уже при потере слуха 75-80 дБ, тех, у кого потеря слуха не превышает 75-80 дБ, обычно называют "слабослышащими".
Детей с нарушениями слуха также делят на группы по объему воспринимаемых частот: 1-я группа - дети, воспринимающие самые низкие частоты - 128-256 Гц; далее с каждой группой диапазон воспринимаемых частот растет до 2048 Гц и выше.
Если медицинские
Имеется, например, классификация для школы (G.Beckman, 1966).
Школьная классификация остроты слуха (понижение слуха (дБ), вид школы):
-35-40 дБ - нормальная школа,
без слуховых аппаратов,
-40-60 дБ - нормальная школа
с упртреблением слуховых
-60-90 дБ - школа для слабослышащих
с употреблением слуховых
-свыше 90 - школа для глухих.
Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи существует таблица (М.Рortmann и Сl.Рortmann), построенная на пересчете данных тональной аудиометрии.
Восприятие речи (расстояние, с которого воспринимается речь (м), разговорная, шепотная, потеря слуха (дБ)):
-норма разговорная – норма шепотная – до 35 дБ;