Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:16, реферат
Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.
Общие закономерности роста и развития детей и подростков |
Понятие роста и развития.
Процессы роста и развития являются
общебиологическими свойствами живой
материи. Рост и развитие человека,
начинающиеся с момента оплодотворения
яйцеклетки, представляют собой непрерывный
поступательный процесс, протекающий
в течение всей его жизни. Процесс
развития протекает скачкообразно,
и разница между отдельными этапами,
или периодами, жизни сводится не
только к количественным, но и качественным
изменениям. |
Закономерности
роста и развития детей; пропорции
тела на разных этапах развития. К важным
закономерностям роста и
И. А. Аршавский
сформулировал «энергетическое правило
скелетных мышц» в качестве основного
фактора, позволяющего понять не только
специфические особенности физиологических
функций организма в различные возрастные
периоды, но и закономерности индивидуального
развития. Согласно его данным, особенности
энергетических процессов в различные
возрастные периоды, а также изменение
и преобразование деятельности дыхательной
и сердечно-сосудистой систем в процессе
онтогенеза находятся в зависимости от
соответствующего развития скелетной
мускулатуры.
А. А. Маркосян
к общим законам индивидуального развития
отнес и надежность биологической системы.
Под надежностью
биологической системы принято понимать
такой уровень регулирования процессов
в организме, когда обеспечивается их
оптимальное протекание с экстренной
мобилизацией резервных возможностей
и взаимозаменяемости, гарантирующей
приспособление к новым условиям и с быстрым
возвратом к исходному состоянию.
Согласно этой
концепции, весь путь развития от зачатия
до естественного конца проходит при наличии
запаса жизненных возможностей. Эти резервные
возможности обеспечивают развитие и
оптимальное течение жизненных процессов
при меняющихся условиях внешней среды.
Приведем несколько примеров.
В крови одного
человека находится столько тромбина
(фермента, участвующего в свертывании
крови), что его достаточно для свертывания
крови у 500 человек. Стенка сонной артерии
выдерживает давление 20•100000 Па, тогда
как давление на этом участке кровеносной
системы редко превышает одну треть 105
Па. Бедренная кость выдерживает растяжение
в 1500 кг, а большая берцовая кость не ломается
под
тяжестью груза в 1650 кг, что в 30 раз превышает
обычную нагрузку. Огромное количество
нервных клеток рассматривают как один
из возможных факторов надежности нервной
системы и др.
П.К.Анохин выдвинул учение о гетерохронии
(неравномерное созревание функциональных
систем) и вытекающее из него учение о
системогенезе. Согласно его представлениям,
под функциональной системой следует
понимать широкое функциональное объединение
различно локализованных структур на
основе получения конечного приспособительного
эффекта, необходимого в данный момент
(например, функциональная система дыхания,
функциональная система, обеспечивающая
передвижение тела в пространстве, и др.).
Структура функциональной системы сложна
и включает в себя афферентный синтез,
принятие решения, само действие и его
результат, обратную афферентацию из эффекторных
органов и, наконец, акцептор действия,
сопоставление полученного эффекта с
ожидаемым.
Афферентный синтез включает в себя обработку,
синтезирование разных видов информации,
поступающей в нервную систему. В результате
анализа и синтеза поступившей информации
она сопоставляется с прошлым опытом.
В акцепторе действия формируется модель
будущего действия, происходит прогнозирование
будущего результата и сопоставление
фактического результата с ранее сформированной
моделью.
Функциональные системы созревают неравномерно,
включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая
организму приспособление в различные
периоды онтогенетического развития.
Структуры, которые в совокупности должны
составить к моменту рождения функциональную
систему, выполняющую жизненно важное
значение, закладываются и созреваются
избирательно и ускоренно. Например, круговая
мышца рта иннервируется ускоренно и задолго
до того, как будут иннервированы другие
мышцы лица. Ускоренное развитие претерпевает
не только круговая мышца рта, но и другие
мышцы и те структуры центральной нервной
системы, которые обеспечивают акт сосания.
Из всех нервов руки прежде всего и полнее
всего развиваются
те, которые обеспечивают
сокращение мышц-сгибателей пальцев, участвующих
в хватательном рефлексе. Такое избирательное
и ускоренное развитие морфологических
образований, которые составляют полноценную
функциональную систему, обеспечивающую
новорожденному выживание, получило название
системо-генеза.
Системогенез как общая закономерность
развития особенно четко выявляется на
стадии эмбрионального развития. Однако
гетерохронное созревание и поэтапное
включение и смена функциональных систем
характерны и для других этапов индивидуального
развития.
С момента рождения и до смерти в организме
человека отмечаются специфические особенности
строения, биохимических процессов, функций
организма в целом и отдельных его систем,
которые изменяются в различные периоды
его жизни. Эти изменения обусловлены
наследственными факторами, в известной
мере определяющими этапы роста и развития.
Однако решающее, значение для проявления
этих наследственных факторов, формирования
возрастных особенностей имеют обучение
и воспитание, питание и гигиенические
условия жизни, общение ребенка с окружающими
людьми, спортивная и трудовая деятельность
и другие факторы, составляющие существо
социальной жизни человека.
Общие закономерности роста и развития детей и подростков - Страница 5 |
|
|
Из таблицы
видно, что наибольшей интенсивностью
рост ребенка отличается в первый
год жизни и в период полового
созревания, т.е. в 11 —15 лет. Если при
рождении рост ребенка в среднем
равен 50 см, то к концу первого
года жизни он достигает 75—80 см, т. е.
увеличивается более чем на 50%;
масса тела за год утраивается
— при рождении ребенка она
равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к
концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие
годы до периода полового созревания
темп роста снижается, и ежегодная
прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг,
с увеличением длины тела на 4,0—5,0
см.
Второй скачок
роста связан с наступлением полового
созревания. За год длина тела увеличивается
на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки
несколько опережают в росте мальчиков,
в 13—14 лет девочки и мальчики растут почти
одинаково, а с 14—15 лет юноши обгоняют
в росте девушек, и это превышение роста
у мужчин над женщинами сохраняется в
течение всей жизни.
С периода новорожденности
и до достижения зрелого возраста длина
тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища
— в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина
ноги — в 5 раз.
Пропорции тела
с возрастом также сильно меняются (рис.
2).
Новорожденный
отличается от взрослого человека относительно
короткими конечностями, большим туловищем
и большой головой. Высота головы новорожденного
составляет 74 длины туловища, у ребенка
двух лет — 1/5, шести — 1/6, 12 лет — 1/7 и у
взрослых — 1/8. С возрастом рост головы
замедляется, а рост конечностей ускоряется.
До начала периода полового созревания
(предпубертатный период) половые различия
в пропорциях тела отсутствуют, а в период
полового созревания (пубертатный период)
у юношей конечности становятся длиннее,
а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Можно отметить
три периода различия пропорций между
длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от
6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния.
Если в предпубертатный период общий рост
увеличивается за счет роста ног, то в
пубертатном периоде — за счет роста туловища.
Общие закономерности роста и развития детей и подростков - Страница 8 |
|
|
Гетерохронизм, наблюдаемый
при сравнительном изучении развития
отдельных морфологических
Наряду с типичными для каждого возрастного
периода особенностями имеются индивидуальные
особенности развития. Они варьируют и
зависят от состояния здоровья, условий
жизни, степени развития нервной системы.
Резкие индивидуальные отклонения в развитии
проявляются преимущественно на первом
году жизни, когда они связаны с врожденными
особенностями и условиями воспитания.
Влияние среды на рост и развитие. Организм
ребенка развивается в конкретных условиях
среды, непрерывно действующей на организм
ребенка и в значительной мере определяющей
ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал,
что «...организм без внешней среды, поддерживающей
его существование, невозможен, поэтому
в научное определение организма должна
входить и среда, влияющая на него, а так
как без последней существование организма
невозможно, то споры о том, что в жизни
важнее — среда или самое тело — не имеют
ни малейшего смысла».
Ход морфологических и функциональных
перестроек организма ребенка в разные
возрастные периоды подвержен воздействию
генетических факторов и факторов среды.
В зависимости от конкретных условий среды
процесс развития может быть ускорен или
замедлен, а его возрастные периоды могут
наступать раньше или позже и иметь разную
продолжительность.
Качественное своеобразие организма ребенка,
изменяющееся на каждой ступени индивидуального
развития, проявляется во всем, прежде
всего в характере его взаимодействия
с окружающей средой. Нельзя думать, что
биологический фонд, с которым рождается
ребенок, не может быть в дальнейшем в
какой-то мере расшатан или в определенной
мере изменен. Под влиянием внешней среды,
особенно ее социальной стороны, те или
иные обусловленные наследственностью
качества могут быть реализованы и развиты,
если среда способствует этому, или, наоборот,
подавлены.
АКСЕЛЕРАЦИЯ
Понятие акселерации. В последней
четверти XIX — начале XX в. во многих
странах замечено ускорение роста детей.
С тех пор данные об ускорении физического
развития детей стали накапливаться, и
в 1935 г. сложный комплекс явлений, характеризующих
ускорение развития, был назван Е. Кохом
акселерацией (лат. ассеlеrаrе — ускорять).
Первоначально многие исследователи понимали
под акселерацией ускорение главным образом
физического развития детей и подростков.
Позже это понятие было значительно расширено.
Под акселерацией стали понимать увеличение
размеров тела и наступление созревания
в более ранние сроки. Длина тела, объем
груди и масса тела стали рассматриваться
как наиболее важные признаки физического
развития. Но, помня, что морфологические
особенности организма тесно связаны
с его функциональной деятельностью, некоторые
авторы в качестве признаков физического
развития стали рассматривать жизненную
емкость легких, силу отдельных мышечных
групп, степень окостенения скелета (в
частности, кисти), прорезывание и смену
зубов, степень полового созревания. Некоторые
авторы к существенным признакам относят
и пропорции тела.
К настоящему времени понятие «акселерация»
стало настолько широким, что говорят
не только об ускорении физического развития
детей и подростков, но и об увеличении
размеров тела взрослых, более позднем
наступлении климакса.
В этой связи часто пользуются более широким
понятием — секулярный тренд (вековая
тенденция), понимая под этим тенденцию,
наблюдающуюся примерно в течение века,
к ускорению физического развития всего
организма, от внутриутробного периода
до взрослого состояния.
Акселерация роста и массы тела. Действительно,
ускорение роста можно наблюдать уже на
стадии внутриутробного развития. Исследования
новорожденных показали, что за последние
30—40 лет длина их тела возросла на 0,5—1
см, а масса — на 100—150 г. У детей первого
года жизни, кроме увеличения роста и массы
тела, снижается возраст удвоения массы
тела и перекреста размеров окружностей
головы и груди. Масса тела ребенка удваивается
сейчас к четырем месяцам вместо шести.
Годовалые дети в среднем длиннее на 5
см, тяжелее на 1,5—2 кг, чем 50—75 лет назад.
Акселерация отчетливо видна у
детей ясельного и дошкольного
возраста. У варшавских детей в возрасте
от 1,5 до 3 лет с 1881 по 1961 г. длина тела увеличилась
на 10—12 см, а с 1924 по 1961 г.— примерно на
4 см. В Северной Америке, Англии, Швеции,
Польше у детей от 5 до 7 лет среднее увеличение
между 1800 и 1950 гг. составляет в каждое десятилетие
1,5 см для длины тела и 0,5 кг для массы. На
год раньше начинают прорезываться постоянные
зубы.
М. И. К о р с у н с к а я на VII Международном
конгрессе антропологических и этнографических
наук (1964) привела данные о динамике физического
развития детей дошкольного возраста
в СССР. Она отмечает подъем уровня физического
развития детей дошкольного возраста
в СССР к началу Великой Отечественной
войны, спад его в годы войны, подъем, выравнивание
и превышение в послевоенные годы.
По сравнению с 1923—1925 гг. подростки и юноши
Москвы, Ленинграда и Киева от 14 до 17 лет
увеличились в росте на 10—13 см, в массе
— на 9—11 кг и в окружности груди — на
4,7 см. Подростки Свердловска, Харькова,
Ташкента, Ростова-на-Дону, Минска, Тулы,
Глухова, а также Волоколамского района
Московской области за этот же период
увеличились в росте на 9—11 см и в массе
— на 8—10 кг.
Максимальное снижение роста и массы за
время Отечественной войны обнаружено
у подростков Ленинграда, перенесших военную
блокаду (рост — на 10,5 см, масса — на 11
кг), у подростков Горького и Москвы (рост
— на 7—8 см, масса —на 6—7 кг).
Наблюдается увеличение размеров тела
не только детей и подростков, но и взрослого
населения.
Акселерация полового созревания. Одновременно
с ускорением роста изменились и сроки
полового созревания. Время появления
первой менструации у ленинградских школьниц
в 1959 г. отмечено в 12 лет 11 месяцев, а в 1927—1930
гг.— 14 лет 2 месяца. В 1935 г. в группе 13-летних
армянок Тбилиси лишь 20% девочек имели
менструации, тогда как в 1962 г.— 43%. У ленинградских
мальчиков волосы на лобке и в подмышечных
впадинах в 1959 г. появлялись на 1,5—2 года
раньше, чем в 1927 — 1930 гг.
Так же как и для размеров тела, в 1941 —1945
гг. наблюдалось отставание полового созревания.
Есть сообщения об удлинении детородного
периода за последние 60 лет на 8 лет. За
последнее столетие в Центральной Европе
менопауза (прекращение менструации) отодвинулась
с 45 до 48 лет. У женщин в нашей стране менопауза
наступает в среднем в 46,7 года, а в начале
века начиналась в 43,7 года.
Причины акселерации. Относительно
причин акселерации до настоящего время
не сформировано общепринятой точки
зрения. Выдвинуто много гипотез,
предположений.
Большинство ученых считают изменение
в питании определяющим фактором во всех
сдвигах развития. Связывается это с увеличением
количества потребляемых полноценных
белков и натуральных жиров на душу населения.
Сюда же относят более регулярное потребление
овощей и фруктов в течение года, усиленную
витаминизацию организма матери и ребенка.
Гелиогенная теория акселерации отводит
весьма существенную роль воздействию
на ребенка солнечных лучей; считает, что
дети в настоящее время больше подвергаются
влиянию солнечной радиации. Но вряд ли
это звучит убедительно, ибо процесс акселерации
в северных странах идет не меньшими темпами,
чем в южных.
Некоторые ученые связывают акселерацию
с изменением климата. Влажный и теплый
воздух ведет к замедлению процессов роста
и развития. Прохладный сухой климат способствует
потере тепла организмом и поэтому якобы
стимулирует рост.
Есть данные также о стимулирующем воздействии
на организм малых доз ионизирующих излучений.
Наряду с улучшением питания важной причиной
акселерации считают общее снижение заболеваемости
в младенчестве и детстве, что связано
с общими успехами медицины.
Развитие науки и технический прогресс
привели к появлению множества новых факторов
воздействия на человека, причем свойства
этих факторов и действие их на организм
практически еще не известны (речь идет
о химических веществах, применяющихся
в промышленности, сельском хозяйстве,
быту, новых лекарственных средствах с
невыясненными побочными влияниями и
т. п.).
Некоторые авторы значительную роль в
акселерации отводят новым формам и методам
воспитания и образования, постоянному,
значительно более частому, чем прежде,
общению между мальчиками и девочками, спорту, физкультуре.
Связывают акселерацию и с раздражающим
воздействием темпов городской жизни.
Сюда относят обильное искусственное
освещение (включая рекламу); стимулирующее
воздействие электромагнитных колебаний,
возникающих при работе радио- и телевизионных
Информация о работе Общие закономерности роста и развития детей и подростков