Общие закономерности роста и развития детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:16, реферат

Описание

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Работа состоит из  1 файл

Общие закономерности роста и развития детей и подростков.docx

— 231.55 Кб (Скачать документ)

Общие закономерности роста и развития детей и подростков


 
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой  материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный  поступательный процесс, протекающий  в течение всей его жизни. Процесс  развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами, жизни сводится не только к количественным, но и качественным изменениям. 
Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст. 
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровнен сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. 
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. 
В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах, таких, как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток; в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.


Закономерности  роста и развития детей; пропорции  тела на разных этапах развития. К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность  и непрерывность роста и развития, гетерохрония с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем и акселерация. 
И. А. Аршавский сформулировал «энергетическое правило скелетных мышц» в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры. 
А. А. Маркосян к общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологической системы. 
Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям и с быстрым возвратом к исходному состоянию. 
Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды. Приведем несколько примеров. 
В крови одного человека находится столько тромбина (фермента, участвующего в свертывании крови), что его достаточно для свертывания крови у 500 человек. Стенка сонной артерии выдерживает давление 20•100000 Па, тогда как давление на этом участке кровеносной системы редко превышает одну треть 105 Па. Бедренная кость выдерживает растяжение в 1500 кг, а большая берцовая кость не ломается под  
тяжестью груза в 1650 кг, что в 30 раз превышает обычную нагрузку. Огромное количество нервных клеток рассматривают как один из возможных факторов надежности нервной системы и др. 
П.К.Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система дыхания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). 
Структура функциональной системы сложна и включает в себя афферентный синтез, принятие решения, само действие и его результат, обратную афферентацию из эффекторных органов и, наконец, акцептор действия, сопоставление полученного эффекта с ожидаемым. 
Афферентный синтез включает в себя обработку, синтезирование разных видов информации, поступающей в нервную систему. В результате анализа и синтеза поступившей информации она сопоставляется с прошлым опытом. 
В акцепторе действия формируется модель будущего действия, происходит прогнозирование будущего результата и сопоставление фактического результата с ранее сформированной моделью. 
Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. 
Структуры, которые в совокупности должны составить к моменту рождения функциональную систему, выполняющую жизненно важное значение, закладываются и созреваются избирательно и ускоренно. Например, круговая мышца рта иннервируется ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Ускоренное развитие претерпевает не только круговая мышца рта, но и другие мышцы и те структуры центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Из всех нервов руки прежде всего и полнее всего развиваются 

те, которые обеспечивают сокращение мышц-сгибателей пальцев, участвующих  в хватательном рефлексе. Такое избирательное  и ускоренное развитие морфологических  образований, которые составляют полноценную  функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание, получило название системо-генеза. 
Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание и поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития. 
С момента рождения и до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций организма в целом и отдельных его систем, которые изменяются в различные периоды его жизни. Эти изменения обусловлены наследственными факторами, в известной мере определяющими этапы роста и развития. Однако решающее, значение для проявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей имеют обучение и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общение ребенка с окружающими людьми, спортивная и трудовая деятельность и другие факторы, составляющие существо социальной жизни человека.

Общие закономерности роста и развития детей и подростков - Страница 5


 
Жизнь человека — это непрерывный  процесс развития. Первые шаги и  дальнейшее развитие двигательной функции, первые слова ребенка и развитие речевой функции, превращение ребенка  в подростка в период полового созревания, непрерывное развитие центральной  нервной системы, усложнение рефлекторной деятельности — это только примеры  из огромного числа непрерывных  изменений организма.

 
Характерной особенностью процесса роста  детского организма являются его  неравномерность, или гетерохронизм, и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым  замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом  выражении темпа роста организма  ребенка (рис. 1, табл. 1). 


Из таблицы  видно, что наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т.е. в 11 —15 лет. Если при  рождении рост ребенка в среднем  равен 50 см, то к концу первого  года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается  — при рождении ребенка она  равна в среднем 3,0—3,2 кг, а к  концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие  годы до периода полового созревания темп роста снижается, и ежегодная  прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см. 
Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. 
С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5 раз. 
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются (рис. 2). 
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 74 длины туловища, у ребенка двух лет — 1/5, шести — 1/6, 12 лет — 1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек. 
Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.

Общие закономерности роста и развития детей и подростков - Страница 8


 
Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в  основном совпадают с кривой роста  длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип  роста. Например, рост половых органов  происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани  к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75—90% от величины головы взрослого  человека. Другие части скелета и  после 4 лет продолжают интенсивно расти.

 
В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и  формирование вторичных половых  признаков. 
Гетерохрония в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только при сопоставлении темпов их роста. Отдельные части физиологических систем также созревают неравномерно. 
Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в различные сроки. Например, центростремительная, или афферентная, часть нервной системы, т.е. та часть, которая несет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрелая уже при рождении ребенка, окончательно созревает к 6—7 годам. Между тем центробежная, или эфферентная, часть нервной системы, т. е. та часть, которая несет импульсы из центральной нервной системы к рабочим органам — мышцам и железам, окончательно созревает только к 23—25 годам. 
Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток. 
Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивной дифференцировки. 
Усиленная дифференцировка вызывает замедление роста. Нарастание массы головного и спинного мозга в основном заканчивается к 8—10 годам, почти достигая массы взрослого; функциональное совершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. 
Созревание двигательного анализатора наступает в основном в 13—14 лет, проходя ряд этапов совершенствования двигательной функции. Вместе с тем в 15—18 лет происходит дальнейший интенсивный рост и дифференциация мышечной ткани. 
Гетерохрония развития позволяет обеспечить ускоренный и избирательный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые раньше всего необходимы организму на данном этапе онтогенеза.


Гетерохронизм, наблюдаемый  при сравнительном изучении развития отдельных морфологических образований  или функций, ни в какой мере не является показателем отсутствия или  нарушения гармоничности развития организма ребенка на отдельных  этапах его жизни. 
Наряду с типичными для каждого возрастного периода особенностями имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы. Резкие индивидуальные отклонения в развитии проявляются преимущественно на первом году жизни, когда они связаны с врожденными особенностями и условиями воспитания. 
Влияние среды на рост и развитие. Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующей на организм ребенка и в значительной мере определяющей ход его развития. Еще И.М. Сеченов отмечал, что «...организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, а так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или самое тело — не имеют ни малейшего смысла». 
Ход морфологических и функциональных перестроек организма ребенка в разные возрастные периоды подвержен воздействию генетических факторов и факторов среды. 
В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность. 
Качественное своеобразие организма ребенка, изменяющееся на каждой ступени индивидуального развития, проявляется во всем, прежде всего в характере его взаимодействия с окружающей средой. Нельзя думать, что биологический фонд, с которым рождается ребенок, не может быть в дальнейшем в какой-то мере расшатан или в определенной мере изменен. Под влиянием внешней среды, особенно ее социальной стороны, те или иные обусловленные наследственностью качества могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому, или, наоборот, подавлены.

 
АКСЕЛЕРАЦИЯ

Понятие акселерации. В последней  четверти XIX — начале XX в. во многих странах замечено ускорение роста детей. С тех пор данные об ускорении физического развития детей стали накапливаться, и в 1935 г. сложный комплекс явлений, характеризующих ускорение развития, был назван Е. Кохом акселерацией (лат. ассеlеrаrе — ускорять). 
Первоначально многие исследователи понимали под акселерацией ускорение главным образом физического развития детей и подростков. Позже это понятие было значительно расширено. 
Под акселерацией стали понимать увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки. Длина тела, объем груди и масса тела стали рассматриваться как наиболее важные признаки физического развития. Но, помня, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, некоторые авторы в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Некоторые авторы к существенным признакам относят и пропорции тела. 
К настоящему времени понятие «акселерация» стало настолько широким, что говорят не только об ускорении физического развития детей и подростков, но и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. 
В этой связи часто пользуются более широким понятием — секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под этим тенденцию, наблюдающуюся примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма, от внутриутробного периода до взрослого состояния. 
Акселерация роста и массы тела. Действительно, ускорение роста можно наблюдать уже на стадии внутриутробного развития. Исследования новорожденных показали, что за последние 30—40 лет длина их тела возросла на 0,5—1 см, а масса — на 100—150 г. У детей первого года жизни, кроме увеличения роста и массы тела, снижается возраст удвоения массы тела и перекреста размеров окружностей головы и груди. Масса тела ребенка удваивается сейчас к четырем месяцам вместо шести. Годовалые дети в среднем длиннее на 5 см, тяжелее на 1,5—2 кг, чем 50—75 лет назад.  

 
Акселерация отчетливо видна у  детей ясельного и дошкольного  возраста. У варшавских детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с 1881 по 1961 г. длина тела увеличилась на 10—12 см, а с 1924 по 1961 г.— примерно на 4 см. В Северной Америке, Англии, Швеции, Польше у детей от 5 до 7 лет среднее увеличение между 1800 и 1950 гг. составляет в каждое десятилетие 1,5 см для длины тела и 0,5 кг для массы. На год раньше начинают прорезываться постоянные зубы. 
М. И. К о р с у н с к а я на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (1964) привела данные о динамике физического развития детей дошкольного возраста в СССР. Она отмечает подъем уровня физического развития детей дошкольного возраста в СССР к началу Великой Отечественной войны, спад его в годы войны, подъем, выравнивание и превышение в послевоенные годы. 
По сравнению с 1923—1925 гг. подростки и юноши Москвы, Ленинграда и Киева от 14 до 17 лет увеличились в росте на 10—13 см, в массе — на 9—11 кг и в окружности груди — на 4,7 см. Подростки Свердловска, Харькова, Ташкента, Ростова-на-Дону, Минска, Тулы, Глухова, а также Волоколамского района Московской области за этот же период увеличились в росте на 9—11 см и в массе — на 8—10 кг. 
Максимальное снижение роста и массы за время Отечественной войны обнаружено у подростков Ленинграда, перенесших военную блокаду (рост — на 10,5 см, масса — на 11 кг), у подростков Горького и Москвы (рост — на 7—8 см, масса —на 6—7 кг). 
Наблюдается увеличение размеров тела не только детей и подростков, но и взрослого населения. 
Акселерация полового созревания. Одновременно с ускорением роста изменились и сроки полового созревания. Время появления первой менструации у ленинградских школьниц в 1959 г. отмечено в 12 лет 11 месяцев, а в 1927—1930 гг.— 14 лет 2 месяца. В 1935 г. в группе 13-летних армянок Тбилиси лишь 20% девочек имели менструации, тогда как в 1962 г.— 43%. У ленинградских мальчиков волосы на лобке и в подмышечных впадинах в 1959 г. появлялись на 1,5—2 года раньше, чем в 1927 — 1930 гг. 
Так же как и для размеров тела, в 1941 —1945 гг. наблюдалось отставание полового созревания. 
Есть сообщения об удлинении детородного периода за последние 60 лет на 8 лет. За последнее столетие в Центральной Европе менопауза (прекращение менструации) отодвинулась с 45 до 48 лет. У женщин в нашей стране менопауза наступает в среднем в 46,7 года, а в начале века начиналась в 43,7 года.

Причины акселерации. Относительно причин акселерации до настоящего время  не сформировано общепринятой точки  зрения. Выдвинуто много гипотез, предположений. 
Большинство ученых считают изменение в питании определяющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и натуральных жиров на душу населения. Сюда же относят более регулярное потребление овощей и фруктов в течение года, усиленную витаминизацию организма матери и ребенка. 
Гелиогенная теория акселерации отводит весьма существенную роль воздействию на ребенка солнечных лучей; считает, что дети в настоящее время больше подвергаются влиянию солнечной радиации. Но вряд ли это звучит убедительно, ибо процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных. 
Некоторые ученые связывают акселерацию с изменением климата. Влажный и теплый воздух ведет к замедлению процессов роста и развития. Прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом и поэтому якобы стимулирует рост. 
Есть данные также о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений. 
Наряду с улучшением питания важной причиной акселерации считают общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве, что связано с общими успехами медицины. 
Развитие науки и технический прогресс привели к появлению множества новых факторов воздействия на человека, причем свойства  этих факторов и действие их на организм практически еще не известны (речь идет о химических веществах, применяющихся в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах с невыясненными побочными влияниями и т. п.). 
Некоторые авторы значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, постоянному, значительно более частому, чем прежде, общению между мальчиками и девочками, спорту, физкультуре. 
Связывают акселерацию и с раздражающим воздействием темпов городской жизни. Сюда относят обильное искусственное 
освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио- и телевизионных

Информация о работе Общие закономерности роста и развития детей и подростков