Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.
Речь – форма
общения людей, опосредованная языком,
особый вид Деятельности.
В первый год жизни наблюдаются предпосылки
речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание
(гуление). 2-е полугодие – лепет. В это
время ребенком приобретается пассивный
словарь. Ребенок понимает отдельные слова,
обращенные к нему.
1 год. Появляются отдельные слова (автономная
детская речь). Она не понятна для окружающих,
многозначна, ситуативна, аграмматична.
1 – 3 года. Активный и пассивный словари
растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов.
Ребенок начинает говорить предложениями.
К 3-м годам правильно произносит звуки
за исключением сложных.
3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов.
Наблюдается словотворчество (слова создаются
по правилам грамматики). К семи годам
ребенок должен уметь строить любое предложение,
правильно произносить все звуки. Речь
становится родной. В этот период появляется
эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной
функции (комментарии собственных действий)
затем это переходит во внутреннюю речь.
К 7 годам появляется контекстная речь
(полная, развернутая).
Младший школьный возраст. Контекстная
и письменная речь.
Подростковый возраст. Появляется литературная
речь. И поскольку бурная жизнь и личностное
развитие – появляется сленг.
Речь первоначально является средством
общения с окружающими и позже, в форме
внутренней речи, средством мышления.
Словесное мышление – перенесение речи
внутрь.
Речь - исторически сложившаяся форма
общения людей посредством языка. Речь
рассматривают как процесс общения людей
и как механизм мыслительной деятельности.
Выделяют 2 неразрывные функции речи:
- общение (коммуникативная)
- мышление
Речь является высшей психической функцией,
социальной по своему происхождению. Поэтому
развитие речи в онтогенезе всецело зависит
от восприятия ребенком речи взрослых
окружающих людей. Без этого речь у ребенка
развиваться не будет (пример: Маугли,
дети с нарушением слуха). В процессе речевого
развития происходит дифференциация функций
речи и обслуживающих и формирующих(письменная,
устная, внутренняя речь).
Младенческий возраст (до 1 года).
Социальный характер направленности речевых
реакций.
В первом полугодии формируется речевой
слух, а сам ребенок при радостном оживлении
издает звуки, называемые обычно гулением.
Во втором полугодии возникает лепет,
в котором можно различить некоторые повторяющиеся
звуковые сочетания, связанные чаще всего
с действиями ребенка. Лепет сочетается
с выразительной жестикуляцией.
К концу первого года ребенок понимает
10-20 слов, произносимых взрослым и сам
произносит несколько слов, сходных по
звучанию со словами взрослой речи. Первая
речь ребенка является новообразованием
1-го года называется автономной речью
(Выготский).
Автономная речь отличается от взрослой
речи:
• По звуковой форме. Слова по звучанию
иногда напоминают «взрослые», иногда
отличны от них, обрывки слов, слова - искажения,
сохраняющие общий контур слова.
• слова становятся (1) - многозначными
и (2) - ситуативными. В (1-м) - одним словом
обозначаются несколько предметов (по
какому-то своему признаку), во (2-м) слово
вплетается в целую ситуацию (нужно знать
ее, чтобы понять ребенка).ÞСемантические
различия. Ребенок вкладывает в слово
не тот смысл, что взрослый. У ребенка своя
логика
• .Аграмматичность языка. Слова не обьединяются
в предложения, а переходят друг в друга
как междометия, (бессвязные восклицания).
• .Автономная речь. Возникает только
при яркой эмоциональной окраске ситуации
и активности самого ребенка.
Ранний возраст (от 1 до 3-х).
Сензитивный возраст к усвоению речи.
Автономная речь отмирает (в течение полугода,
если ребенок находится в благоприятной
языковой среде). Если нет общения со взрослыми
или если взрослые ориентируются на автономную
речь ребенка, она задерживается, освоение
речи - замедляется.
Ребенок овладевает фонетической и семантической
сторонами речи:
Произнесение слов становится более правильным.
К 3-м годам ребенок усваивает все основные
звуки языка.
Слово приобретает для ребенка предметное
значение.
Быстро растет пассивный словарь(понимает
названия окружающих предметов, объяснения
(инструкции) взрослых).
К 2-3г. - понимание речи - рассказа, интенсивно
развивается активная речь (словарь меньше,
чем пассивный ). Появляются первые фразы,
вопросы.
К 3-м г. - активный словарь -1000-1500 слов. 1,5
г. - предложения из 2-3-х слов (субъект и
его действие «мам идет» или действие
и объект действия «дай ...», действие и
место действия «...»).
К тем же 3-м г. - усваиваются основные грамматические
формы и синтаксические конструкции языка.
В речи ребенка встречаются почти все
части речи языка, разные типы предложений.
Речевая активность резко возрастает
между 2-3 г. Расширяется круг общения -
может общаться не с близкими (другие взрослые
и дети). О чем говорят?
практические действия ребенка (в совместной
деятельности со взрослым)
отвечает на вопросы и сам их задает (о
том, что делает).
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
В основном завершается процесс овладения
речью.
К 7-ми годам язык становится средством
общения и мышления ребенка, предметом
сознательного изучения (чтение, письмо)
Развивается звуковая сторона речи. Младшие
дошкольники начинают осознавать особенности
своего произношения (узнают неправильно
произнесенные детские слова). Позже формируются
тонкие и дифференцированные звуковые
образы слов, звуков к концу дошкольного
возраста ребенок слышит и говорит правильно
- завершается процесс фонематического
развития.
Интенсивно растет словарный состав (в
зависимости от индивидуальных различий)
Штерн: активный словарь: 1.5г -100сл, 3г - 100-1100сл,
6л - 2500-3000 слов.
Развивается грамматический строй речи.
Усваиваются закономерности построения
слов и фраз. Ребенок 3-5 лет - словотворчество
(способность к самостоятельному словообразованию,
активное творческое овладение речью).
Слова создаются по законам грамматики,
всегда узнаваемы и оригинальны.
Освоение грамматических форм языка и
приобретение большого активного словаря
позволяет ребенку в конце дошкольного
возраста перейти к контексной речи (содержание
раскрывается в контексте, вне зависимости
от ситуации, которая понятна слушателям).
Пересказ, передача впечатлений, ситуативная
речь сохраняется в разговорах на бытовые
темы, при эмоциональных событиях.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает
всеми формами устной речи. Появляются
развернутые сообщения-монологи, рассказы
(передача мыслей, переживаний, замыслов).
В общении со сверстниками развивается
диалогическая речь (указания, оценка,
согласование игровых действий).
Эгоцентрическая речь - помогает ребенку
планировать и регулировать свои действия,
т.е. в дошкольном возрасте возникает регулирующая
функция речи (складывается между 4-5 г)
Монологи - констатируют затруднения,
создает план действий, рассуждает.
Согласно концепции Выготского эгоцентрическая
речь - это речь для себя и входе развития
она не исчезает, а превращается во внутреннюю
речь.
Точка зрения Пиаже на эгоцентрическую
речь - детская речь эгоцентрична потому,
что ребенок говорит лишь «со своей точки
зрения» и не пытается стать на точку зрения
собеседника.
Общение- фактор развития речи. (Новые
формы речи, развернутые высказывания,
усложнение содержания диалогов, вопросы
на отвлеченные темы, и рассуждения- ребенок
учится думать вслух).
1.В школьном возрасте происходит совершенствование
обобщающей ф-ции речи (овладение системой
новых значений),
2.совершенствуется так же регуляторная
ф-ция речи, возникают новые аспекты в
регуляции поведения (социально опосредуются)
- это происходит через осознание своей
социальной позиции (подростковый возраст).
3.коммуникативная ф-ция речи - все больше
опосредуется внутренним миром.
4.Развивается контекстная речь - усложняется
содержание речи.
В школьном возрасте по сравнению с дошкольным
речь замедляется в развитии, хотя и на
достигает совершенства.