Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:12, лекция
основные понятия и история развития анатомии как науки. Предмет анатомии, ее место в системе научных знаний
На рубеже прошлого и нынешнего столетия в анатомию вошел рентгеновский метод. Рентгеновские лучи были открыты в 1895 году. И уже в 1896 году их применили для изучения скелета отечественные анатомы П.Ф.Лесгафт и В.Н.Тонков. Преимущество рентгеновского метода перед методами, ранее применявшимися в анатомии, состоит в том, что он позволяет изучать строение живого человека, видеть функционирующие органы, исследовать в динамике их возрастные изменения. Рентгеновская анатомия выделилась в особый раздел анатомии, необходимый для клиники. В настоящее время помимо рентгеноскопии и рентгенографии применяют специальные рентгеновские методы. Стереорентгенография дает объемные изображения частей тела и органов. Рентгенокинематография позволяет изучать движения органов, сокращения сердца, прохождение контрастного вещества по сосудам. Томография - послойная рентгеновская съемка - дает четкое, без посторонних наслоений, изображение анатомических образований, расположенных в снимаемом слое. Компьютерная томография позволяет получать изображения поперечных срезов головы, туловища, конечностей, на которых органы и ткани различаются по их плотности. Электрорентгенография позволяет получить рентгеновское изображение мягких тканей (кожи, подкожной клетчатки, связок, хрящей, соединительнотканного каркаса паренхиматозных органов), которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи. Рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определять количество минеральных солей в костях.
Изучению анатомии на живом человеке служат методы эндоскопии - наблюдения с помощью специальных оптических приборов внутренней поверхности органов: гортани - ларингоскопия, бронхов - бронхоскопия, желудка - гастроскопия и других.
Ультразвуковая эхолокация (эхография), основанная на различиях акустических свойств органов и тканей, позволяет получить изображения некоторых органов, которые трудно поддаются рентгеновскому исследованию, например, печени, селезенки.
Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования может быть обнаружен при увеличениях, позволяющих производить световую микроскопию.
Активно внедряется в анатомию электронная микроскопия, позволяющая видеть структуры столь тонкие, что они не видны в световом микроскопе. Перспективен метод сканирующей электронной микроскопии, дающий как бы объемное изображение объекта исследования как при малых, так и при больших увеличениях.
Современная
анатомия, как и медицина в целом,
развивается в русле научно-
Анатомическая терминология
Любая наука имеет свой профессиональный язык, систему специальных терминов, обозначающих предметы и процессы, с которыми данная наука имеет дело. Анатомическая терминология, включающая названия частей тела, органов, сосудов, нервов, других анатомических образований, составляет большую часть языка медицины. От названий органов производятся названия их заболеваний, оперативных вмешательств. Ее освоение представляет одну из трудностей в изучении предмета. Анатомические термины происходят из древнегреческого, латинского, древнееврейского, арабского языков. В настоящее время новые термины конструируются на латинской основе.
С конца XIX века ведется работа по упорядочению применяемых в анатомии названий. В 1895 году на конгрессе анатомов в Базеле была принята первая, Базельская, анатомическая номенклатура. Затем были созданы список Британской ревизии (1933), Йенская анатомическая номенклатура (1936). Наконец, в 1955 году на конгрессе анатомов в Париже была утверждена Международная (Парижская) анатомическая номенклатура. На последующих анатомических конгрессах в Нью-Йорке (1960), Висбадене (1965), Ленинграде (1970), Токио (1975), Мехико (1980), Лондоне (1985) в Международную анатомическую номенклатуру вносились изменения и дополнения.
Сейчас
Международная анатомическая
Принципы и направления современной анатомии
Прогресс анатомии определяется не только созданием и усовершенствованием методов исследования, не только накоплением фактов и обогащением специальной терминологии. Современная анатомия включает в себя систему научных взглядов на свой объект изучения - организм человека. Принципы, на которых базируется анатомия, вытекают из идей и принципов диалектики. К ним относится, прежде всего, идея развития. Организм человека рассматривается как в его историческом развитии, с позиций филогенеза, так и в индивидуальном развитии, с позиций онтогенеза.
Одной из задач анатомии является установление черт сходства и различия между человеком и его предками в животном мире. Такой подход позволяет выявить причинные связи в организме, изучить характер изменений, ведущих от негуманоидных приматов к первобытным людям и от последних к современному человеку. Интересным и перспективным является вопрос об эволюционном значении морфологической изменчивости современного человека. Изучение этого вопроса может открыть возможность прогнозирования изменений физического статуса человека в будущем.
Вторая сторона биологического развития - онтогенез - лежит в основе возрастной анатомии. Все части организма формируются во внутриутробном периоде жизни, поэтому изучение эмбрионального развития необходимо для понимания строения сформировавшегося организма. После рождения продолжаются процессы развития и роста. Анатомия ребенка существенно отличается от анатомии взрослого человека, знание ее необходимо для врачей различного профиля.
В настоящее время развивается геронтологическое направление в анатомии, то есть изучение изменений, связанных со старением организма. Анатомические изменения, связанные со старением, должны учитываться при диагностике, медицинских вмешательствах и проведении профилактических мероприятий, имеющих целью сохранение здоровья и работоспособности человека возможно более длительное время.
Принцип целостности лежит в основе современных представлений о строении человеческого тела. Организм человека, как и организм животного, представляет собой биологическую систему, части которой находятся в определенном соподчинении друг другу. Целостность организма достигается благодаря бесчисленным, многообразным связям его частей на всех уровнях организации, начиная от организменного и заканчивая клеточным и субклеточным. Познание материальной основы этих связей входит в задачи анатомии. В течение многих веков анатомия развивалась преимущественно как аналитическая наука. Ее главными методами были рассечение трупов и препарирование, а целью - возможно более детальное описание частей организма. Но известно, что анализ является только одной стороной познания. Второй его стороной является синтез, то есть установление связей между частями, элементами целостной структуры. Применительно к анатомии это выражается в изучении целостной конструкции органов, соотношений и связей между органами и системами органов.
Важнейшим
принципом анатомии является положение
о взаимосвязи и
В дальнейшем это направление развивали В.Н.Тонков, В.П.Воробьев. Большой вклад в функциональную анатомию внесли немецкие ученые В.Ру, Г.Браус, А.Беннигхоф. В современной анатомии функциональный подход широко проводится как в преподавании, таки в научных исследованиях.
Современная анатомия рассматривает организм человека во взаимосвязи с окружающей средой, которая накладывает свой отпечаток на развитие и рост организма. Если в основе индивидуального развития лежит наследственно обусловленный генетический код, качественно определяющий морфологические признаки организма (генотип), то степень выраженности этих признаков, их количественные градации, определяющие индивидуальность (фенотип), во многом зависят от внешних факторов, воздействующих на организм как внутриутробно, так и в постнатальном периоде.
Во взаимоотношениях организма и среды тесно переплетается действие природных, биологических и социальных факторов. Наряду с естественной средой в жизни людей все большую роль играет создаваемая самим человеком искусственная среда, условия его жизни в широком смысле слова. В зависимости от этих условий может существенно изменяться развитие организма.
По этому поводу можно привести слова известного анатома В.П.Воробьева: «Исходя из точно установленных посылок, что в природе нет фактов, всегда одинаково влияющих на течение процессов формообразования, так как в природе нет двух тождественно построенных организмов, исходя из того, что организм представляет не простую сумму частей, а является целым, части которого, изменяясь, влияют на целое и сами изменяются под влиянием изменений, происходящих в других частях, анатом не сделает ошибки, изучая форму исторически, в процессе ее развития, оценивая организацию структуры в момент исследования как этап бесконечного ее изменения в процессе жизни, оценивая силы, влияющие на формообразование их связи, в их взаимодействии, памятуя, что в процессе становления организма все влияет на все».
Большую
опасность для человека несут
нарушения экологического равновесия
в природе, вызываемые загрязнением
и разрушением окружающей среды.
Жизненно важной задачей является изучение
влияния неблагоприятных
Принцип единства теории и практики реализуется в практическом, прикладном направлении - одном из ведущих в анатомии. Прогресс медицины всегда был и остается двигателем анатомических исследований. Можно привести немало примеров того, как развитие той или иной области медицины влекло за собой новые открытия в соответствующих разделах анатомии. Так прогресс в легочной хирургии в 30-е годы XX века привел к пересмотру взглядов на конструкцию легких и созданию учения об их сегментарном строении. Усовершенствование техники нейрохирургических операций вызвало необходимость точного пространственного определения мозговых структур. В результате анатомических исследований составлены стереотаксические атласы мозга, в которых указаны пространственные координаты нервных ядер и путей.
Рассмотренные выше принципы и направления позволяют дать следующее определение анатомии человека. Анатомия - это наука, которая изучает форму и строение целостного организма человека и его частей в их развитии и в единстве с функцией, а также изменения формы и строения, обусловленные воздействиями окружающей среды.
Основные анатомические понятия
При изучении анатомии мы постоянно встречаемся с такими понятиями, как ткань, орган, система органов, организм. Дадим краткое определение этим понятиям.
Ткань - исторически сложившаяся система клеток и их производных, объединенных единством происхождения, и обладающая специфическими морфофизиологическими и биохимическими свойствами.
Ткани являются строительными материалами, из которых сформированы органы. В организме человека выделяют 4 основные формы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Эпителиальная ткань покрывает внешнюю поверхность тела и выстилает слизистые оболочки полых органов. Эта ткань выполняет защитную функцию, а также обеспечивает обмен веществ между организмом и средой. Морфологически эпителиальная ткань характеризуется тем, что составляющие ее клетки объединяются в пласты из одного или многих слоев.
Соединительная ткань очень разнообразна по строению и функции. Для нее характерно наличие клеток и межклеточного вещества, состоящего из коллагеновых, эластических волокон и основного вещества. Она подразделяется на собственно соединительную и опорные ткани - хрящевую и костную. Собственно соединительная ткань имеет несколько видов: волокнистая, или фиброзная, жировая, ретикулярная и другие. Фиброзная ткань бывает рыхлой и плотной. Рыхлая соединительная ткань сопровождает сосуды и нервы, входит в состав различных органов. Плотная соединительная ткань бывает неоформленной и оформленной. Последняя содержит определенным образом ориентированные пучки волокон и участвует в построении связок, мембран, сухожилий. Близко к соединительной ткани стоят жидкие ткани организма - кровь и лимфа.
Мышечная ткань осуществляет двигательные процессы в организме животного и человека. Она обладает специальными сократительными структурами - миофибриллами. Различают следующие виды мышечной ткани: гладкую (неисчерченную), поперечно-полосатую скелетную и сердечную поперечно-полосатую.
Информация о работе Предмет анатомии, ее место в системе научных знаний