Психогигиена и психопрофилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 02:38, реферат

Описание

Психогигиена – система специальных ме¬роприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психи¬ческого здоровья человека. Психогигиена, как и общая гиги¬ена, является областью медицины. Это, конечно, не исключает широкого участия в разработке и пропаганде психогигиены и применении ее правил, кроме врачей психологов и неврофизиологов, также и самых широких кругов нашего общества, осо¬бенно педагогов, командиров производства и проч.

Работа состоит из  1 файл

гигиена2.docx

— 28.19 Кб (Скачать документ)

Весьма важным является овладение  каждым работающим в любой области  труда наиболее совершенными приемами работы. В СССР созданы все возможности для того, чтобы каждый овладевал наиболее эффективными и наименее утомляющими методами и приемами работы. Это существенно не только для высокой производительности труда, но и для того, чтобы человек испытывал удовлетворение и радость от своей работы. Неумелая работа дает мало положительных эмоций, утомляет людей, делает труд неинтересным.

Некоторые специальности  могут быть связаны с более  или менее однообразным трудом. Эта монотонность может утомлять рабочего, и если она оказывает отрицательное влияние на нервную систему, то представляется целесообразным чередовать такую работу с другой, отличающейся характером или темпом.

Высокое развитие техники  труда увеличивает значение этих разделов гигиены. Космический полет, полет на сверхскоростных самолетах, работа на автоматах, в химической промышленности, в производственных помещениях с высокой температурой воздуха – все это предъявляет серьезные общегигиенические, физиологические и психологические требования, которые глубоко разрабатываются в нашей науке.

Психогигиена должна учитывать  особенности труда, возникающие при работе на сложнейших машинах.

Автоматизация производства, являющаяся часто врагом рабочего в капиталистических странах, в социалистических странах приносит рабочему облегчение труда, не нанося вреда его

материальному положению. Очень  важно разрабатывать и проводить в жизнь мероприятия, ставящие обслуживающих автоматы рабочих в наилучшие гигиенические и психогигиенические условия. Необходимо, чтобы автоматы проектировались с учетом психофизиологических особенностей человека (длительность промежутка времени между раздражителем – сигналом автомата – и реакцией на него человека, количество информации, которое человек способен воспринять в соответствующее время, и пр.). Врачу также следует учитывать, что при работе на автоматах (и не только на автоматах) возможны кризисные ситуации, в которых от рабочего может потребоваться особенно большое умение владеть собой.

Эти вопросы в настоящее  время разрабатываются в новой  области науки – эргономике, создание которой было нами (В. Н. Мясищев) предложено в 1921 г. под названием эргологии – особой научной дисциплины о труде, объединяющей данные психологии, физиологии, анатомии, гигиены, педагогики и других областей знания о человеке. В широкий круг относящихся сюда физиологических и психологических исследований включаются, помимо вышеперечисленных, также вопросы организации рабочего места, наиболее благоприятных для работающих микроклимата, освещенности, цвета оборудования и помещений.

Проблема «сенсорного голода» (недостаточности впечатлений, воздействий извне) особенно привлекает в настоящее время внимание представителей космической медицины. Работа на автоматах ставит очень важный вопрос о количестве и темпе поступающей необходимой информации и ее соответствии возможностям оператора. Следует отметить, что эти возможности до известной степени повышаются в процессе тренировки.

Психогигиена требует  возможного уменьшения количества раздражителей, способных отвлекать от задачи и  предмета труда и нагружающих без нужды нервную систему, психику. Особенно вредны воздействия на человека в процессе труда раздражителей, способных вызвать отрицательные эмоции. Вместе с тем, надо иметь в виду, что там, где труд протекает в условиях, особо однообразных и бедных впечатлениями, где образуется своеобразный «сенсорный голод», для предупреждения отрицательных последствий, в частности сонливости, могут быть полезны для работающих некоторые дополнительные раздражители, некоторые добавочные впечатления. Развитие техники ставит перед психогигиеной труда ряд новых проблем, которые должны решаться в самой тесной связи с новым разделом психологии –инженерной психологией. Здесь остро ставится вопрос о соотношении особенностей функционирования автоматических устройств с общими и индивидуальными особенностями человека.

Труд в коллективе должен быть школой здоровых навыков, должен воспитывать в человеке, укреплять  и развивать лучшие стороны психики, личности в целом.

В настоящее время у  нас все больше внимания привлекают к себе вопросы научной организации  труда. В разработке этой проблемы нам  всегда необходимо в полной мере учитывать  единство интересов производства и  работающего человека. Медицинской  психологии должна принадлежать здесь  активная роль.

Очень важный раздел психогигиены труда – гигиена умственного труда. Одной из существенных особенностей умственного труда является то, что он в значительно большей мере, чем физический труд, включает в себя большой процент индивидуальной работы. В связи с этим умственный труд менее регламентируется извне, менее корригируется в отношении режима и применения отдельных методик и приемов работы. Поэтому в сфере умственного труда больше стихийности в выборе и усвоении методик. Тому, как думать, как читать, как писать нужную работу, как правило, не обучают. Больше того, в отношении этих процессов часто распространяется концепция, согласно которой им и нельзя специально обучать, что глубоко неверно. Психология, физиология, логика, гигиена умственного труда уже накопили и еще больше должны накопить общих теоретических положений и конкретных практических указаний в этой области труда.

Решению вопросов о наилучшей  форме запоминания и обучения, о конспектировании, планировании, построении режима труда, чередования труда и отдыха, чередования трудных и более легких занятий должны прийти на помощь научные данные. Врачу особенно важно разрабатывать и учитывать вопросы гигиены труда, включая умственный труд. Большое значение имеет разработка дифференцированных гигиенических норм умственного труда для людей различных возрастов. Врач может помочь, в частности, воспитанию способности к переключению от умственного труда к полному отдыху, что особенно важно для людей пожилого возраста, которым нередко это дается особенно трудно и которые особенно нуждаются в своевременном отдыхе. Подлежит дальнейшей научной разработке вопрос об активном отдыхе, построенном в соответствии с условиями труда отдыхающего человека. Так, для человека умственного труда, с его преимущественно сидячим образом жизни, отдых  особенно целесообразно сочетать со спортом, посильным физическим трудом, прогулками.


Информация о работе Психогигиена и психопрофилактика