Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:13, реферат
Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным. Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.
Введение 4
1. Основные теории происхождения человека 5
2. Проблема происхождения человека 7
Заключение 10
Список литературы 11
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Реферат
по дисциплине «Антропология»
на тему:
«Теории происхождения человека»
Выполнили:
студентки группы Зпл-112
1 курса заочного отделения
q
Нафталович.Л.М
Писарева.Т.В
Проверила:
Онуфриева.В.В
Содержание
Появление человека как «homo sapiens» (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило как саму биосферу, так и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и, главное, к целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.
Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным. Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.
Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Однако не все творения человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого порой нельзя сказать о предметах, сотворенных человеком: зданиях, сооружениях, ландшафтах. Кроме того, созданное человеком, как правило, не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества, загрязнение окружающей среды, сомнительные изобретения (ядерное, водородное, технотронное оружие) ставят на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой.
Проблема происхождения человека привлекала лучшие умы человечества. Среди многочисленных теорий и версий, которые были выдвинуты в прошлые века и существуют сейчас, достойны внимания три основных: первая — теория божественного происхождения, а точнее божественного участия в происхождении человека. Это положение заложено во всех религиях мира. И надо сказать, что в течение долгого времени эта теория не вызывала никаких сомнений.
Однако с развитием науки в теории божественного творения стали появляться дыры. Во-первых, при сравнении анатомии человека и животных бросается в глаза необычное сходство между ними. Во-вторых, самки млекопитающих, как и женщина, вскармливают детенышей молоком. И, наконец, в-третьих, при сравнении трехнедельных зародышей крысы, собаки и обезьяны выяснилось, что эмбрионы похожи друг на друга как три капли воды. Все это никак не укладывалось в идею божественного происхождения и исключительности человека. Под влиянием научных фактов теория божественного происхождения стала отходить на второй план. 1
Первый шаг сделал Карл Линней. В своей классификации видов живых существ он поместил человека в отряд приматов вместе с обезьяной, мотивируя схожестью строения их тел. Труды Линнея послужили толчком для дальнейшего изучения сходств и различий между человеком и животным и дали возможности французскому ученому Ламарку создать первую теорию о естественном происхождении человека от древних обезьян. Вскоре, а точнее в 1871 году, английский ученый Чарльз Дарвин, основываясь на своих научных изысканиях и на трудах Ламарка, предложил вторую теорию о происхождении человека. Эта теория предполагала, что человек произошел от высших приматов — человекообразных обезьян — путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
В местечке Бордск Кэйв (Южная Африка) совсем недавно палеонтологи обнаружили останки древнего человека, заставившие ученых существенно пересмотреть временные сроки. По их мнению, появление анатомически современного человека произошло не менее чем 110 тысяч лет назад, а не 40 тысяч лет как по Дарвину.
В результате появилась третья теория о нашем происхождении — теория внешнего вмешательства, которая с каждым днем приобретает все больше и больше сторонников. Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте инопланетной теории происхождения человека люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторические времена (в качестве доказательства предлагаются снимки Марса, на которых можно увидеть остатки строений, похожих на Египетские пирамиды). Но есть и более сложные варианты. 2
Существуют и другие гипотезы антропогенеза. Наиболее распространенной является гипотеза пространственных аномалий. Ее последователи трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии — гуманоидной триады «Материя — Энергия — Аура», характерной для многих планет Вселенной и земных аналогов в параллельных пространствах. Концепция заключается в следующем. В гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры — информационной субстанции.
Проблема происхождения человека — одна из центральных в философии и в других науках о человеке.
Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. На протяжении многих веков, да и в настоящее время одной из самых распространенных считается идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом, волей, необходимыми ему для познания Бога и божественных законов. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Так, например, Анаксимандр утверждал, что человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин, создатель теории эволюционного развития живого, высказал идею о происхождении человека от одной из пород древних приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса или их влияния на возникновение человека. Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора и главным образом трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации высокоразвитой человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека.3
Большинством мыслителей единодушно высказываются идеи об основных качествах, характеризующих сущность человека и относящихся ко всем представителям человеческого рода: наличие сознания, интеллекта; способность к труду и материально-производственной деятельности; руки, как естественного орудия труда; членораздельная речь; свобода воли; общительность; нравственность; творчество и т.д.
В античной Греции первым создателем учения о человеке был Сократ, который сосредоточил внимание на том, что он считал главным признаком человека — его способность к духовно-нравственной жизни. У Платона, ученика Сократа, главенствующей у человека выступает только душа, а тело рассматривается как враждебная душе материя, «временная темница» души. Человек — это не творец, а лишь «восприниматель» идей, существующих в потустороннем мире. Аристотель рассматривает человека как необходимое единство души и тела, как результат естественного развития. Для него человек — это политическое животное.
Для иррационалистических
направлений современной
Рационалистическая диалектико-
В понимании сути биологического и социального в человеке существуют различные подходы. В эпоху Просвещения (XVII — XVIII вв.) природный фактор рассматривался многими мыслителями (Монтескье, Гельвеций, Дидро и др.) как фундамент, определяющий все основные свойства, способности, потребности и действия людей, а через них общественные отношения, законы, учреждения и т.п. Социальный же фактор оказывается зависимой, второстепенной стороной.
Со второй половины XIX
в. в философии и социологии значительное
распространение получают разновидности
теории социального дарвинизма, согласно
которым возникновение и
В настоящее время в науке все больше утверждается идея о биосоциальной природе человека. Биологическая основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой природы, с которой каждый индивид связан многими нитями. Биологическую сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как гуманоиду (человекообразному): строение тела, физиология, продолжительность жизни, возрастные периоды, специфические этнические, расовые особенности, размножение и т.д. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, трудовая деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, способность к познанию и творчеству, общественная, культурная, политическая деятельность.5
Только гармоническое единство биологического и социального в человеке обеспечивает его нормальное существование и развитие.
В ряду проблем, рассматриваемых в учениях о бытии (онтология), познании (гносеология), проблема человека, и в частности, его происхождение, сущность, место, занимаемое им в природе, и его роль в общественной жизни является одной из фундаментальных философских тем.
Проблема происхождения жизни приобрела сейчас неодолимое очарование для всего человечества. Она не только привлекает к себе пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще людей всего мира.
Многие считают, что эта проблема недостойна изучения. Так думают, те, кто верит в божественные или сверхъестественные силы и соответственно в сотворение жизни. Но в течение последних десятилетий многие ученые интенсивно исследовали возможность самопроизвольного возникновения жизни. Так или иначе, любой из нас, будь он сторонником той или иной идеи должен иметь представление о современном состоянии этой области знаний. Вопрос этот интересен не только для богословов, философов и естествоиспытателей, но и для каждого человека. Теория происхождения жизни еще резче, чем столь популярная эволюционная теория Дарвина, ставит вопрос о том, как - или, если угодно, почему - мы появились в этом мире.
По существу, проблема возникновения жизни есть проблема воссоздания древнейшей из всех древних историй. Чем лучше мы уясним ситуацию, существовавшую в первобытные времена, тем более достоверными и надежными будут эксперименты, в которых имитируются ранние события.
Понятие «жизнь» очень трудно целиком и полностью определить, с какой бы стороны мы ни пытались к нему подойти, всегда остается ощущение, что оно ускользает от нас. Можно последовать феноменологическому подходу и составить список свойств живого: живое существо движется, ему присущи функции выделения, питания и метаболизма, оно растет, воспроизводит себе подобных и так далее.
1. Антонов А.П. История Земли. Рукопись. 2008. С. 89
2. Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора. 1859.
3. Зиневич Г.П. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 2008.
4. Малькольм Баудер. Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 2008. С. 251
5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных заведений. М.: Высшая школа, 2011. С. 183
6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2010. С. 173
7. Тегако Л.И., И.И.Саливон. Основы современной антропологии. Минск, Университетское, 2009. С. 378
8. Рогинский Я.Я., М.Г.Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 2009. С. 100
1 Рогинский Я.Я., М.Г.Левин. Антропология. Москва, Высшая школа, 2009. С. 100
2 Малькольм Баудер. Обезъянообразный человек. Факт или заблуждение. Христианский научно-антропологический центр, 2008. С. 251
3 Зиневич Г.П. Человек изучает человека. Киев, Наукова думка, 2008.
4 Антонов А.П. История Земли. Рукопись. 2008. С. 89
5 Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 2010. С. 173