Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:41, курсовая работа
По оценке Центрального банка РФ, внешний долг страны за 2012 год вырос на $83,4 миллиарда. Согласно сведениям, опубликованным на сайте регулятора, суммарный внешний долг России с 1 января 2012 года вырос с $540,6 до $624 миллиардов.
Внешний долг России — обязательства,
возникающие в иностранной
По оценке Центрального банка РФ, внешний долг страны за 2012 год вырос на $83,4 миллиарда. Согласно сведениям, опубликованным на сайте регулятора, суммарный внешний долг России с 1 января 2012 года вырос с $540,6 до $624 миллиардов.
По данным ЦБ, долг органов государственного управления вырос за прошедший год на $10 миллиардов до $44,7 миллиарда, органов денежно-кредитного регулирования увеличился на $3,2 миллиарда до $14,7 миллиарда. Кроме того, задолженность банков увеличилась на $45,6 миллиарда до $208,4 миллиарда, а прочих секторов - на $24,5 миллиарда до $356 миллиардов.
В 2012 году РФ впервые за прошедшее десятилетие вышла на рынок внешних заимствований. В марте этого года были размещены облигации на семь миллиардов долларов. В 2011 году внешний долг России увеличился на $50 миллиардов.
В пятницу, 11 января, Центробанк опубликовал также данные об оттоке капитала в 2012 году. Этот показатель уменьшился до $56,8 миллиарда долларов. В первом квартале прошлого года из России вывели $33,3 миллиарда, во втором — $6,4 миллиарда, в третьем и четвертом $7,6 миллиарда и $9,4 миллиарда соответственно. В 2011 году отток капитала из страны составил $80,5 миллиарда долларов.
Кроме этого, ЦБ опубликовал данные по платежному балансу, положительное сальдо которого упало на 17,7% до $81,3 миллиарда. Профицит торгового баланса составил $195,4 миллиарда, снизившись на 1,4%. В 2012 году РФ продала за рубеж товаров на $530,7 миллиардов, $347 миллиардов из которых — прибыль от экспорта сырая нефти, газа и нефтепродуктов.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро)
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
В 2011 - 2013 годах предусматривается увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011-2013 годы, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.
Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года - 21,1 млрд. долларов США.
Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с21,7%в2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.
Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.
В течение 2011 - 2013 годов Правительство
Российской Федерации должно будет
полностью рассчитаться с задолженностью
по межправительственным соглашениям
с Германией (срок погашения 2013 год),
Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией
(срок погашения 2012 год), также будет
завершено погашение
В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.
Законопроектом
Этот рост обусловлен, прежде
всего, увеличением объемов
Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году -106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).
Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.
Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году - 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.
Консолидированный внешний долг Российской Федерации (далее - консолидированный внешний долг), по данным Банка России, на 1 июля 2010 года составлял 456,1 млрд. долларов США и сократился за первое полугодие 2010 года на 11,1 млрд. долларов США, или на 2,4 %.
Анализ показывает, что внешний долг органов государственного управления увеличился за первое полугодие 2010 года на 4,2 млрд. долларов США, или на 13,4 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за первое полугодие 2010 года сократился на 2,7 млрд. долларов США, или на 16,4 %.
Наметилась тенденция сокращения внешней задолженности банков, которая за 2009 год сократилась на 23,5 %, за первое полугодие 2010 года - на 5,1 млрд. долларов США, или на 4 %.
Внешний долг нефинансового сектора экономики (прочие сектора) за первое полугодие 2010 года сократился на 7,5 млрд. долларов США, или на 2,6 %.
Консолидированный внешний долг за первое полугодие 2010 года относительно ВВП сократился на 4,4 процентных пункта с 36,1 % ВВП до 31,7 % ВВП, что не превышает допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).
Объем консолидированного внешнего долга в период с 1 января 2009 года по 1 апреля 2010 года превышал объем международных резервов Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2010 года его объем стал меньше на 5,1 млрд. долларов США, или на 1,1 %, объема международных резервов Российской Федерации.
Корпоративный внешний долг на начало 2009 года составлял 448,3 млрд. долларов США, к началу 2010 года сократился до 425,7 млрд. долларов США и до 416,7 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2010 года.
В структуре внешней
Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.
Счетная палата считает целесообразным
разработать и внести соответствующие
изменения в существующие нормативные
правовые акты, позволяющие четко
определить функции органов исполнительной
власти и денежно-кредитного регулирования
по сбору и анализу данных по консолидированному
внешнему долгу, вопросам регулирования
привлечения и прозрачности использования
средств, полученных в результате заимствований
у нерезидентов. Кроме того, для
осуществления мониторинга