Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:24, доклад
Организм человека — это единое целое, в котором все чрезвычайно тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. В нем нет главных и второстепенных органов и систем.
Развитие и рост организма - сложные явления, возникающие в результате многих метаболических процессов; размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и других.
Развитие определяется качественными изменениями, отражающими физиологическое состояние органов и систем организма за определенный промежуток времени.
Подростковый возраст. Его называют также периодом полового созревания, или пубертатным. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. У мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, у девочек оно уже завершается. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста (пубертатный скачок), который касается всех размеров тела. Наибольшая прибавка длины тела у девочек наблюдается в возрасте от 11 до 12 лет, у мальчиков — от 13 до 14 лет.
В подростковом возрасте происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, кровеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к таковым взрослого. У мальчиков особенно интенсивно развивается мышечная система. Формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжаются развитие молочных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем степени полового созревания женского организма является первая менструация, появление которой свидетельствует об относительной зрелости матки. У городских девочек СССР и большинства европейских стран первые менструации появляются примерно в возрасте 13 лет, у живущих в сельской местности — в более поздние сроки, на 6—10 мес позже.
Юношеский возраст. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма и все основные размеры тела достигают окончательной величины взрослого.
Фактором, оказывающим определенное влияние на особенности развития детей и подростков, является акселерация — ускорение роста и развития. Явление акселерации было отмечено еще в конце XIX века во всех высокоразвитых странах, а в XX веке оно наблюдалось уже в большинстве стран земного шара. За последние 30—40 лет в СССР масса тела новорожденных увеличилась в среднем на 100—300 г, а длина— на 1,2—1,5 см; удваивается масса тела на 4—5-м месяце жизни, а не на 5—6-м, как ранее. На год раньше, чем в начале XX века, у современных детей происходит смена молочных зубов постоянными. Наиболее ярко акселерация проявляется в подростковом возрасте. Например, современные московские школьницы 12 лет по длине и массе тела соответствуют 14-летним девочкам 1952 г. Параллельно с этим за последние 20 лет отмечается ускорение полового созревания детей примерно на l'/г—2 года. Такие изменения наблюдаются не только в СССР, но и в других странах. Существует множество самых разных теорий и гипотез, пытающихся найти объяснение данному явлению. Акселерация — феномен сложной комплексной структуры, где тесно переплетены воздействия как биологического, так и в еще большей степени социального порядка. В последние годы отмечено замедление темпов акселерации, которая в прошлые десятилетия была очень выражена, особенно в крупных городах. Многолетние динамические наблюдения _за школьниками показали, что пик акселерации для городских школьников наблюдался в середине 70-х годов. В ближайшие годы следует ожидать пик акселерации в сельской местности, а в дальнейшем — окончание этого процесса.
Чтобы правильно оценить развитие ребенка, необходимо знать закономерности роста детского организма. На основе взвешивания и измерения большого количества здоровых детей получены средние показатели (масса тела, рост, окружность головы, грудной клетки, живота) физического развития, а также центральное распределение этих показателей. Сравнение показателей развития ребенка со средними значениями дает приблизительное представление о ее физическое развитие.
Влияет на физическое развитие ряд факторов: 1. Здоровье. 2. Внешняя среда. 3. Физическое воспитание. 4. Соблюдение режима дня. 5. Питание. 6. Закаливание. 7. Наследственной предрасположенности. Масса тела доношенного новорожденного ребенка составляет 2500-3500 гм. В течение 1 года жизни быстро увеличивается масса тела ребенка. К году она должна утроится. Средние значения прироста массы тела за каждый месяц первого полугодия составляют, гм: 1-й месяц - 500-600 2-й месяц - 800-900 3-й месяц - 800 4-й месяц - 750 5-й месяц - 700 6-й месяц - 650 7-й месяц - 6008-й месяц - 5509-й месяц - 50010-й месяц - 45011-й месяц – 40012-й месяц - 350.
Ориентировочно ежемесячный прирост массы в течение первого года жизни можно определить по формуле: 800 г - (50 х n),
Массу тела на первом году жизни можно определить по формуле; Для I полугодия по этой формуле масса тела равна: масса при рождении + (800 х n), где n - количество месяцев, 800 - средний ежемесячный прирост массы в течение I полугодия. Для II полугодия жизни масса тела равна: масса при рождении + (800 х 6) (прирост массы за I полугодие) -- 400 г х (n-6) где 800 г = 6 - увеличение массы за I полугодие; n - возраст в месяцах; 400 г - средний ежемесячный прирост массы за II полугодие. Годовалый ребенок в среднем весит 10 кг. После первого года жизни темпы роста массы тела постепенно снижаются, увеличиваются лишь в период полового созревания. Массу тела ребенка в возрасте 2-11 лет можно установить по формуле: 10 кг + (2 х n), где n - количество лет.
Так, ребенок в 10 лет должен весить: 10 кг + (2 х 10) = 30 кг.
Рост (длина тела). В 3 месяца средний рост составляет 60 см. В 9 месяцев 70 см, в год - 75 см для мальчиков и на 1-2 см меньше для девочек. 1, 2, 3 - каждый месяц по 3 см = 9 см. 4, 5, 6 - каждый месяц по 2,5 см = 7,5 см. 7, 8, 9 - каждый месяц по 1,5 см = 4,5 см. 10, 11, 12 - каждый месяц по 1 см = 3 см. Следовательно, в среднем ребенок вырастает на 24-25 см (74-77 см). Разные части тела ребенка растут неодинаково, наиболее интенсивно - нижние конечности, длина их за весь период роста увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей - в 4 раза, туловища - в 3 раза, высота головы - в 2 раза. Первый период интенсивного роста происходит в 5-6 лет. Второе вытяжение - 12-16 лет.
Средний рост ребенка до 4 лет определяют по формуле: 100 см - 8 (4 - n), где n - количество лет, 100 см - рост ребенка в 4 года. Если ребенку больше 4 лет, то ее рост равен: 100 см + 6 (4 - n), где n - количество лет. Окружность головы и грудной клетки Окружность головы новорожденного составляет 32-34 см. Особенно интенсивно увеличивается окружность головы в первые месяцы жизни: в I триместре - по 2 см в месяц; во II триместре - по 1 см в месяц; в III полугодии - по 0,5 см в месяц.
Средние значения окружности головы у детей разного возраста
Возраст - Окружность головы, см
Новорожденный 34-35
3 месяца - 40
6 месяцев - 43
12 месяцев - 46
2 года - 48
4 года - 50
12 лет - 52
Окружность грудной
клетки у новорожденного ребенка
на 1-2 см меньше окружность головы. До 4
месяцев идет уравнивание грудной
клетки с головой, позже окружность
грудной клетки увеличивается быстрее,
чем окружность головы. Окружность
живота должна быть несколько меньше
(на 1 см) окружности груди. Этот показатель
информативный до 3 лет.