Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа
В работе рассмотрены:
- История развития физиогномики её «методология»
- «Трудности» перевода
- Основные правила и этапы чтения лица в Восточной и Западной направлениях физиогномики
- Практическая значимость данных физиогномики
Введение……………………………………………………………….....2
1.История развития физиогномики её «методология»………………..4
2. «Трудности» перевода ……………………………………………...16
3. Основные правила и этапы чтения лица в Восточной и Западной направлениях физиогномики…………………………….....................20
4. Практическая значимость данных физиогномики………………...22
Заключение……………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………………………….25
Тем не менее, идеи Лафатера нашли своих почитателей. На его выступления и физиогномические сеансы съезжались на других стран больные, дети и влюблённые, ему присылали портреты, слепки и маски. Лафатером восторгались, его превозносили, но одновременно и побаивались, например, с ним избегал встреч граф Калиостро — авантюрист и чародей, о котором ходили слухи, что ему 350 лет и он может превращать железо в золото. В большой мере разделял взгляды Лафатера австрийский врач Франц Йозеф Галль, создавший собственную интересную теорию.
Известный австрийский врач и анатом, много занимался изучением мозга, он первым высказал положение о том, что особенности мышления надо связывать с особенностями строения мозга. В больших полушариях мозга он хотел найти "центры" для всех наших способностей. Галль создал подробные карты мозга, где указывал места концентрации моральных и интеллектуальных качеств человека. Он утверждал, что по форме и местонахождению выпуклостей и впадин на черепе можно определить характер, наклонности и умственные способности человека. С помощью специальных измерений он определял "шишки способностей" к музыке, поэзии и живописи, "бугры" честолюбия, скупости, храбрости материнской любви и т.д. Он утверждал, что умом, эмоциями, чувствами заведуют строго определённые участки мозга. Их увеличение свидетельствует о выраженности данного качества и сопровождается появлением выпуклости в соответствующем месте на черепе. Если же в положенном месте выпуклость отсутствует, значит, способностью этой человек не обладает. По "буграм" на черепе Галль и его ученики судили не только о преобладании тех или иных умственных или нравственных стремлений данного человека, но также предсказывали будущую жизнь ребёнка и старались влиять на его воспитание. Таким образом сформировалось учение - "френология" (от греческого phrem -ум). Слово "френология" введено учеником Галля Шпурцгеймом, а сам Галль был против этого термина и пользовался терминами "кефалоскопия" (от греческого kephale - голова), "краниоскопия" (от греческого kranion -череп), "краниология". Теория Галля быстро приобрела популярность. На неё ссылались в своих произведениях писатели и поэты, в том числе и наши русские. И. С. Тургенев в романе "Отцы и дети", описывая кабинет отца Базарова, уездного лекаря, упоминает "небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырёхугольники". М. Ю. Лермонтов, описывая доктора Вернера от лица Печорина, замечает: "Он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнажённые таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей". А. С. Пушкин в письме к Анне Керн от 1825 г. высказывает предположение наличия у неё "сильно развитого органа полёта". В поэме "Граф Нулин" герой ночью безошибочно находит на ощупь дорогу, ибо, согласно черновому варианту, он "местной памяти орган имел по Галлевой примете". Орган местной памяти орган любви к путешествиям действительно значился у Галля среди мозговых "органов" под номером XIII. Он проявлялся двумя выпуклостями, расположенными от корня носа до середины лба. Галль утверждал, что людям, у которых резко выражены местная память или ощущение местности, свойственно стремление путешествовать. Также он считал, что эти свойства присущи прежде всего птицам, поэтому Пушкин, обращаясь к Анне Керн, поэтично называет орган местной памяти "органом полёта". В середине XIX в. система Галля была опровергнута: "Френология давно считается псевдонаукой и никем, кроме восторженных дилетантов, не принимается всерьёз". Известный английский писатель-маринист Фредерик Марриет в романе "Мичман Тихий" описывает главного героя, который помешался на френологии и каждое знакомство начинает с ощупывания шишек на черепе своих собеседников, чтобы составить представление о характере. Пока он не выявит на черепе претенденток на должности горничной, няни, кухарки шишки честности, выступа благовоспитанности, выпуклостей порядочности, опрятности, аккуратности, о найме на работу не может быть и речи. Этот роман является злой сатирой на френологию. Он отражает взгляды, господствующие в обществе - френология уже вызывала насмешку всех здравомыслящих людей. Но идеи Галля сыграли положительную роль, они:
Поэтому вполне справедливы слова, написанные на могиле Галля: "Будем благодарны ему за то, что он сделал, и воздержимся от обвинений в том, что он не выполнил того, на что другие и не осмелятся, хотя он и проложил путь, по которому они пройдут". В настоящее время учёным составлены подробные карты функций головного мозга. Теории И. Лафатера и Ф. Галля сыграли определённую роль в формировании теории Чезаре Ломброзо о врождённом преступном типе.
Итальянский психиатр, антрополог,
криминалист, профессор Павийского, а позже Туринского университета
Ломброзо изучал личность преступника.
Он работал всю жизнь тюремным врачом
и посвятил свои исследования узкой области
физиогномики — изучению и описанию типа
так называемого "преступного человека".
Ему удалось создать классификацию лицевых
черт преступников. Признаки для классификации
Ломбразо выявил, анализируя внешние особенности
3839 человек, совершивших преступления,
и 383 черепа казнённых преступников. Ломброзо
предположил, что преступники не только
отличаются по внешнему виду от нормальных
людей, но и несут в себе рудиментарные
(остаточные) признаки первобытного человека.
Среди них он выделил: неправильное строение
черепа, асимметрию лица, притуплённую
чувствительность, неспособность краснеть,
склонность к татуировке и т.д. Руководствуясь
этими признаками, Ломброзо считал, что
можно не только установить тип преступного
человека вообще, но и найти черты, присущие
отдельным категориям преступников, например
ворам, убийцам, насильникам. Аномалии
в психике этих людей выражаются в мстительности,
тщеславии, гордости, слабости рассудка,
неразвитости нравственных чувств, особенностях
речи и даже особом письме, напоминающем
иероглифы древних.
В книге "Человек преступный" (1876)
он пишет, что "убийцы большей частью
брахицефалы (короткоголовые, с большим
поперечным диаметром головы) с мощными
челюстями, длинными ушами и стекловидными
глазами; воры — долихоцефалы (длинноголовые,
продольные размеры головы значительно
превосходят поперечные) с маленькими
глазами; мошенники и совершающие поджоги
отличаются кривым носом...". Форма черепа,
носа, ушей, цвет волос подвергались наблюдению
и измерению и послужили основанием для
заключения, что в преступном человеке
живут в силу закона наследственности
психофизические особенности отдельных
предков. Результаты этих исследований
описаны в книге "Новейшие успехи науки
о преступнике" (1890 г.), в 1892 г. она была
издана на русском языке и сразу подверглась
активной критике учёных-антропологов.
В том же году состоялся Брюссельский
международный уголовно-антропологический
конгресс, на котором выяснилась несостоятельность
понятия преступного человека, как особого
типа, и всех положений, выводимых из этого
понятия (характерная форма носа и ушей).
Таким образом, учение Ломброзо не нашло
дальнейшего применения. Конечно, было
бы очень легко и удобно опознавать преступников
по форме бровей или носа. Но опыт криминалистов
свидетельствует, что преступления совершаются
людьми самой разной внешности, иногда
даже вполне приятной и располагающей.
Труды Ломброзо читать интересно, но пользоваться
ими нужно осторожно, по крайней мере,
в целях криминалистической экспертизы.
Заслуги Ломброзо:
С 50-х гг. XX в. в криминалистике при розыске преступников широко применяют составление словесного портрета — описания внешности человека по специальным правилам с помощью унифицированных терминов и обозначений. Правильно составленный словесный портрет позволяет выделить разыскиваемое лицо из многих похожих и обеспечивает возможность его опознания.
Английский учёный, натуралист,
основоположник современной теории
эволюции, он проявлял большой интерес
к выразительным движениям
Русский профессор, сторонник физиогномики. В 1861 г. написал книгу "Всеобщая психология с физиогномикой", в которой дал подробное изложение физиогномики, широко используя литературные примеры и репродукции художественных картин. В другой своей книге "Физиогномика в иллюстрированном изложении" он дал похожий портрет убийцы: "Большие уши, чрезмерно развитая нижняя челюсть, толстые губы (слабость сознательной воли), слабое сокращение мышц лица". Там же И. А. Сикорский приводит приметы, отличающие здорового человека от больного: сильное напряжение мускулатуры тела (выпрямление туловища), напряжение, бодрость, свежесть, оригинальность ума, прямолинейность бровей, мимика радости. Противоположные черты, по его мнению, будут свидетельствовать о слабости, усталости, болезненности человека.
Создатель русской физиологической школы в книге "Рефлексы головного мозга" писал: "Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и умные, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам... Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами одухотворённость, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц акта, как всем известно, чисто механического".
В начале XX в. французский врач Клод Сиго и его последователь Луи Корман исследовали связь между лицом человека и его характером. Они создали морфопсихологию экспериментальный, использующий аналогию в качестве главного инструмента метод изучения лица. В его основе лежат знание биологии и непосредственные наблюдения. В современной морфопсихологии врачи и психологи детально изучают темперамент, принимая во внимание все факторы, которые могут повлиять на поведение и характер. Тщательно анализируется история семьи, климат, окружающая среда, питание и образование.
В широком понимании, предметом физиогномики становились лицо и тело, характерные мины, жесты и поза, телесная конструкция и осанка. Физиогномика в узком понимании, изучает только черты лица человека и выражение.)
Выделяют два метода оценки, в зависимости от целей анализа внешних черт лица:
Как известно, "изучением выражения лица можно заниматься с двух точек зрения: мимики, с одной стороны, и физиогномики, с другой. Под последней понимается "вросшая мимика". В связи с чем, из выдержек популярной литературы и некоторых сайтов по физиогномике, можно выделить следующие три составляющие:
Ряд источников относит к физиогномике исключительно статические признаки внешности, динамические же признает предметом изучения либо «патономики», либо «кинесики», либо рассматривает их в рамках психологии невербального поведения. Многие исследователи к физиогномике относят учение о конституции - френологию, другие же исключительно знаки лица. Но стоит отметить, что «динамические характеристики гораздо более значимы, чем статические, то есть движения лица более показательны, чем его форма».
Выделяют следующие виды физиогномики:
Информация о работе Значение данных физиогномики в психологии личности и других науках