Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:14, доклад
Александри́нский театр, он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина— санкт-петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.
Александри́нский
театр, он же Российский государственный
академический театр драмы им. А. С. Пушкина— санкт-петербургский т
Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756, первоначальное название — «Русский для представлений трагедий и комедий театр». Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 годатеатр получил статус придворного.
С 1763 года, по причине смерти Волкова, во главе труппы становится старейший русский актёр И. А. Дмитревский.
«Российские
придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова, Фонвизина, Я
На месте современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром[2].
31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Ивановичем Росси[3], обращенное главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.
На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуар, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек
С 1832 года театр стал называться Александринским.[3] Названо было в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны[4].
На протяжении всего XIX века театр был флагманом театральной жизни столицы, в стенах этого театра рождалась история русской театральной культуры. В начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.
В первой половине
века, после победы в Отечественной
войне 1812 года, повышенной
популярностью пользовались лёгкие жанры —комедия и водевиль.
В театре шли пьесы таких авторов как М. Н. Загоскин, Н. И.
Сцена театра
была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — Мол
…Вообще в
сценическом отношении
— критик В. Г. Белинский
На протяжении
дореволюционной истории был
предметом особого внимания императоров
и дирекции императорских театров,
особенно при Николае
I. Этот период обозначен
расцветом водевиля. Выдающиеся актёры
в 1830—1850-е — Н. О. Дюр, В. Н.
Во второй
половине XIX века сложилась труппа, связанная
с именами В. Н. Давыдова, К. А.
В 1920 году назван
Государственным театром драмы[
С 1975 по 1991 художественным
руководителем театра был Игорь Горбачёв.
В 1990-е название «Александринский» вновь
стало одним из официальных. В настоящее
время художественным руководителем являетсяВалерий Владимирович Фокин.
С начала века ведётся строительство второй сцены театра, она должна быть готова к декабрю 2008 года.
«Работы идут, и сейчас уже ничего не мешает процессу, хотя я не ожидал, что два с лишним года проект не сможет сдвинуться с места при наличии средств», — отметил Валерий Фокин, добавив, что возникали «всевозможные вопросы и с Вагановской академией, и с РЖД, и с КГИОП
Территория,
где был сооружён Александринск
В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.
В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.
Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.
Четыре года
спустя, 31 августа (12
сентября) 1832 года,
в центре Петербурга, на Александринской
площади (ныне площади
Островского), на месте деревянного «Малого»
театра, состоялось торжественное открытие
нового величественного ампирного здан
Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.
Здание окаймляет
выразительный скульптурный фри
Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.
Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.
Убранство зрительного
зала торжественно и нарядно, интерьеры
театра практически сохранили
Отделка зрительного
зала дополнялась замечательным перспективным
живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (
В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.
К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов:
…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.