Александровский театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 18:14, доклад

Описание

Александри́нский театр, он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина— санкт-петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.

Работа состоит из  1 файл

Александри́нский театр.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Александри́нский театр, он же Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина— санкт-петербургский театр, один из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.

«Доалександринский» период: 1756—1837

Первый постоянный публичный театр в России был  основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября1756, первоначальное название — «Русский для представлений трагедий и комедий театр». Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 годатеатр получил статус придворного.

С 1763 года, по причине смерти Волкова, во главе  труппы становится старейший русский  актёр И. А. Дмитревский.

«Российские придворные актёры», игравшие пьесы СумароковаФонвизинаЯ. Б. КняжнинаВ. И. ЛукинаП. А. ПлавильщиковаП. КорнеляЖ. РасинаВольтераЖ. Б. МольераП. Бомарше, долгое время выступали в различных театральных помещениях. С начала 1770-х годов в репертуаре прочное место занимает комическая опера.

На месте  современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром[2].

31 августа (12 сентября1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Ивановичем Росси[3], обращенное главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.

На 1841 год  здесь было 107 лож (10 в бенуар, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек

С 1832 года театр  стал называться Александринским.[3] Названо было в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны[4].

На протяжении всего XIX века театр был флагманом  театральной жизни столицы, в  стенах этого театра рождалась история  русской театральной культуры. В  начале века весь русский театр ориентировался на европейские образцы, постепенно нарабатывая свою, оригинальную школу.

В первой половине века, после победы в Отечественной войне 1812 года, повышенной популярностью пользовались лёгкие жанры —комедия и водевиль. В театре шли пьесы таких авторов как М. Н. ЗагоскинН. И. Хмельницкий и А. А. Шаховской.

Сцена театра была украшена постановками ранних комедий А. С. Грибоедова — Молодые супруги (1815) и Притворная неверность(1818). Комедийный репертуар театра исполнялся такими актёрами как М. И. Вальберхова и И. И. Сосницкий. Погружение в водевиль привело к совершенствованию мастерства актёров в пластике, внешней технике, сочетанию движения и пения. Такое изменение театральной школы стало причиной противопоставления петербургской и московской школ

…Вообще в  сценическом отношении Петербург  отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она — талант.

— критик В. Г. Белинский

На протяжении дореволюционной истории был  предметом особого внимания императоров  и дирекции императорских театров, особенно при Николае I. Этот период обозначен расцветом водевиля. Выдающиеся актёры в 1830—1850-е — Н. О. ДюрВ. Н. АсенковаА. В. КаратыгинИ. И. Сосницкий. В театре были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова[5]«Ревизор» Гоголя (1836), «Гроза» Островского (1859).

Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами В. Н. ДавыдоваК. А. ВарламоваМ. Г. СавинойП. М. СвободинаВ. В. СтрельскойВ. П. Далматова,М. В. ДальскогоП. А. Стрепетовой, затем В. Ф. Комиссаржевской.

В 1920 году назван Государственным театром драмы[3], впоследствии присвоено имя А. С. Пушкина. В XX веке с театром работали режиссёры Вс. МейерхольдЛ. С. ВивьенГ. КозинцевГ. ТовстоноговН. П. Акимов.

С 1975 по 1991 художественным руководителем театра был Игорь Горбачёв
В 1990-е название «Александринский» вновь стало одним из официальных. В настоящее время художественным руководителем является
Валерий Владимирович Фокин.

С начала века ведётся строительство второй сцены театра, она должна быть готова к декабрю 2008 года.

«Работы идут, и сейчас уже  ничего не мешает процессу, хотя я не ожидал, что два с лишним года проект не сможет сдвинуться с места  при наличии средств», — отметил Валерий Фокин, добавив, что возникали «всевозможные вопросы и с Вагановской академией, и с РЖД, и с КГИОП

Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы  сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Основной  фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет  выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, нааттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вели наиболее выдающиеся скульпторы своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Лоджия с  мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для  зрителей создавались по самой совершенной  для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром  и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Убранство зрительного  зала торжественно и нарядно, интерьеры  театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного  зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.

К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов:

…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Информация о работе Александровский театр