Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:47, контрольная работа
Александр Тихонович Гречанинов- русский композитор, родился 13октября 1864г. в Калуге в семье мелкого торговца. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился.
I.Историко- стилистический анализ.
Александр Тихонович Гречанинов- русский композитор, родился 13октября 1864г. в Калуге в семье мелкого торговца. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. В детстве он получил небольшое музыкальное образование и непреодолимая любовь к музыке привела его в Московскую (1890- 1893гг.), а затем в Петербургскую консерватории.
Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных; руководил детским хором в школе Т.Л.Беркман. Участвовал в работе музыкально- этнографической комиссии при Московском университете.
В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертами- лекциями, преподаванием. С помощью друзей ему удалось в 1892г. совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925г. он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939г. жил в США(получил американское гражданство в 1946г.)
Гречанинов скончался 4.01.1956г. в Нью-Йорке.
Его архив передан
в Архив литературы и искусства
(РРГАЛИ), где он храниться вместе
с частью дореволюционных материалов
композитора; другая часть архива- в Музее
музыкальной культуры М.И.Глинки
В начале своего творчества Гречанинов писал музыку к спектаклям МХАТа. В конце 1900-х – начале 1910- х годов он пережил увлечение модерном, что отразилось во многих его произведениях, например: опера «Сестра Беатриса».
Анализ особенностей хорового стиля Гречанинова, в целом, позволяет говорить о яркой творческой индивидуальности композитора. Александр Тихонович выделяется среди многих композиторов , по выражению Асафьева Б.В. «чуткий стилист в отношении хоровой песни».
- Гречанинов понимает хор a ccapella как «хоровой оркестр»;богатый тембровыми и колористическими возможностями. Зримость, картинность, а нередко даже и сценичность хоровых произведений композитора создаётся всеми средствами выразительности, среди которых одно из важнейших мест занимает тембр хоровых партий.
- Весьма умело, образно и красочно композитор использует возможности тембрового звучания каждой партии в разных регистрах. Одним из первых среди русских композиторов обращается к использованию различных регистров хора в изобразительных целях.
-Особенностью письма
Александра Тихоновича
-В произведениях
Гречанинова обнаруживается
-В целях тонкой
передачи стиха , а также и
в колористических целях
-Гречанинов охотно использует большой регистровый объём звучания: 2,5- 3, а иногда больше. Иногда хоровое звучание Гречанинов украшает даже включением басов- октавистов.
Творчество Гречанинова отображает взаимодействие двух культур- светской и духовной.
В 1910-х годах композитор пришёл к идее нового типа духовной музыки на церковно- славянские тексты для голоса и хора с инструментами. В россии духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляла собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма»- сочетание церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета.
Гречанинов оставил
огромное наследие во всех видах и
жанрах хоровой музыки. Гречанинов как
автор был несомненно порождением своей
эпохи. При этом он не просто влился в определённое
течение, а был одним из активных «двигателей»
новых течений в русской хоровой культуре
конца XIX- начале XXстолетия, эпохи, которая
с полным основанием может быть охарактеризована
как эпоха наивысшего расцвета русск5ой
хоровой культуры.
Сочинения Гречанинова А.Т.:
1)хоры a ccapella:
«В зареве огнистом» ,сл. И. Сурикова
«На заре» ,сл. С.Надсона
«За реченькой яр хмель», сл. Л. Мея
«Над непреступной крутизной», сл. А.Толстого
«Лебедь, щука и рак», сл. И.Крылова
«Лягушка и вол», сл. И.Крылова
«После заката солнца» , сл. А.Хомякова
и т. д.(всего 21 хор)
2)духовная музыка
Кантата «Хвалите Бога»
Ария «Благослови, душе моя»
«Хвалите имя Господне»
6 мотетов(латынь)
Диптих псалмов Давидовых
«Деменственная литургия»
3) «жизнь общества»
«Гимн Свободной России»
Поэма «К Победе»
«Россия- любовь»
4)опера:
№1 «Добрыня Никитич»
№2 «Сестра Беатриса»
№3 «Женитьба»
Опера №4
Опера №5
Также Гречаниновым написано:
музыка к драматическим
спектаклям, кантаты, литургии, мессы,
произведения для детей, квартеты для
голоса и органа, произведения для
симфонического оркестра, обработки
русских и белорусских песен .
II.Музыкально- теоретический анализ.
«В зареве огнистом»-
хоровая миниатюра- пейзаж. Написана
в 3- х частной форме с расширением.
Основная тональность произведения соль мажор, встречаются отклонения в си мажор (№11-14т.), до мажор (№23-25т.), ля мажор (№26т.).
Произведение написано в темпе Sempre tranquillo –всё время спокойно =52, во второй части темп изменяется на molto tranquillo- очень спокойно, в расширении 3- ей части встречается molto ritenuto- очень замедляя.
Метр простой 3-х и 2-х дольный(во 2- ой части);размер ¾, во 2- ой части встречается размер 2/4.
Ритмический рисунок сам по себе просто, встречается сочетание (№1,3,4,8,11,15,26,28,30 т.), но в совместном исполнении встречаются трудности, т.к. ритмическое разночтение партий.
Мелодия в произведении разнообразна:
I часть: мелодия отдана партии баса. Мелодия волнообразная с имитациями в партии сопрано и альта. Iчасть состоит из 2- х одинаковых предложений, что создаёт ощущение спокойствия, убаюкивания.
II часть: мелодия отдана партии сопрано в 2-х предложениях. В 2-х предложениях –полутоновое движение со скачками повторного характера. В расширении мелодия волнообразная с элементами имитационной полифонии.
III часть:
мелодия волнообразная с поочерёдным
вступлением голосов(С,А+Т+Б).
Фактура в произведении лёгкая, компактная, плотная.
Склад изложения разнообразен:
I часть: полифонический с элементами имитации (№3-4, 8-9 т.)
II часть: гомофонно- гармонический с элементами имитации
III часть:
гомофонно- гармонический с поочерёдным
вступлением хоровых партий (С,А+Т+Б)
III.Исполнительский анализ.
Темп неразрывно связан с характером музыки:
I часть: Sempre tranquillo- постоянно спокойно
Allegretto- умеренно быстро
II часть: molto tranquillo- очень спокойно
Расширение(конец произведения): molto
ritenuto- очень замедляя
Динамика:
I часть: постоянная, звучит РР .
В 1- ом предложении кульминация :
Во 2- ом предложении кульминация :
II часть: 1- е предложение начинается mf, кульминация :
наклоняся ивы дремлют над рекой
во 2- ом предложении динамика подвижная и контрастная (№16-f,
№17- p), кульминация:
и реки извивы в краске голубой
расширение: звучит р , в №20 такте звучит f и к №22 такту динамика затихает на р.
III часть: динамика постоянная.1- е предложение звучит рр, кульминация :
звук свирели стройный
2- предложение звучит mf, кульминация:
расширение: звучит р, кульминация :
сердце будто
спит
Общая кульминация произведения:
Динамическая кульминация
(IIчасть 2-е предложение «и реки извивы»,
выражена как динамически-f, так и звуковысотно)
не совпадает со смысловой кульминацией
(расширение «сердце будто спит»).
IV.Вокально-хоровые трудности.
Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора с divisi во всех партиях.
Диапазон партий
и всего хора:
Тесситура средняя,
удобная. Ансамбль естественный, т.к. диапазон
не выхолит за рамки, тесситурные
условия одинаковые, однако во IIчасти
2- го предложения встречаются переходные
звуки и большой скачок, где применяется
искусственный ансамбль.
1.Интонационные трудности.
1)Горизонтальный строй:
– астенатный бас №11-14
- длительное пение на одной высоте:
-сопрано №1-3, 6-8,9-10, 11,17, 23-25,26т.
-альт №1-3,
4-5,6-8,9-10,11,16-17,23,24,
-тенор №3-5,8-10, 11-14, 15,17-18, 28,30,31т.
-бас №3-5,8-10,15,17-18,28,30,
необходимо петь с тенденцией к повышению
-ходы на широкие интервалы:
кварта: -сопрано №3,8,12,14,19,20,26-
-альт №28-29
-тенор № 12,14,19-21,23-24,29
- бас №1-2, 6-7
секста: - сопрано №15-16-17
-тенор №23,24,28
септима: -тенор №15
необходимо сохранять одну вокальную позицию
-хроматические ходы:
-сопрано №15,23,24,26-27
-альт №23-24
Информация о работе Аннотация Гречанинова хор "В зареве огнистом"