Аннотация Гречанинова хор "В зареве огнистом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:47, контрольная работа

Описание

Александр Тихонович Гречанинов- русский композитор, родился 13октября 1864г. в Калуге в семье мелкого торговца. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился.

Работа состоит из  1 файл

I.docx

— 25.53 Кб (Скачать документ)

I.Историко- стилистический анализ.

Александр Тихонович Гречанинов- русский композитор, родился 13октября 1864г.  в Калуге в семье мелкого торговца. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. В детстве он получил небольшое музыкальное образование и непреодолимая любовь к музыке привела его в Московскую (1890- 1893гг.), а затем в Петербургскую консерватории.

Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных; руководил детским хором в  школе Т.Л.Беркман. Участвовал в работе музыкально- этнографической комиссии при Московском университете.

В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь  концертами- лекциями, преподаванием. С помощью друзей ему удалось в 1892г. совершить  концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925г. он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939г. жил в США(получил американское гражданство в 1946г.)

Гречанинов скончался 4.01.1956г. в Нью-Йорке.

Его архив передан  в Архив литературы и искусства (РРГАЛИ), где он храниться вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива- в Музее музыкальной культуры М.И.Глинки 
 

В начале своего творчества Гречанинов писал музыку к спектаклям МХАТа. В конце 1900-х – начале 1910- х годов он пережил увлечение  модерном, что отразилось во многих его произведениях, например: опера  «Сестра Беатриса».

Анализ особенностей хорового стиля Гречанинова, в целом, позволяет говорить о яркой творческой индивидуальности композитора. Александр  Тихонович выделяется среди многих композиторов , по выражению Асафьева Б.В. «чуткий стилист в отношении хоровой песни».

- Гречанинов понимает  хор a ccapella как «хоровой оркестр»;богатый тембровыми и колористическими возможностями. Зримость, картинность, а нередко даже и сценичность хоровых произведений композитора создаётся всеми средствами выразительности, среди которых одно из важнейших мест занимает тембр хоровых партий.

- Весьма умело, образно и красочно композитор использует возможности тембрового звучания каждой партии в разных регистрах. Одним из первых среди русских композиторов обращается к использованию различных регистров хора в изобразительных целях.

-Особенностью письма  Александра Тихоновича заключается  в сочетании divisi и дублирования, приводящей к гармонической плотности и тембровой насыщенности звучания.

-В произведениях  Гречанинова обнаруживается явная  тенденция к многоголосию(5- 8- голосию;например: «В зареве огнистом»).Помимо дублирования в октаву, можно встретить слияние всех партий хора в унисон, например: начало хора «После грозы».

-В целях тонкой  передачи стиха , а также и  в колористических целях Гречанинов  охотно прибегает и к обратному  приёму- звучанию одной, двух или  трёх партий хора. Из всех возможных Гречанинов отдаёт предпочтение сочетанию С+А+Т. Вместе с тем, в поисках новых красок композитор обращается к созвучию А+Т+Б, и даже к такому редкому созвучию С+А+Б(например: хоры «Эхо», «После заката солнца»), что отличает хоры Гречанинова от хоров других композиторов этого времени.

-Гречанинов охотно  использует большой регистровый объём звучания: 2,5- 3, а иногда больше. Иногда хоровое звучание Гречанинов украшает даже включением басов- октавистов.

Творчество Гречанинова  отображает взаимодействие двух культур- светской и духовной.

В 1910-х годах композитор пришёл к идее нового типа духовной музыки на церковно- славянские тексты для голоса и хора с инструментами. В россии духовная музыка Гречанинова  зарубежного периода, как и другие произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляла собой весьма любопытный образец  «музыкального экуменизма»- сочетание церковных мотивов с католическими формами  мессы и мотета.

Гречанинов оставил  огромное наследие во всех видах и  жанрах хоровой музыки. Гречанинов как автор был несомненно порождением своей эпохи. При этом он не просто влился в определённое течение, а был одним из активных «двигателей» новых течений в русской хоровой культуре конца XIX- начале XXстолетия, эпохи, которая с полным основанием может быть охарактеризована как эпоха наивысшего расцвета русск5ой хоровой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сочинения Гречанинова  А.Т.:

1)хоры a ccapella:

«В зареве огнистом» ,сл. И. Сурикова

«На заре» ,сл. С.Надсона

«За реченькой яр хмель», сл. Л. Мея

«Над непреступной крутизной», сл. А.Толстого

«Лебедь, щука и рак», сл. И.Крылова

«Лягушка и вол», сл. И.Крылова

«После заката солнца» , сл. А.Хомякова

 и т. д.(всего  21 хор)

2)духовная музыка

Кантата «Хвалите Бога»

Ария «Благослови, душе моя»

«Хвалите имя Господне»

6 мотетов(латынь)

Диптих псалмов  Давидовых

«Деменственная литургия»

3) «жизнь общества»

«Гимн Свободной  России»

Поэма «К Победе»

«Россия- любовь»

4)опера:

№1 «Добрыня Никитич»

№2 «Сестра Беатриса»

№3 «Женитьба»

Опера №4

Опера №5

Также Гречаниновым написано:

музыка к драматическим  спектаклям, кантаты, литургии, мессы, произведения для детей, квартеты для  голоса и органа, произведения для  симфонического оркестра, обработки  русских и белорусских песен . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Музыкально- теоретический анализ.

«В зареве огнистом»- хоровая миниатюра- пейзаж. Написана в 3- х частной форме с расширением. 
 
 
 

Основная тональность  произведения соль мажор, встречаются отклонения в си мажор (№11-14т.), до мажор (№23-25т.), ля мажор (№26т.).

Произведение написано в темпе Sempre tranquillo –всё время спокойно   =52, во второй части темп изменяется на molto tranquillo- очень спокойно, в расширении 3- ей части встречается molto ritenuto- очень замедляя.

Метр простой 3-х  и 2-х дольный(во 2- ой части);размер ¾, во 2- ой части встречается размер 2/4.

Ритмический рисунок  сам по себе просто, встречается  сочетание        (№1,3,4,8,11,15,26,28,30 т.), но в совместном исполнении встречаются  трудности, т.к. ритмическое разночтение  партий.

Мелодия в произведении разнообразна:

I часть: мелодия отдана партии баса. Мелодия волнообразная с имитациями в партии сопрано и альта. Iчасть состоит из 2- х одинаковых предложений, что создаёт ощущение спокойствия, убаюкивания.

II часть: мелодия отдана партии сопрано в 2-х предложениях. В 2-х предложениях –полутоновое движение со скачками повторного характера. В расширении мелодия волнообразная с элементами имитационной полифонии.

III часть: мелодия волнообразная с поочерёдным вступлением голосов(С,А+Т+Б). 

Фактура в произведении лёгкая, компактная, плотная.

Склад изложения  разнообразен:

I часть: полифонический с элементами имитации (№3-4, 8-9 т.)

II часть: гомофонно- гармонический с элементами имитации

III часть: гомофонно- гармонический с поочерёдным вступлением хоровых партий (С,А+Т+Б) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.Исполнительский анализ.

Темп неразрывно связан с характером музыки:

I часть: Sempre tranquillo- постоянно спокойно

              Allegretto- умеренно быстро

II часть: molto tranquillo- очень спокойно

Расширение(конец произведения): molto ritenuto- очень замедляя 

Динамика:

I часть: постоянная, звучит  РР .

                    В 1- ом предложении кульминация  :

                                        облаков гряда

                    Во 2- ом предложении кульминация  :

                                         вечера звезда

II часть: 1- е предложение начинается mf, кульминация :

наклоняся ивы  дремлют над рекой

                  во 2- ом предложении динамика  подвижная и контрастная (№16-f,   

                    №17- p), кульминация:                                                                                                                                                                   

и реки извивы в краске голубой

                 расширение: звучит р , в №20 такте звучит f  и к №22 такту динамика затихает на р.

III часть: динамика постоянная.1- е предложение звучит рр, кульминация :

звук свирели  стройный

                                                    льётся и дрожит

                   2- предложение звучит mf, кульминация:

                                                      на душе спокойно

                    расширение: звучит р, кульминация :

сердце будто  спит 
 

Общая кульминация  произведения:

Динамическая кульминация (IIчасть 2-е предложение «и реки извивы», выражена как динамически-f, так и звуковысотно) не совпадает со смысловой кульминацией (расширение «сердце будто спит»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV.Вокально-хоровые трудности.

Произведение написано для смешанного четырёхголосного хора с divisi во всех партиях.

 Диапазон партий  и всего хора: 
 
 
 

Тесситура средняя, удобная. Ансамбль естественный, т.к. диапазон не выхолит за рамки, тесситурные  условия одинаковые, однако во IIчасти 2- го предложения встречаются переходные звуки и большой скачок, где применяется искусственный ансамбль. 

1.Интонационные  трудности.

1)Горизонтальный строй:

– астенатный бас  №11-14

- длительное пение  на одной высоте:

                           -сопрано №1-3, 6-8,9-10, 11,17, 23-25,26т.

-альт №1-3, 4-5,6-8,9-10,11,16-17,23,24,26,27,28т.

                           -тенор №3-5,8-10, 11-14, 15,17-18, 28,30,31т.

                           -бас №3-5,8-10,15,17-18,28,30,31т.

необходимо петь с тенденцией к повышению

   -ходы на  широкие интервалы:

             кварта:  -сопрано №3,8,12,14,19,20,26-27

                            -альт №28-29

                            -тенор № 12,14,19-21,23-24,29

                            - бас №1-2, 6-7

            секста: - сопрано №15-16-17

                          -тенор №23,24,28

            септима: -тенор №15

необходимо сохранять  одну вокальную позицию

  -хроматические  ходы:

                              -сопрано №15,23,24,26-27

                              -альт №23-24

Информация о работе Аннотация Гречанинова хор "В зареве огнистом"