Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:53, доклад
Цели:
познакомить с архитектурными стилями разных эпох, их отличительными особенностями;
развивать творческое воображение;
ввести в активный словарь новые термины;
воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира и интерес к искусству.
Искусство 8 класс
18 урок
Тема: Архитектурные стили (урок 1)
Цели:
познакомить с архитектурными стилями разных эпох, их отличительными особенностями;
развивать творческое воображение;
ввести в активный словарь новые термины;
воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира и интерес к искусству.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка темы
Сегодня мы будем изучать архитектурные стили.
2. Введение в тему урока
От примитивных укрытий в пещерах до небоскребов — созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас.
Уже возникновение улицы делает селение прообразом городского пространства, а сельское народное жилище становится прообразом городского здания, первоисточником архитектурного творчества.
В отличает от народного жилища, в котором запечатлен коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города — личное авторское творчество. К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и декораторы.
3. Изучение темы урока.
Мы уже знаем, что Архитекту́ра (лат. architectura — строительство, зодчество, от др.-греч. ἀρχι — старший, главный и τέκτων — строитель, плотник) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени и решающая любые пространственные и временные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек.
По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах:
прочность, польза и красота (т. н. Триада Витрувия) — и лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела.
Архитекту́ра — это род человеческой деятельности, направленный на разработку новых и оптимизацию существующих объемно — планировочных решений окружающей среды необходимых для нормального функционирования человека.
Архитектурный стиль
В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две отрасли: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная наука, также имеющая своим объектом город, но предмет которой — законы городского развития.
За заслуги в области архитектуры присуждается Притцкеровская премия. A главные архитектурные премии в России присуждается на ежегодной выставке Арх Москва.
А) Введение новых понятий
Основные области архитектуры
Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.
Объёмное проектирование (иногда просто архитектура, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.
Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвященный организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность.
Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).
Дизайн интерьеров — раздел архитектуры, связанный с оформлением интерьера зданий, то есть непосредственно среды обитания человека.
Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон.
(Данная информация не сообщается на первом уроке)
Наиболее известные архитектурные стили:
Ампир
Барокко
Готика
Классицизм
Конструктивизм
Модерн
Модернизм
Неоклассицизм
Постмодернизм
Ренессанс
Романский стиль
Рококо
Романтизм
Эклектика)
Б) Поиск новых знаний.
Задание 1 (работа в группах)
Вам будут представлены архитектурные сооружения разных стилей, нужно выделить особенности.
(учащиеся делают предположения, основываясь на примерах, учитель обобщает)
1.Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
2. Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
3. Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Основные принципы архитектурного модернизма:
— использование самых современных строительных материалов и конструкций,
— рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
— отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
— их «интернациональный» характер.
4. Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.
5. Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.
Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.
4. Практическая работа
Выполнить графическую зарисовку здания того или иного архитектурного стиля
5. Домашняя работа
Найти, какие еще стили в архитектуре существуют
6. Итог урока
А) Анализ творческих работ (угадывание стиля по его отличительным особенностям)
Б) Обобщение
Знание художественного языка и стиля в конструктивных искусствах проошедших эпох поможет вам не только лучше понимать развитие культуры, но и создавать собственные творческие работы и историко-художественные проекты.