Декоративно-прикладное искусство Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:01, реферат

Описание

На основе палеоантропологических и краниологических исследований установлена преемственность антропологического типа в Казахстане на протяжении трех тысячелетий. Подобно тому, как стороны квадрата, части окружности в архитектуре, по утверждению Абу Наср Аль-Фараби, являются аналогами стопам в метрике, строфам в поэзии, силлогизмам в логике, сюжеты отдельных художественных произведений, выполненных в так называемом сакском зверином стиле, с достоверной точностью описываются в казахских героических сказаниях, а их мотивы отчетливо прослеживаются на наскальных рисунках, в орнаменте, ювелирных украшениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3 стр.
Казахская юрта…………………………………………………………..3 стр.
Казахская посуда………………………………………………………...4 стр.
Казахская кухня…………………………………………………………6 стр.
Казахский орнамент……………………………………………………..7 стр.
Казахская письменность…………………………………..……………9 стр.
Обычаи и поверья казахов………………………………………….…10 стр.
Рамазан………………………………………………………………….11 стр.
Бата. Благословения казахского народа…………………………………..11 стр.
Оружие казахов…………………………………………………………….13 стр.
Казахская охота. Искусство охотничьего промысла…………………..….15 стр.
Охота с собаками…………………………………………………………..15 стр.
Охота с беркутом…………………………………………………………..16 стр.
Заключение…………………………………………………………….17 стр.
Список литературы……………………………………………………18 стр.

Работа состоит из  1 файл

казахи.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Рамазан

Ежегодно девятый месяц по мусульманскому календарю - это месяц рамазан (рамадан), символизирующий очищение. В этот месяц начинается «Ораза». Во время священного месяца «Ораза» мусульмане держат пост в течение тридцати дней. Ритуал соблюдения поста существовал задолго до принятия ислама. По правилам ислама только в положенное время можно есть и пить. Соблюдение поста заключалось в том, что постящиеся в течение тридцати дней с рассвета до заката воздерживались от любой пищи и напитков, не курили, не сквернословили, тем самым облагораживали души, стремились к добру, дисциплине, покорности, терпению, преданности. Рамазан - священный месяц, так как в этот месяц Аллахом ниспослана священная книга мусульман - Коран. Во время месяца рамазан, верующие стараются чаще бывать в мечети, ибо считается, что именно в это время отдается должное тем, кто посещает мечеть.

Во время соблюдения поста завтрак принимают до восхода солнца, а ужин начинается с заходом солнца - это считается главным правилом оразы. В рамазан те, кто держит пост, вечерами собираются у дастархана для свершения ритуала «Ауыз ашар». Данный ритуал начинается с того, что держащие пост мусульмане садятся за стол после заката, пробуют фрукты, воду или щепотку соли. Только после этого приступают к трапезе. В течении месяца рамазан люди поздравляют друг друга, произнося: «С наступлением оразы! Пусть исполнятся все Ваши пожелания!» В связи с тем, что ораза считается большим праздником, вечерние встречи во время этого месяца сопровождались веселыми беседами, пением жарапазана и импровизаций. Поющие ритуальную песнь дети и подростки произносили слова жарапазан, почитали постящихся, благословляли тех, кто держит оразу, пели хвалебные оды в честь хозяев дома, где проходит вечерняя трапеза.

Бата. Благословения казахского народа

Издавна в нашем народе жила непоколебимая вера в благодатную силу слова. Из этой веры родился своеобразный обряд "бата беру" - благословения. Издревле люди верили, что благодаря доброму и искреннему пожеланию честного и праведного человека, можно достичь поставленных целей и желаний. И считали за честь получить благословение у самого уважаемого и почтенного аксакала. Недаром в народе бытуют мудрые слова: "Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение". По своим целям и содержанию "бата" бывают самыми разнообразными. Этой доброй традиции, идущей из глубин веков, в народе всегда придавали особое значение. Добрые, искренние слова напутствия оказывают благотворное влияние на воспитание у молодых людей благородных чувств.

Народ верил, что "доброе слово - это половина счастья". Получить слова благодарности и благословения считалось большим достижением. Светлые и искренние слова "ак бата" вселяют надежду, веру, способствуют упрочению устоев и ценностей, движут людьми в их самых благородных побуждениях. Большой радостью в народе считаются свадебные праздники. В конце больших свадеб и народных тоев произносили пожелания:

«Да благословит тебя Всевышний,

Молодой хозяин очага!

Пусть будет удачлив твой путь

И прочным твой порог.

Пусть согласие царит в доме этом

И не погаснет свет очага!

Такие пожелания укрепляли семейные узы.»

Как известно, одним из способов существования казахского народа было скотоводство. Но растить  и ухаживать за скотом — дело не простое. Народ превращал в  праздники традиции, связанные с  перекочевкой на "жайлау" (летнее пастбище) и "бие байлау" (время, когда впервые в году приступают к доению кобылиц).

"Любовь к отчизне начинается с семьи", - считали в народе и особое внимание уделяли целостности и единству народа, а также миру и спокойствию. Поэтому наделенные большим авторитетом в народе аксакалы произносили такое благословение:

«Благослови, Всевышний, и помилуй,

Сохрани от беды и опасностей,

От раздоров и ссор сохрани,

Сохрани единство и мир!»

Люди, сидящие с раскрытыми ладонями, произносят: "Аминь!" - и проводят ладонями по лицу. Этим выражается их одобрение.

Благословений, назидательных  по своему характеру, существует множество. Они берут свое начало из глубин веков. Старшее поколение всегда стремилось воспитать в молодых  людях чувство патриотизма и гордости, привить любовь к знаниям. Молодежь ценила доброе воздействие благих слов и назиданий. Молодые люди, вступая на самостоятельный путь, старались получить наставления уважаемого аксакала:

«Стань опорой всего народа,

А не только опорой дома своего.

Стань талантливым человеком,

Достойным народа своего.»

Благословения и благопожелания - светлая традиция, рожденная из самых недр народных чаяний. Они могут дополняться по своему содержанию и характеру в зависимости от веяний и духа времени. Бата - добрые пожелания, воспитательное и назидательное значение которых огромно. Они призывают быть подальше от всего дурного и непристойного.

Оружие  казахов

Казах вооружался копьем - сунги, мечом - кылыш, луком, если была возможность, надевал на себя панцирь  и шлем. В условиях степей, где нередко приходилось отстаивать каждую пядь родной земли, только тот был достоин уважения, кто имел оружие и умел с ним обращаться. Кузнецы, ковавшие оружие, пользовались большим уважением. Существовал даже культ кузницы, считавшейся одной из святынь. Это объясняется не столько суеверием казахов, сколько почтительным отношением к кузнецам, восхищавшим насельников степей таинственностью своего ремесла, общением с огнем, знанием секретов такого жизненно важного материала как железо. Оружие казахов было холодным, по способу применения подразделялось на ударное (боевая палица, нагайка), колющее (пика, копье), рубяще-режущее (секира, меч, кинжал, нож). Наличие у казахов огнестрельного оружия, за исключением капсюльного ружья, которое «было редкостью в степи и переходило из рода в род», до позднейшего времени не замечено. Каких-либо других боевых приспособлений, требующих участия в их обслуживании группы людей, не было. Наиболее полное описание казахского оружия оставил Ч.Валиханов.

Ценные для нас материалы о характере оружия содержат народные эпосы «Кобланды-батыр», «Алпамыс-батыр», роман «Путь Абая» Мухтара Ауэзова. В статье «Оружие казахов» В. П. Курылева, опубликованной в XXXIV сборнике Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР в 1978 году, впервые в историко-этнографической литературе сделана попытка ввести в научный обиход отдельные образцы казахского оружия. Известно, что в походе казахи носили шокпар, сойыл - боевые палицы с помощью ременной петли, которую обычно забрасывали на локтевой сгиб. Казахские нагайки - камшы, дойыр, дырау, дода отличались друг от друга не только размерами плетения, но и ручек. Для усиления удара, например, в ручки дойыра и дырау из таволги заливали расплавленный свинец, специально просверливая для этого отверстия. Холодным ударным оружием казах пользовался при спорах с иноплеменниками, во время угона скота обидчика, чтобы выбить противника из седла, не доводя дело до смерти. А при столкновениях с врагами наряду с саблей, копьем применял секиру - айбалта с острым лезвием, напоминающим полумесяц, и обухом. Она имела длинную деревянную рукоятку. Оружие, являвшееся по народным представлениям воплощением благополучия и счастья, особо почиталось как у воинов, так и у простых скотоводов и земледельцев. Но, начиная со второй половины XIX в., постепенно ушли в историю такие виды оружия, как лук, пика, копье, меч и секира, в которых отпала необходимость. Казахи стали пользоваться огнестрельным оружием.

Казахская охота. Искусство охотничьего промысла

Издревле казахи ценили животных и птиц, использовали их в своей жизни. Выделяя отличительные свойства животных, они воспринимали их как символ счастья и богатства. Охота для казахов была и средством выживания, и развлечением. В древности для охоты применяли копье с каменным наконечником, дубинку, лук, силки и капкан. Позже приручили собак, ловчих птиц, коней. Появилось ружье. Из охотничьих трофеев получали шкуры, мясо, перья, пух, рога. Совершенствовались и охотничьи принадлежности. При охоте на лошадей жертву отлавливали с помощью длинного волосяного аркана с петлей на конце или отстреливали дикого зверя из лука. На архара, газель или волка использовали копье. Существовала и сеть для отлавливания зверей и птиц. На хищных зверей (волков или лисиц) выходили с дубинкой. Если наталкивались на хищника, применяли нож. На крупных и осторожных зверей ставили железные капканы. Для мелких зверюшек использовали ручные капканы. Проволочные силки предназначались для ловли сурков. Одним из ведущих направлений культуры охотничьего промысла у казахов является охота с использованием собак и ловчих птиц.

Охота с собаками

Приручение собак и  тренировка в охотничьем ремесле  называется салбурын. Это истинно  национальное наследие, дошедшее из глубины  веков. Перед охотой казахи устраивали праздник, всеобщее гулянье. Отсюда происходит слово «салбурын». «Сал» - веселье, игры, состязание. По первому снегу охотники на лошадях отправляются на промысел и охотятся до конца февраля. Выпадет густой снег, а наутро безоблачно, светло и тихо. Такой очень благоприятный для охоты день казахи называют кансонар. С появлением жизни на земле первым спутником человека стала собака. Она была всегда верным другом и помощником. Собаки бывают дурегей (беспородные) и тазы (гончие). Беспородные собаки охраняли жилище, скот. Из них выведены тобет - волкодавы, способные задушить матерого волка. Эти крупные размером с теленка собаки обладают чутким слухом. Среди них бывают гладкошерстные и густошерстные особи. Охотничью собаку казахи называют тазы. Это гончая собака среднего роста. Шерсть ее гладкая, ноги длинные, окрас зависит от среды обитания. Тазы использовали при охоте на зайцев, лисиц, волков. У степных тазы высота в холке соответствует высоте в бедрах. Они легкие, быстрые, на вид хрупкие. Опытный охотник не позволяет ей ни жиреть, ни худеть.

Поэтому эту породу называют ши тазы. У тазы из горной местности  задняя часть выше, чем в холке, ноги жилистые, крепкие, шея длинная  и толстая. В состоянии крайней  злобы тазы без страха вступает в  поединок с волком. Кумай тазы породистых кровей, быстроногая, хваткая. В легенде говорится, что кумай появляется редко, из яйца собаковидного гуся (италаказ). Любимых тазы казахи сравнивали с быстрокрылой птицей кумай. Кумай тазы - собака, охочая на зверя. Ещё щенком прирученная к охоте, она обладает ловкостью и быстротой, отличным обонянием, дерзостью и отвагой. При поединке с матерым волком кумай тазы не позволяет себя ранить: вцепившись в горло, она быстро утихомиривает его. Подобной силой обладает лишь одна из сотни. Завывание собаки - плохое предзнаменование. И хозяин окриком заставляет её умолкнуть, приговаривая: «Чтоб это случилось только с тобой». А вот поскуливание - признак чего-то хорошего. Народная традиция хоронить знаменитых скакунов и породистых тазы по человеческим обычаям идёт из глубины веков.

Охота с беркутом

Кусбегi - специалист, обучающий  беркута, сокола, коршуна охоте. Пока беркут не научится возвращаться, он летает на длинном поводке. Затем его  откармливают. Когда наступает линька, кормят, сажая на слабо натянутый  аркан, чтобы он похудел, не дают вволю спать. Когда птица начнёт легко взлетать и садиться, ее берут на охоту. Ловля с беркутом - излюбленный у казахов вид охоты, в ней участвует несколько человек. Выезжая на охоту, кусбеги садит орла на правую руку, придерживая за ножные поводки, подпирает руку подставкой (балдак) и садится на коня. В левой руке он держит поводья. Прибыв на место, кусбеги с беркутом становится на возвышенность. Остальные, шумя и крича, вспугивают жертву. Сняв томагу, кусбеги отпускает беркута.

Бытует поверье, что дом, где есть беркут, избегает нечисть. Поэтому его крылья, перья, лапы вешают на почетное место, изголовье колыбели. Священная птица оберегает от бед, сглаза, порчи, защищает от напастей. Среди других способов - охота на различные приманки: волокуши из хвоста лисы, корсака. Сайгаков, оленей загоняют в глубокий снег. Бывает, что зверя долго гоняют по кругу. Оттого, что его голова постоянно повернута набок, шея так затекает, что зверь не способен повернуть голову в другую сторону, откуда наносится удар. В зависимости от размера марала, газели и других животных роется яма, куда они и попадают. Иногда используется обыкновенная сеть. В морозные дни устраивают погоню за волками. Не давая передышки, заставляют их обильно потеть, мокрое тело за ночь заледеневает. Утром зверя гонят опять с тем, чтобы лёд не растаял. В результате отяжелевший ото льда зверь становится желаемой добычей охотника. Порой охотник прячется в местах обитания волков и воет по-волчьи. Обманутый зверь бежит на вой, и охотник его убивает. А вот лис ловят иначе. Спрятавшись в зарослях травы, охотники издают мышиный писк. Обманутые лисы попадаются на эту уловку и сами приходят. На песке или первом снегу отчетливо видны следы крупных зверей. Охотник их преследует и отстреливает. Если норы зверей не глубоки, охотники заливают их водой или напускают туда дым - и добыча в руках.

Заключение

Таким образом, казахи унаследовали от своих предков - древних тюрков и кыпчаков производство войлока, тип юрты, ковроткачество, особенно безворсовое, плетение циновок, умение инкрустировать костью, серебром домашнюю утварь, оружие, конскую сбрую, народные музыкальные инструменты. Отдельные элементы покроя и убранства тюркско-кыпчакской одежды выявлены в казахском народном костюме. Сохранение у казахов этих и других форм материальной культуры прошлого объясняется тем, что, по словам Энгельса, «политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии», а в натуральном хозяйстве казахов, не поддававшемся реорганизации, мало что изменилось за многие века. Перевороты происходившие в течение сотен, может быть тысячи лет, внесли очень мало изменений в быт казахов, порукой тому оказались широкие степные просторы, позволявшие при любых превратностях судьбы уходить в глубь родной земли, откочевывать в самые глухие ее уголки, изматывая преследователя не только трудностями перехода, но и неожиданными ответными ударами и отступлениями врассыпную, исчезая также внезапно, как и появляясь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.К. Козыбаев, Ж.Б. Абылхожин, К.С. Алдажуманов Коллективизация в Казахстане трагедия крестьянства Алматы, 1992 г.

Информация о работе Декоративно-прикладное искусство Казахстана