Декоративно-прикладное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:51, реферат

Описание

В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры.

Работа состоит из  1 файл

декоративно прикладное искусство.docx

— 69.46 Кб (Скачать документ)

Декоративно-прикладное искусство.

 

В декоративно-прикладном искусстве  видное место занимают народные художественные промыслы. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному  содержанию явление современной  культуры.

Во многих районах нашей  страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов  различно. Одни берут свое начало в  крестьянском бытовом искусстве, связанном  с натуральным хозяйством и изготовлением  как повседневных, обиходных, так  и праздничных нарядных бытовых  предметов для себя и своей  семьи. Так, например, ручное узорное  ткачество, вышивка, которыми владели  с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких  и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских  ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С  течением времени, распространяясь  в отдельных центрах, а нередко  охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам  предшествовали «светелки» - работа в  помещичьих мастерских (например, мстерская белая гладь). Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.

Древнерусская иконопись, европейская  станковая живопись и графика  стали основой искусства русской  лаковой миниатюры. Каждому творческому  коллективу оказалось под силу создать  свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые  приобрели значение традиции.

О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как  общим вопросам, так и отдельным  частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями.

 

Хохломская  роспись.

 Хохломская роспись  по дереву один из старинных  видов русского народного искусства.  Родина ее - лесной район Нижегородского  края к северо-востоку от реки  Волги. Происхождение названия  связано с торговым селом Хохлома,  куда мастера из 50 соседних деревень  привозили на продажу расписную  деревянную посуду, а оттуда она  отправлялась в разные уголки  России и за ее пределы -  в страны Азии и Европы. С древних времен жившие тут умелые мастера изготовляли красивую деревянную посуду, а с XVII века этот художественный промысел сложился в современном его значении. Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря оригинальной технологии и традиционности древних русских узоров. Выточенные на токарном станке или вырезанные специальными резцами изделия из дерева липы грунтуют глиной, натирают вареным льняным  маслом - "олифой" и металлическим порошком. После этого хохломские изделия расписывают масляными красками, наносят несколько слоев специального лака и подвергают закалке в печи. Под воздействием температуры более 100о серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Подобная технология позволяет использовать посуду в домашнем быту. Основные цвета хохломской росписи - черный, красный, золотой. Это классическое сочетание дополняется введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого. Роспись выполняется вручную, свободной кистью, без использования трафаретов.

 Все разнообразие хохломской росписи  можно разделить на два типа: письмо "верховое", при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне и письмо "фоновое", где узор золотой, а фон черный или красный. Любимыми орнаментами хохломских мастеров являются: "травка" - стилизованное изображение травы; "кудрина" - сказочный золотой цветок с завитками - кудрями; "под листок" - узор из листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника. Ассортимент изделий составляют: отдельные чаши, вазы, "поставки" - цилиндрические сосуды с крышкой, бочата, ложки, а также мебель, наборы столовой и чайной посуды, наборы для вина, мороженого, меда, рыбы.

В настоящее время традиции промысла в Нижегородской области  успешно развиваются на двух крупных  художественных фабриках: "Хохломской художник", расположенной в селе Семино и "Хохломская роспись" в городе Семенове, а также ряд мелких предприятий. Известны старые потомственные мастера Хохломы - братья Красильниковы, Подоговы, Федор Бедин, Архип Серов, Степан Веселов. Эти традиции промысла продолжают художники Ольга Лушина, Ольга Веселова, Александра Карпова, Екатерина Доспалова, Нина Сальникова и многие другие. Хохломские изделия украшают быт русского человека. Они экспортируются во многие страны мира, достойно представляют на международных выставках и ярмарках русское народное искусство.

 

       


Информация о работе Декоративно-прикладное искусство