Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Деревянные художественные изделия — это предметы быта, в которых органически сочетаются красота и польза. К ним можно отнести украшения деревянных домов — резные наличники, подзоры, коньки на крышах; декоративные элементы в интерьере — мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, потолков, стенных панелей и др.; мебель и светильники; домашнюю утварь — посуду, разделочные доски; деревянные игрушки и сувениры (точеные, резные, расписные); украшения одежды и др.
1. Введение 3
2. Роспись по дереву 9
2.1. Роспись по дереву как искусство 10
2.2. История росписи дерева 11
2.3. Виды росписи по дереву 12
3. История резного дела в России 14
3.1.Современная резьба 15
3.2. Сквозная резьба 16
3.3.Плосковыемчатая резьба 17
3.4. Рельефная резьба 18
3.5.Скульптурная резьба 19
4. Заключение 20
5. Литература 21
Большой вклад в развитие русской художественной мебели стиля ампир внесли выдающиеся архитекторы В. П. Стасов, К. И. Росси и ряд других. Мебель, выполнявшаяся из отечественных пород дерева, часто окрашивалась в белый цвет и украшалась золоченой резьбой. Популярны были также гладкие полированные поверхности с игрой текстуры (красного дерева, тополя, карельской березы), которая достигалась полированием шеллачной политурой.
Мебель русского ампира отличается исключительной красотой, тонкостью вкуса, сочной декоративностью.
К середине XIX в. русскими мастерами-мебельщиками были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды мебельных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.
К этому времени в России была широко развита сеть мебельных мануфактур и мастерских. Наряду с крупными предприятиями, такими, как мастерские Гамбса, Шерлеманя и Тура в Петербурге, Споля в Москве и др., существовало множество более мелких мастерских в других городах, а также в крупных поместьях, например таких, как подмосковная усадьба Архангельское.
Кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Кроме мебели кустари выпускали и другие деревянные изделия — домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т. п.
Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.
В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда, даже в условиях сельской жизни, заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914—1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы почти прекратили существование.
В 1919 г. предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.
В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, — сокращали. Однако интерес к из-
делиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился.
Что касается мебельного производства, то в послереволюционный период его развитие шло по пути расширения объемов производства, механизации трудоемких процессов, разработки и применения новых клеевых и отделочных материалов. Постепенно вытеснялись ручные методы декорирования мебели, несовместимые с ее массовым производством. Художественная выразительность изделий достигалась за счет гармоничных пропорций, выявления текстуры древесины, применения профилированных элементов.
В последние годы растет спрос на высокохудожественную мебель и расширяется ее производство. В проектировании и производстве такой мебели можно отметить три основных направления. Первое направление — создание мебели в народном, крестьянском стиле из массивной древесины преимущественно хвойных пород с применением резных и точеных элементов. Второе направление — мебель в так называемом стиле ретро, в формах и декоре которой проявляются черты классических стилей (барокко, классицизма и др.). Третье — дизайнерское направление, когда мебель решается нетрадиционно, часто остро, необычно, с применением новых форм и конструкций (адресована преимущественно молодежи).
2.Роспись по дереву как искусствоРоспись
по дереву является одним
из самых древних живописных промыслов
нашей страны. Ее корни уходят далеко в
архаические времена, когда наши предки-язычники
верили во множество богов и поклонялись
Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным
стихиям. Каждое расписанное народными
мастерами изделие несет на себе отпечатанное
древними символами пожелание здоровья,
счастья, удачи, благословения в дом. Сейчас
интерес к старинным народным
художественным промыслам возрастает
в связи с ростом интереса к
народной культуре и появлением духа
патриотизма у современной Расписная тарелочка, ложка или шкатулка станут прекрасным подарком для дорогого вам человека на любой праздник. |
|
2.1. Появление росписи как искусства – источники Древние люди верили в духов земли, воздуха, воды и неба. Эта языческая вера и стала причиной появления росписи. Ведь боги суровы и немилосердны, а потому некоторых из них приходилось задабривать, от других защищаться, третьим преподносить жертвы. Именно на человеческих суевериях и базировались первые узоры росписи. Например, чтобы не дать злым духам проникнуть в горшок с едой, на его ободке рисовали волнистую линию. Предметы, покрытые расписным узором отгоняли нечисть от жилища. Украшенные росписью вещи подносились духам, как жертвы, с молитвами о защите. Каждый
символ, использовавшийся
в росписи, имел свое значение. Так, круги
и крестообразные изображения были символом
солнца и огня. |
История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.
На Рисунке 1 вы можете видеть изображения животных, пораженных копьями. (Из книги Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян").
Рисунки и резьба наносились на предметы домашнего обихода. Рисунок 2. Они защищали хозяина, играя роль оберегов, являлись способом общения с богами. Тщательность, с которой выполнялись рисунки, говорит о значительной роли, которую отводили люди этому занятию. Наиболее доступными материалами были дерево, глина…
Со временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.
Направления росписи по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.
Работы с авторской росписью изготавливалась обычно в городах мастерами. Эти работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским прочтением традиций.
2.3. Виды росписи по дереву
Виды российской традиционной росписи дерева
Искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встречались бы расписные изделия.
Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое.
Вначале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, отнесенная к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Графическая манера письма получила распространение на Северной Двине. К северодвинской школе относятся народные росписи Пермогорья, Борка, Верхней Уфтюги, Тоймы, Пичугская и Ракуловская. Этим своеобразным школам присущи общие черты в построении композиции, цветовом решении, орнаментальной трактовке.
Другое направление в росписи по дереву - кистевое. Широко известны оригинальные росписи исконных русских центров - Хохломы и Городца.
Впервые упоминание о селе Хохлома встречается в документах XVII века. В ту пору ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиевого монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды - в документах обители упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Хохломские изделия через нижегородскую ярмарку расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.
Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.
А вот, что об этом говорится в Большой Советской Энциклопедии:
"Городецкая
роспись, народный
Лаконичная, контрастная по цвету городецкая роспись темперой служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.
Промысел заглох в начале 20 в. В советское время возрожден. В 1938 в Городце создана артель "21-я годовщина Октября" (с 1960 - фабрика "Городецкая роспись"), выпускающая расписные игрушки и сувениры.
Ведущие современные мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи 18 - начале 20 вв.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.
Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в сов. время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.
В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Информация о работе Дерево в современных изделиях декоративно-прикладного искусства