Дерево в современных изделиях декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Деревянные художественные изделия — это предметы быта, в которых органически сочетаются красота и польза. К ним можно отнести украшения деревянных домов — резные наличники, подзоры, коньки на крышах; декоративные элементы в интерьере — мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, потолков, стенных панелей и др.; мебель и светильники; домашнюю утварь — посуду, разделочные доски; деревянные игрушки и сувениры (точеные, резные, расписные); украшения одежды и др.

Содержание

1. Введение 3
2. Роспись по дереву 9
2.1. Роспись по дереву как искусство 10
2.2. История росписи дерева 11
2.3. Виды росписи по дереву 12
3. История резного дела в России 14
3.1.Современная резьба 15
3.2. Сквозная резьба 16
3.3.Плосковыемчатая резьба 17
3.4. Рельефная резьба 18
3.5.Скульптурная резьба 19
4. Заключение 20
5. Литература 21

Работа состоит из  1 файл

дпи юля.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

Большой вклад  в развитие русской художественной мебели стиля ампир внесли выдающиеся архитекторы В. П. Стасов, К. И. Росси и ряд других. Мебель, выполнявшаяся из отечественных пород дерева, часто окрашивалась в белый цвет и украшалась золоченой резьбой. Популярны были также гладкие полированные поверхности с игрой текстуры (красного дерева, тополя, карельской березы), которая достигалась полированием шеллачной политурой.

Мебель  русского ампира отличается исключительной красотой, тонкостью вкуса, сочной декоративностью.

К середине XIX в. русскими мастерами-мебельщиками были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды мебельных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.

К этому  времени в России была широко развита  сеть мебельных мануфактур и мастерских. Наряду с крупными предприятиями, такими, как мастерские Гамбса, Шерлеманя  и Тура в Петербурге, Споля в  Москве и др., существовало множество  более мелких мастерских в других городах, а также в крупных поместьях, например таких, как подмосковная усадьба Архангельское.

Кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах  России, в частности в Нижегородской  и Вятской губерниях. Кроме мебели кустари выпускали и другие деревянные изделия — домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т. п.

Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских  и международных ярмарках кустарной  промышленности.

В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда, даже в условиях сельской жизни, заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914—1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы почти прекратили существование.

В 1919 г. предприятия  мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.

В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, — сокращали. Однако интерес к из-

делиям  народных художественных промыслов  никогда не иссякал, а в последние  годы он заметно усилился.

Что касается мебельного производства, то в послереволюционный период его развитие шло по пути расширения объемов производства, механизации  трудоемких процессов, разработки и  применения новых клеевых и отделочных материалов. Постепенно вытеснялись ручные методы декорирования мебели, несовместимые с ее массовым производством. Художественная выразительность изделий достигалась за счет гармоничных пропорций, выявления текстуры древесины, применения профилированных элементов.

В последние годы растет спрос на высокохудожественную мебель и расширяется  ее производство. В проектировании и производстве такой мебели можно  отметить три основных направления. Первое направление — создание мебели в народном, крестьянском стиле из массивной древесины преимущественно хвойных пород с применением резных и точеных элементов. Второе направление — мебель в так называемом стиле ретро, в формах и декоре которой проявляются черты классических стилей (барокко, классицизма и др.). Третье — дизайнерское направление, когда мебель решается нетрадиционно, часто остро, необычно, с применением новых форм и конструкций (адресована преимущественно молодежи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роспись по  дереву как искусство

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.  
Красочные картины народных гуляний или цветочные орнаменты не только являются знаками высокого мастерства народных художников, но и несут позитивный заряд радости и положительной энергии.

Сейчас  интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с ростом интереса к  народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи. Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву. Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву сейчас широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.

Расписная тарелочка, ложка или шкатулка станут прекрасным подарком для дорогого вам  человека на любой праздник.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Появление росписи как искусства – источники

Древние люди верили в духов земли, воздуха, воды и неба. Эта языческая вера и стала причиной появления росписи. Ведь боги суровы и немилосердны, а потому некоторых из них приходилось задабривать, от других защищаться, третьим преподносить жертвы.

Именно  на человеческих суевериях и базировались первые узоры росписи. Например, чтобы не дать злым духам проникнуть в горшок с едой, на его ободке рисовали волнистую линию. Предметы, покрытые расписным узором отгоняли нечисть от жилища. Украшенные росписью вещи подносились духам, как жертвы, с молитвами о защите.

Каждый  символ, использовавшийся в росписи, имел свое значение. Так, круги и крестообразные изображения были символом солнца и огня.  
Шестилучевая розетка была символом грома и бога Перуна. Свастика, символ, ставший сейчас олицетворением зла, являлась знаком движения солнца и жизни. Конь – символ достатка, а птица – счастья и успеха. Помните выражение «синяя птица счастья»? Цветы обозначали здоровье и успешность задуманных дел. Изображение единорога (индрика) несло в себе символ луны, женского начала. В общем, весь рисунок нес в себе закодированное символами пожелание счастья, здоровья, успехов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. История  росписи дерева

История развития традиционной росписи уходит далеко в прошлое. Первые пещерные рисунки  появились на заре человеческой истории. Как предполагают ученые, они играли роль мишеней в тренировках охотников, были предметами бытовой магии, культа или рассказами.

На  Рисунке 1 вы можете видеть изображения  животных, пораженных копьями. (Из книги  Б.А.Рыбакова "Язычество древних  славян").

Рисунки и резьба наносились на предметы домашнего обихода. Рисунок 2. Они защищали хозяина, играя роль оберегов, являлись способом общения с богами. Тщательность, с которой выполнялись рисунки, говорит о значительной роли, которую отводили люди этому занятию. Наиболее доступными материалами были дерево, глина…

Со  временем значение расписанных вещей, как предметов бытовой магии, утрачивается, и возрастает их эстетическая роль. Развиваются промыслы, каждый из которых отличается особыми приемами и мотивами. Наиболее благоприятными условиями для развития промысла, являются близость к торговым путям, оседлый образ жизни и стабильность.

Направления росписи по дереву условно можно  разделить на традиционную и авторскую (живописную). Традиционная развивалась  в основном в деревнях на своей исторической родине. Ёе отличает простота, лаконичность, близость к народным корням.

Работы  с авторской росписью изготавливалась  обычно в городах мастерами. Эти  работы отличаются изяществом, продуманностью, профессионализмом и авторским  прочтением традиций.

 

 

 

 

 

 

2.3. Виды росписи по  дереву

Виды российской традиционной росписи дерева

Искусство росписи настолько своеобразно  и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встречались  бы расписные изделия.

Для росписи  по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое.

Вначале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность  изделия черной краской, а затем  раскрашивал нанесенные детали разными  цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, отнесенная к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Графическая манера письма получила распространение на Северной Двине. К северодвинской школе относятся народные росписи Пермогорья, Борка, Верхней Уфтюги, Тоймы, Пичугская и Ракуловская. Этим своеобразным школам присущи общие черты в построении композиции, цветовом решении, орнаментальной трактовке.

Другое  направление в росписи по дереву - кистевое. Широко известны оригинальные росписи исконных русских центров - Хохломы и Городца.

Впервые упоминание о селе Хохлома встречается  в документах XVII века. В ту пору ряд  селений вместе с Хохломой перешли  во владения Троице-Сергиевого монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды - в документах обители упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Хохломские изделия через нижегородскую ярмарку расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.

Село  Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне  всех окрестных деревень: женщины  пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Вместо лопасти  прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна.

А вот, что об этом говорится в Большой  Советской Энциклопедии:

"Городецкая  роспись, народный художественный  промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области) и сменивший местное производство (существовало с 18 в.) прялок с инкрустацией и резьбой.

Лаконичная, контрастная по цвету городецкая роспись темперой служила для  украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.). Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

Промысел  заглох в начале 20 в. В советское  время возрожден. В 1938 в Городце  создана артель "21-я годовщина  Октября" (с 1960 - фабрика "Городецкая роспись"), выпускающая расписные  игрушки и сувениры.

Ведущие современные мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Хохломская  роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й  половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской  области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи 18 - начале 20 вв.

Для хохломской росписи характерна оригинальная техника  окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи.

Для колорита хохломской росписи типично сочетание  красного и чёрного цвета с  золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в сов. время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.

3. История резного дела в России.

 

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во  второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Информация о работе Дерево в современных изделиях декоративно-прикладного искусства