Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:39, доклад
Наиболее яркие страницы деревянной летописи Владимирского края написаны топором местных плотников. Самыми прославленными среди них были в прошлом гороховецкие и покровские мастера. К началу XIX века находим следующее свидетельство современника: « В Покровском уезде… главнейшим из промыслов почитается плотничный, для которого отходят на сторону в отдаленные города и в Москву, и им везде славятся под именем «аргунов» по названию сего же имени прихода, в коем находятся весьма знающие люди в сем деле. Сие ремесло сделалось почти общим во всем уезде; им занимаются более шестой части жителей… посему и можно заключить, что навык к сему делу получают еще с малолетства, а некоторые, как видно, основывают на нем и главное пропитание».
Наиболее яркие страницы деревянной летописи Владимирского края написаны топором местных плотников. Самыми прославленными среди них были в прошлом гороховецкие и покровские мастера. К началу XIX века находим следующее свидетельство современника: « В Покровском уезде… главнейшим из промыслов почитается плотничный, для которого отходят на сторону в отдаленные города и в Москву, и им везде славятся под именем «аргунов» по названию сего же имени прихода, в коем находятся весьма знающие люди в сем деле. Сие ремесло сделалось почти общим во всем уезде; им занимаются более шестой части жителей… посему и можно заключить, что навык к сему делу получают еще с малолетства, а некоторые, как видно, основывают на нем и главное пропитание».
Плотничество было главным промыслом мужского населения Владимирского края в начале XIX века. Сложилась даже поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора».
К середине XIX века число «аргунов» увеличилось до десяти тысяч человек. «В Покровском плотницком районе повсюду вы видите высокую стройку, крытую тесом или дранью, с чистыми, даже блестящими стеклами в окнах, украшенных резными ставнями».
Самым древним видом
Даже сам образный строй скромной домовой резьбы, которой украшались немногоие детали, нес в этом случае вполне определенный «практический смысл, рожденный верованиями крестьянина –земледельца. Круг или розетка символизировали собою солнечный диск, а спирали и волнистые зубчики имели знак охранения. «Солнышко» старались запечатлеть на наличниках окон, на причелинах и полотенцах, полагая тем самым, что надежно оберегают свое жилище от злых духов.
Не менее значительными
для крестьянина было
Избы относящиеся к первой половине XIX века украшались обыкновенной дорогой и красивой резьбой. На карнизах и косицах изображались разные «морские коты»- фактастические животные, похожие на львов; «фараоны»- человекообразные фигуры с рыбьим хвостом, «коневы головы» и прочее; значительная доля, кроме того, оставалась для разнообразного растительного и геометрического орнамента.
Постепенно в крестьянском
зодчестве складывался новый
оригинальный стиль резьбы, техника
которой требовала больших
Вплоть до середины XIX века русские плотники крайне редко пользовались пилами. В строительстве применялись преимущественно тесаные доски, которые изготовлялись путем раскалывания бревен с помощью клиньев и топора. Употребляя усовершенствованные продольные и лучковые пилы, а так же коловорот, плотник стал пропиливать доску насквозь по заранее нанесенному на нее рисунку. Так во второй половине XIX века появился новый вид декоративного убранства- пропильная резьба. Стоит пройтись, например, по улицам Гороховца или Мстеры, чтобы воодчую увидеть, насколько пропильная доска созраняет живую органичную связь с прежними традициями.
Свои традиции сложились в Суздальском крае. Суздальское Ополье почти не имеет на своей территории лесов. Поэтому издавна местные крестьяне строили свои жилища ихкирпича.
Уже в конце XVIII века в Ополье широко был развит промысел каменщиков, которые возводили не только дома , но и храмы. Это во многом определило и характер убранства деревянных построек. Местные плотники явно находились под обаянием декоративных форм, применяемых в суздальском каменном зодчестве. Ведь зачастую они были одновременно и каменщиками. Как бы повторяя мотив декоративных кокошников на церковных фасадах, резчики обрамляют карнизы деревянных домов тем же узором. Больше того, тот же мотив они применяют и при украшении наличников.
Ряд кокошников в завершении
карнизов посадских храмов
Данные «кокошниковый» тип наличника является , пожалуй, наиболее излюбленным в Ополье, особенно в Суздале. Неприменной его принадлежностью являются колонки, располагающиеся по краям во всю высоту окна.
Подобные колонки часто
встречаются в резьбе
Информация о работе Деревянная летопись Владимирского края в начале ХIХ века