Деревянная летопись Владимирского края в начале ХIХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:39, доклад

Описание

Наиболее яркие страницы деревянной летописи Владимирского края написаны топором местных плотников. Самыми прославленными среди них были в прошлом гороховецкие и покровские мастера. К началу XIX века находим следующее свидетельство современника: « В Покровском уезде… главнейшим из промыслов почитается плотничный, для которого отходят на сторону в отдаленные города и в Москву, и им везде славятся под именем «аргунов» по названию сего же имени прихода, в коем находятся весьма знающие люди в сем деле. Сие ремесло сделалось почти общим во всем уезде; им занимаются более шестой части жителей… посему и можно заключить, что навык к сему делу получают еще с малолетства, а некоторые, как видно, основывают на нем и главное пропитание».

Работа состоит из  1 файл

Доклад.docx

— 952.49 Кб (Скачать документ)

Деревянная летопись Владимирского  края в начале ХIХ века

Наиболее яркие страницы деревянной летописи Владимирского края написаны топором местных плотников. Самыми прославленными среди них были в  прошлом гороховецкие и покровские мастера. К началу XIX века находим следующее свидетельство современника: « В Покровском уезде… главнейшим из промыслов почитается плотничный, для которого отходят на сторону в отдаленные города и в Москву, и им везде славятся под именем «аргунов» по названию сего же имени прихода, в коем находятся весьма знающие люди в сем деле. Сие ремесло сделалось почти общим во всем уезде; им занимаются более шестой части жителей… посему и можно заключить, что навык к сему делу получают еще с малолетства, а некоторые, как видно, основывают на нем и главное пропитание».

   Плотничество было главным  промыслом мужского населения  Владимирского края в начале  XIX века. Сложилась даже поговорка: «Кабы не было топора, так топиться давно пора».

   К середине XIX века число «аргунов» увеличилось до десяти тысяч человек.  «В Покровском плотницком районе повсюду вы видите высокую стройку, крытую тесом или дранью, с чистыми, даже блестящими стеклами в окнах, украшенных резными ставнями».

   Самым древним видом деревянного  жилища Владимирского края, который  в наше время большей частью  исчез и известен только по  описаниям этнографов, является  тип дома, существовавшего в конце  XVIII- начале XIX века и имевшего фасады, рубленные сплошь из бревен, включая и фронтон, а также покрытые по слеам с «курицами»- своеобразными крюками из корневища дерева, имеющими форму головы птицы и поддерживающими «поток», который выдалбливался из цельного бревна и служил для отвода воды с крыши. Про такие дома известный Владимирский краевед XIX века И.А.Голышев писал, что они «щеголяли затейливостью резьбы, резными коньками, карнизами, деталями, поясами, подзорами и всякого рода обломами; спуски с крыш делались с двумя концами со сквозными решетками в виде прежних вышитых русских полотенцев».

   Даже сам образный строй  скромной домовой резьбы, которой  украшались немногоие детали, нес в этом случае вполне определенный «практический смысл, рожденный верованиями крестьянина –земледельца. Круг или розетка символизировали собою солнечный диск, а спирали и волнистые зубчики имели знак охранения. «Солнышко» старались запечатлеть на наличниках окон, на причелинах и полотенцах, полагая тем самым, что надежно оберегают свое жилище от злых духов.

   Не менее значительными  для крестьянина было изображение  на крыше дома коня или птицы,  которые так же служили защитой  жилища от разных враждебных  человеку сил, поскольку тоже  олицетворяли собою солнечное  божество, были его эмблемой. По  этому поводу И. А. Голышев  замечал: «… привычка украшать  вершины крыш конскими головами  ведет свое начало от язычества,  этим желали оказать почесть  богу неба и вымолить от  него дарование дождя и солнца».

   Избы относящиеся к первой половине XIX века украшались обыкновенной дорогой и красивой резьбой. На карнизах и косицах изображались разные «морские коты»- фактастические животные, похожие на львов; «фараоны»- человекообразные фигуры с рыбьим хвостом, «коневы головы» и прочее; значительная доля, кроме того, оставалась для разнообразного растительного и геометрического орнамента.

   Постепенно в крестьянском  зодчестве складывался новый  оригинальный стиль резьбы, техника  которой требовала больших навыков  мастерства и виртуозного владения  инструментами. Подобная резьба получила название «глухой» рельефной , или «корабельной», т.к. впервые она появилась в украшении речных судов- барок, гусянок, белян, мокшан, расшив, тезянок и т.д. Во Владимирской губернии такие суда делались на Оке, Гусе, Клязьме, Тезе. Но впоследствии, когда пароходство исключило резное искусство на судах, резчики полностью перешли на украшение деревенских изб. Особенно много подобной резьбой было выполнено в Гороховецком, Вязниковской и Ковровском уездах, где работали гороховецкие плотники, слава которых была в свое время настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их под именем «якушей» в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», где они значаться как «долбежники, плотники-рещики для украс на избы и на суда».

   Вплоть до середины  XIX века русские плотники крайне редко пользовались пилами. В строительстве применялись преимущественно тесаные доски, которые изготовлялись путем раскалывания бревен с помощью клиньев и топора. Употребляя усовершенствованные продольные и лучковые пилы, а так же коловорот, плотник стал пропиливать доску насквозь по заранее нанесенному на нее рисунку. Так во второй половине XIX века появился новый вид декоративного убранства- пропильная резьба. Стоит пройтись, например, по улицам Гороховца или Мстеры, чтобы воодчую увидеть, насколько пропильная доска созраняет живую органичную связь с прежними традициями.

 Свои традиции сложились  в Суздальском крае. Суздальское Ополье почти не имеет на своей территории лесов. Поэтому издавна местные крестьяне строили свои жилища ихкирпича.

   Уже в конце   XVIII века в Ополье широко был развит промысел каменщиков, которые возводили не только дома , но и храмы. Это во многом определило и характер убранства деревянных построек. Местные плотники явно находились под обаянием декоративных форм, применяемых в суздальском каменном зодчестве. Ведь зачастую они были одновременно и каменщиками. Как бы повторяя мотив декоративных кокошников на церковных фасадах, резчики обрамляют карнизы деревянных домов тем же узором. Больше того, тот же мотив они применяют и при украшении наличников.

   Ряд кокошников в завершении  карнизов посадских храмов Суздаля,  как правило, дополнялся еще  одним декоративным поясом, состоящим  из зубчатых городков и поребрика. И хотя резчики по дереву не следовали слепо этому приему, они все же были под обаянием их кружевного убора и поэтому в наличниках над поясом кокошников располагали дополнительно и эти полюбившиеся декоративные формы.

   Данные «кокошниковый» тип наличника является , пожалуй, наиболее излюбленным в Ополье, особенно в Суздале. Неприменной его принадлежностью являются колонки, располагающиеся по краям во всю высоту окна.

   Подобные колонки часто  встречаются в резьбе суздальских  иконостасов, созданных местными  мастерами. 

 

 

 

 


Информация о работе Деревянная летопись Владимирского края в начале ХIХ века