Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:15, реферат
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Введение…………………………………………………………………………3
Предпосылки зарождения нового стиля……………………………………….4
Стилистические особенности модерна………………………………………...7
Развитие стиля Ар Нуво…….…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………..20
«История дизайна»
на тему: «Дизайн интерьера конца XIX – начала ХХ в.»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Предпосылки зарождения нового стиля……………………………………….4
Стилистические особенности модерна………………………………………...7
Развитие стиля Ар Нуво…….…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Термином "Ар Нуво" обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Мир стремительно развивался, однако в области искусства эти изменения происходили гораздо медленнее. Художники и дизайнеры выступали против засилья "историзма", когда многочисленные стилевые заимствования из культур самых разных исторических эпох смешивались в битком набитых "викторианских" гостиных. Появление влиятельного среднего класса привело к росту спроса на изящные вещи. машинный век был способен насытить этот спрос товарами массового производства; однако тиражирование красоты привело к неразборчивости и безвкусице. В поисках новых решений нещадно эксплуатировались все без исключения исторические периоды, наблюдались бесконечные возвраты к старым стилям: классическому, готическому, ренессансу, барокко или стилю Людовика ХV.
Неудовлетворенные окружающей жизнью и ситуацией в искусстве, когда уже не приходилось говорить о существовании единого направления, зачинатели нового движения ставили перед собой задачу создания большого стиля. Усилиями художников, архитекторов и критиков сознательно, целенаправленно формировался новый, не полагающийся на образцы прошлого, стиль. Созданный стиль заключал в себе вполне отчетливую программу всеобщих эстетических преобразований, которая может быть представлена как идея сотворения прекрасного.
Предпосылки зарождения нового стиля
XIX век — «золотой век» капиталистической индустрии и торговли, «век великих открытий и изобретений» — приближается к концу. Сменяющей его новой, трагической эпохе он оставит в наследство полную неразбериху в культуре. Стиль XIX столетия был романтическим, эклектическим, историзирующим; в самом же конце века стрелка вкусов вообще перестает указывать в каком-либо определенном направлении. Поскольку машина все еще не в состоянии осуществлять орнаментальную форму для производимых ею целесообразных вещей, для их украшения прибегают к формам и декору предыдущих эпох (электрическая лампа в форме свечи!). В конце века засилье «новых стилей», и в первую очередь «макартизма», приводит к тому, что квартиры зажиточных горожан превращаются в подобие «свалки стилей». Обновление исторических стилей, волна интереса к антикварным предметам были выражением тоски по феодальной старине, стремления буржуа внести в свое жилище дух аристократической респектабельности.
Перемены в социально-экономической структуре общества породили новые потребности, поставившие перед художниками задачу по освоению таких приемов и средств декоративного оформления предметов, которые лучше соответствовали бы актуальным целям и материалам. Справиться с этой задачей можно было лишь при решительном освобождении от груза традиций.
В условиях растущего темпа деловой жизни снова усиливается стремление к удобству, разумному комфорту. Для квартир в доходных домах требовалась легкая, «мобильная» меблировка. Целесообразность, удобство, учет и использование возможностей новой техники, машинного труда - таковы общие принципы, стоящие на повестке дня.
Уже в 90-х годах передовые художники, которым перепевы старого надоели до оскомины, начинают энергичные поиски новых путей, новых форм. Эклектическому реставраторству они противопоставляют культ машины, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон).
Первый шаг был сделан мюнхенскими и венскими художниками; новые интонации вскоре появляются и в литературе, архитектуре, прикладном искусстве. Инициаторами этого стилевого направления, носившего отчетливо выраженный декоративно-прикладной характер, были живописцы и графики; они творили, давая волю своей фантазии и не очень-то считаясь с требованиями функционально-технологического порядка. Новый стиль явно
тяготел к декоративному, тем не менее, он обещал быть важным фактором омоложения мебельного искусства. Первым и, пожалуй, самым интересным, самым важным проявлением этого стиля был решительный отказ от старых стилевых форм.
Новое движение ведет свое летосчисление с 1897 года, когда группа художников в знак протеста против официального академического искусства
вышла из состава мюнхенской выставочной организации «Glaspalast». Отсюда происходит и наименование стиля: сецессион (от латинского слова secessio - отделение, уход), которое привилось в Австрии.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины "модерн" (современный) и "Ар Нуво" (в переводе с французского "l'art nouveau" буквально "новое искусство"). В Германии для обозначения этого направления в искусстве бытовал и термин «молодой стиль», югендстиль (точнее, «югендштиль» - нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend, нем. die Jugend – юность, молодость), во Франции - «новое искусство», арт нуво (art nouveau), также использовались термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен. В Бельгии новый стиль называли также "стилем Орта", по имени архитектора Виктора Орта, чьи зрелые работы представляют собой яркую иллюстрацию классического варианты Ар нуво. в России и Англии - «современный стиль», «стиль модерн» (Modern Style Floreale) и «либерти» (по имени владельца одного из лондонских мебельных магазинов). В Италии - "цветочный стиль", «модернизмо» в Испании. «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. В США - «тиффани» (по имени Л.К. Тиффани). Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль линий", "стиль волн", "студио" и даже такие насмешливые названия как "вермишель", "угорь" и др.
Основателями венского сецессиона (1898) были Густав Климт, Отто Ваг-
нер, Йозеф Гофман, Коломан Мозер, Эмиль Орлик. Наибольшее влияние на
развитие нового стилевого направления оказал архитектор Отто Вагнер (1841—1918). В Германии художники новаторы - Отто Экман, Петер Беренс, Бернгард Панкок, Рихард Римершмид и др. - группировались вокруг журнала «Jugend», давшего название и самому стилю (Jugendstil). Рисунки Экмана, публиковавшиеся на страницах этого журнала, обнаруживают связь модернистского орнамента с японской графикой. Во Франции на новый стиль первым откликнулся плакат (Анри Тулуз Лотрек). В Англии видными проводниками модерна были Макинтош, Ашби, Б. Скотт и др.
Основные принципы нового стилевого направления первым сформулировал активнейший идеолог и практик модерна Ван де Вельде. Он исходил из того факта, что повсюду, где развитие протекает беспрепятственно, без рецидивов прошлого, оно приводит к созданию стиля. По сравнению с моррисовской концепцией позиция Ван де Вельде была уже решительным шагом навстречу технике, машинному производству бытовых вещей. Представители модерна первыми пытались использовать машинный труд не для имитации традиционных кустарных изделий, а для производства такой утилитарной вещи, которая была бы одновременно и технической и эстетической формой.
Быстрому распространению нового художественного течения способствовали многочисленные выставки, иллюстрированные художественные журналы, газетные статьи. Этот свежий, энергичный, продиктованный внутренней необходимостью стиль привлек на свою сторону лучшие художественные силы эпохи. Апологеты модерна искренне верили в его преобразующую, обновляющую силу; большие надежды связывали с ним и мебельные мастера.
Но у этого воинствующего направления нашлось и немало противников, главным образом в стане консервативно настроенных специалистов, продолжавших цепляться за старину. Одним из них был Э. Зейдль. В начале века в Вене появляются жилые интерьеры в стиле «необидермейер». На выставках наряду с произведениями мастеров, вышедших на новые рубежи, экспонируются и откровенно эклектические или слегка «осовремененные» формы.
Стилистические особенности модерна
Изначально Арт Нуво - это название магазина в Париже, который открыл Зигфрид Бинг в 1895, и где в одной из секций было представлено современное искусство: проекты витражей и цветное стекло известных мастеров.
Модерн (от фр. moderne - современный) или Арт Нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») - художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Стилистической особенностью Арт Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность Арт нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии Арт нуво часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Принцип
художественного единства всех
элементов предметно-
Фирменным знаком линии Арт нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Арт Нуво сочетает в себе одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность. Воплощением красоты стала линия, ее извилистые и плавные очертания, а неиссякаемым источником вдохновения для художников и архитекторов, работавших в этом стиле, стала природа. Точнее мир растений. Источником идей для художников арт нуво была природа. Наиболее распространенной темой стали бутон (символ появления новой жизни) и экзотические растения с длинными стеблями и бледными цветками, предпочтение отдавалось лилиям, кувшинкам, ирисам и орхидеям. В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностьи он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков. Главными особенностями стиля были образная ассоциативность, изощренный символизм форм и значений, подчеркнутая декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. Было не важно, предназначался ли такой линеарный декор для книжной обложки или для фасада здания.
Развитие стиля Ар Нуво
Особенностью нового стиля стало стремление
архитекторов и художников создать единый
синтетический стиль, в котором все элементы
архитектурного объекта, убранства его
интерьеров были бы связаны в единое художественное
целое. У истоков концепции эстетического
синтеза - ключевого понятий нового стиля
- стоял Уильям Моррис (1834-1896), английский
ремесленник, художник, поэт и социалист.
Открыл миру художественные и философские
трактаты искусствоведа Джона Рескина,
который, опираясь на эстетический принцип
единства Красоты и Добра, утверждал, что
предметное окружение общества свидетельствует
о его моральном состоянии. Свой дом Моррис
совместно с друзьями-художниками пытался
превратить в совокупное произведение
пространственных искусств, гармоничную
среду, которая послужит матрицей идеальных
человеческих отношений, облагороженного
искусством образа жизни. Постройка и
обстановка им собственного дома, известного
под названием "Красный Дом" (1860),
явились попыткой перенести а жизнь и
художественную практику морально-этические
утопии Рескина, попыткой осуществления
синтеза архитектуры, живописи и декоративного
искусства. Красный дом - один из первых
образцов архитектуры "Движения искусств
и ремесел" - был построен архитектором
Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть
Лондона). Моррис с друзьями-художниками
пытался превратить его в совокупное произведение
пространственных искусств, гармоничную
среду, которая послужит матрицей идеальных
человеческих отношений, облагороженного
искусством образа жизни. В профессиональном
плане цель была достигнута. Осуществляя
утопии Рескина с ее идеалами простоты
и справедливости, ансамбль дома следует
традициям добротного средневекового
ремесленничества. Он прост и естественен
в сравнении с неоготическими постройками
своего времени. Таким же сдержанным было
и внутренне оформление дома. Общая простота
внутренних помещений со стенами белого
цвета оттенялась художественно-выразительными
предметами мебели, витражами, фресками,
выполненными усилиями художников и ремесленников,
связанных с прерафаэлитами.
Выполненная Моррисом и его товарищами
работа была неординарной и впечатляющей,
но в ней ощутим все же сильный романтический
настрой. Ред-хаус служил только созданию
замкнутой коммуны художников и средством
бегства от господствующих эстетических
норм. Развивая эксперимент, начатый строительством
Красного дома, Моррис в 1861 году основал
фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая занималась
любыми видами дизайна. Моррис и его единомышленники
пытались вернуться к великолепию Средних
веков и выпускали обои, ткани, витражи,
шпалеры и мебель ручной работы. Использовавшая
только квалифицированная ручной труд
фирма имела успех; ее продукция хорошо
раскупалась. В 1860-хМузей Виктории и Альберта
обратился к фирме с просьбой заняться
отделкой одного из залов, который назывался
"Зеленая столовая", но с тех пор он
известен как Моррисовский зал. Витражи
Берн-Джонса, панели, замечательный сундук
и пр. - комната целиком является экспонатом
музея. Дирекция музея сокрушалась по
поводу того, во что обошлась ее отделка;
те, кто видел дизайнерские работы фирмы,
замечали: если хочешь соответствовать
стандартам Морриса, имей толстый кошелек.
Информация о работе Дизайн интерьера конца XIX – начала ХХ в