Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:27, реферат
Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справился – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому, театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Введение
1. Возникновение Древнегреческого театра как вида искусства.
2. Костюмы древнегреческих актеров.
3. Хор.
4. Архитектура древнегреческого театра.
Заключение
Список литературы
Приложение
Федеральное
агентство по образованию
РФ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
ВЫСОКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Факультет
заочного и послевузовского обучения
контрольная
работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «мирорая культура и искусство»
тема:
«Древнегреческий
театр»
Выполнила: ст. 1 курса
гр. СТз-082-у
Курташова О.С.
Проверила:
Белогубова Е.В.
Воронеж 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справился – его возможности многообразны, а сила воздействия велика, поэтому, театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Согласно одной из теории
Зарождение театра как вида искусства можно отнести с возникновением античного театра (VI в до н.э. – IV в. н.э.)
1. Возникновение Древнегреческого театра как вида искусства
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. В Пантеоне греческих богов важное место занимал Дионис, или Вакх – бог растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Как рассказывают греческие мифы, Дионис претерпел все превратности судьбы: потерял мать, скитался, побывал в руках у разбойников, а затем вернулся из Азии на Балканы, и вернулся не один, а с неистовой, буйной свитой – вакханками, сатирами, менады – обитатели гор, лесов. Спутники Диониса украшали себя виноградными листьями и плющом, плясали и пели во славу своего бога. Под громкие звуки тимпанов и флейт чествовали свое божество, окруженное жителями лесов и гор, люди, и много чудес приписывали ему. Он мог наслать безумие на нарушавшего обычай, в его присутствии зацветали мачты кораблей, превращаясь в виноградную лозу. Это божество почитали, прежде всего, те, кто трудом своим будил землю, кто сажал и возделывал виноград. Так Дионис со временем стал покровителем сельских тружеников.
Во время Великих Дионисий изображение бога выносили из храма, переодетые почитатели его изображали сатиров, водили хороводы. Хор сатиров исполнял песни козлов – трагедии. Позднее, наряду с хором, появляется декламатор, задачей которого было давать пояснения по ходу представления. Так возникает диалог, а из песнопений – трагедий рождается театр.
Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая – комедии. К рассказу запевал примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.
Историк Плутарх писал, что
в 534 г. до н.э. человек по
имени Фесип показал спектакль
– диалог актера, исполнявшего
роль Диониса, и хора. С этого
года театральные
Проливают свет на происхождение греческой драмы и сами слова – трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: «трагос» – козел и «оде» – песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры–козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога. Слово «комедия» тоже происходило от двух греческих слов «комос» и «оде». Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками. Следовательно, слово «комедия» обозначает «песнь комоса».
В основе древнегреческой
Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.
По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития.
В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и, в конце концов, стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.
Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Величайшие драматурги древности – Эсхил и Софокл – ввели в действие второе и третье лицо – актера. И действие отделилось от хора. Это было время становления театральных представлений, греческой драмы. Для постановки драмы требовались уже более значительные площадки, и зрелище перенесено в каменное здание театра.
В повседневной жизни греков
большое место занимали
Театр в Греции был государственным учреждением. За организацию представлений отвечал архонт – высшее должностное лицо Афин. Он давал разрешение на постановку пьесы, по его распоряжению набирали хор. Все материальные расходы брал на себя богатый гражданин – хорег (назначался архонтом), который готовил хор для драматических состязаний. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей. У каждого поэта был свой хорег. На мраморных памятных досках выбивали не только имя победителя, но и имя хорега.
Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.
Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща.
На долю хорега, который подготовил хор для победивших драматургов, выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. Результаты состязаний вносились в дидаскал (протокол), который хранился в государственном архиве Афин.
По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста (второй актер в драме), а младший современник Эсхила, Софокл – тритагониста (третий актер в драме). Основные роли исполнял в драме протагонист (первый актер).
Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный.
В греческой драме число актеров не превышало трех человек, но одному и тому же актеру в течение пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.
Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова.
2. Костюмы древнегреческих актеров
Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
Маски проникли в греческий театр из-за связи его с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Она отвечала задаче греческого театра создавать крупные обобщенные образы.
Так, например, характер действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: смеющуюся, скорбную, умиротворенную. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему – хитрого и коварного. (См. Приложение)
Исполнение женских ролей мужчинами также вызывало необходимость использование маски. Маски делались из дерева или полотна.
Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Артистов хора иногда одевали в костюмы животных, например, лягушек и птиц в пьесах Аристофана. Театральный хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматий (широкий плащ, располагавшийся складками вокруг тела) и хламида (короткий плащ с застежкой на плече). Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников. Царь появлялся в длинных пурпурных плащах, царицы – в белых с пурпурной полосой. Черный цвет означал траур или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также, символичны были атрибуты, например, оливковые ветви в руках просящих. (См. Приложение)
Обувь трагического актера называлась котурнами – башмаки с высокими голенищами). Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рос актера.
Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.
В комедии употребление подушек
и подкладок, наоборот, вызывалось
стремлением нарушить нормальные пропорции
человеческого тела и тем вызвать смех.