Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:03, творческая работа
Философия и искусство являются значимыми формами культуры. Философия – это тип мировоззрения, связанный с рациональной интерпретацией человеком себя и своего места в мире. Искусство – необходимая составляющая духовной культуры человечества, вид практически-духовного освоения мира, связанный с образным осмыслением действительности. В отличие от понятийного языка философии искусство использует особый «не-понятийный» язык образов. Это символический язык. Если различить две стороны символа: во-первых, «смысл» и, во-вторых, выражение этого смысла, «чувственное существование или образ какого-либо рода» [см. 1, с.15 - 16]. Если за основу взять интерпретацию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, то и философия, и искусство – это формы выражения Абсолюта.
еферат 3
Введение 4
1. Философия и искусство в концепции Г.В.Ф. Гегеля 5
2. Символизм творчества Альбрехта Дюрера (гравюры «Апокалипсиса» и «Автопортрет») 8
Заключение 18
Список использованных источников 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
CЕКЦИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО.
СИМВОЛИЗМ
В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА
МИНСК 2011
Оглавление
Реферат 3
Введение 4
1. Философия и искусство в концепции Г.В.Ф. Гегеля 5
2. Символизм творчества Альбрехта Дюрера (гравюры «Апокалипсиса» и «Автопортрет») 8
Заключение 18
Список
использованных источников 19
Работа 19 с., 2 ч., 2 рис., 3 источника
Ключевые слова: философия, искусство, символизм, абсолютная идея, истина, символ, суд, смерть, война, голод, апокалипсис.
Проблематика.
Искусство может быть рассмотрено
как своеобразная форма, в которой
можно увидеть философское
Цель работы. Рассмотреть символизм искусства Альбрехта Дюрера как форму, в которой скрыто философское содержание.
Объект исследования. Символизм картин А. Дюрера: «Авторпортрет» и «Апокалипсис».
Использованные
методики. В процессе работы был
задействован логический метод обобщения,
а также дедуктивная
Научная
новизна. На примере религиозно-
Полученные научные результаты и выводы. Искусство не только характеризуется в качестве одной из форм культуры, но (в контексте модели философской классики) предстает, наряду с философией, религией и др. как «развертывание истины» (Г.В.Ф.Гегель).
Практическое
применение полученных результатов. Написанная
на стыке различных дисциплин, работа
важна для широкого круга исследователей-
Философия и искусство являются значимыми формами культуры. Философия – это тип мировоззрения, связанный с рациональной интерпретацией человеком себя и своего места в мире. Искусство – необходимая составляющая духовной культуры человечества, вид практически-духовного освоения мира, связанный с образным осмыслением действительности. В отличие от понятийного языка философии искусство использует особый «не-понятийный» язык образов. Это символический язык. Если различить две стороны символа: во-первых, «смысл» и, во-вторых, выражение этого смысла, «чувственное существование или образ какого-либо рода» [см. 1, с.15 - 16]. Если за основу взять интерпретацию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, то и философия, и искусство – это формы выражения Абсолюта. Центральная категория его эстетики – прекрасное как чувственное бытие Абсолютной идеи. Оно существует в искусстве как идеал как единство содержания (идеи) и формы его выражения (материи). За основу интерпретации соотношения философии и искусства взята концепция Г. Гегеля, где символ – это единство формы и содержания. В этом контексте рассматривается символика творчества Альбрехта Дюрера (работ «Апокалипсис» и «Автопортрет»).
Главным понятием философии искусства Гегеля является понятие «истина». Красота есть истина, но выраженная в форме созерцания, в образах. "Искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме, " – писал Г.В.Ф. Гегель.
Согласно
его философской объективно-
Отмечая, что искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме, Гегель подчеркивал, что речь идет не о передаче полезной информации, не о моральном воспитании средствами искусства. Ведь тогда бы искусство превратилось во внешний инструмент, подчиненный чему-то другому, а связь между содержанием и формой имела бы технический характер. Важно, как считает Гегель, что отразить истину в искусстве - это его существенная, атрибутивная цель.
В произведениях искусства выражаются самые содержательные внутренние созерцания и представления, искусство может служить ключом (а быть может, единственным ключом) для понимания их мудрости и религии того или иного народа. Такова сущность искусства наряду с религией и философией, однако своеобразие его заключается в том, что даже самые возвышенные предметы оно воплощает в чувственной форме.
О "субстанциальном" содержании искусства Гегель пишет в конце первой части «Лекций по эстетике»: «Подлинная оригинальность как художника, так и художественного произведения, заключается в том, что они одушевлены разумностью истинного в самом себе содержания. Только в том случае, когда художник полностью усвоил этот объективный разум и не нарушает его чистоты чуждыми особенностями, взятыми извне или изнутри, - только в этом случае в воплощенном им предмете он воспроизводит также и себя самого в своей истинной субъективности, стремящейся быть лишь живым средоточием завершенного в самом себе художественного произведения. Ибо во всяком истинном мышлении, творчестве и созидании подлинная свобода предоставляет господство субстанциальному началу как силе, которая является вместе с тем собственной силой самого субъективного мышления и воль, так чтобы в завершенном примирении субъективной свободы и субстанциального начала не было никакого разлада между ними».
Именно на этом принципе основывается все масштабное здание эстетики Гегеля. Царство прекрасного начинается там, где деятельность субъекта не является чем-то внешним по отношению к всеобщему содержанию жизни, не рассматривает свой предмет «только в форме объекта», а сливается с этим содержанием, становится его свободным, непринужденным самосознанием, его человеческой самодеятельностью. Этот «субстанциальный субъект» или субстанция, ставшая субъектом, деятельностью, лежит, согласно Гегелю, в основе классического искусства как жизненный материал, достойный прекрасных форм и свободно выражающийся в них.
Взгляд Гегеля на отношение искусства к философииобнаруживает, при всем их различии, единство их субстанциального содержания. Деятельность художника, конечно, отличается мышлением философа. Требование истины в искусстве означает для Гегеля не подчинение его философии, а подчинение всякой достойной внимания духовной деятельности (в том числе, и философии, и искусства) общему закону истинного «бытия в бытии». Вот это и есть важное условие, критерий значимости, серьезности любого произведения. Что же касается отношения художника к теоретическому мышлению, то «философия не нужна ему, и если он мыслит философским образом, то в отношении формы знания он делает дело, как раз противоположное делу искусства".
Что
же важно в деятельности художника? Это
"наполняющее человека субстанциальное
содержание", содержание, которое не
есть только предмет таких исключительно
высоких духовных знаний, как искусство
или философия. Оно может присутствовать
и в более низкой сфере человеческого
существования, в той области, где все
явления субъективности носят преимущественно
частный характер, в чувствах и действиях
отдельных людей. Это ситуация, когда «особенное
в чувствах и действиях вырывается из-под
власти случая и конкретные частные черты
выступают в большем согласии с их подлинной
внутренней правдой», что тогда и можно
назвать «благородным, превосходным и
совершенным в человеческом сердце».
Альбрехт Дюрер, как и другие мыслители и художники, нередко облекал свои мысли в аллегорическую форму. Несмотря на то, что порождения его творческой фантазии критикуют за угловатость, напряженность, противоречивость, очевидно, что его идеи находили воплощение в этом усложненном художественном языке.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) известен как выдающийся немецкий художник и теоретик искусства эпохи Возрождения. Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 1490-х годов Дюрер создал один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения.
В
этой серии Дюрера сплетались средневековые
религиозные воззрения с
Произведения серии «Апокалипсиса» состоят из 15 гравюр, выполненных с виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры по дереву. Их отличает лаконизм и редкая образная сосредоточенностью. Это произведение несет в себе сложное сплетение средневековых воззрений с переживаниями, вызванными бурными общественными событиями тех дней. От средневековья в них сохраняются аллегоричность, символизм образов, запутанность сложных богословских понятий, мистическая фантастика; от Возрождения - общее чувство напряженности и борьбы, столкновения духовных и материальных сил. В аллегорические сцены введены образы представителей разных сословий немецкого общества, живые реальные люди, исполненные страстных и тревожных переживаний и активного действия. Особенно выделяется знаменитый лист с изображением четырех апокалиптических всадников с луком, мечом, весами и вилами, которые повергли ниц бежавших от них людей — крестьянина, горожанина и императора. Это изображение явно связано с современной Дюреру жизнью: несомненно, что четыре всадника символизируют в представлении художника разрушительные силы — войну, болезни, божественное правосудие и смерть, не щадящие ни простых людей, ни императора. Эти листы, покрытые причудливым извилистым орнаментом линий, пронизанные горячим темпераментом, захватывают яркой образностью и силой фантазии. Чрезвычайно значительны они и своим мастерством. Гравюра поднята здесь на уровень монументального искусства.
Сквозь
всю серию сквозным образом проходит
сложный религиозно-
Форма
издания гравюр была необычной. Современники
привыкли к религиозным книгам с гравюрами-иллюстрациями,
которые покупали ради текста, иллюстрации
играли в них скромную роль.
Дюрер же задумал абсолютно новое: полтора
десятка больших гравированных листов
с короткими цитатами на оборотах, объединенных
в одно целое - альбом иллюстраций. Альбом
изображений. Во времена Дюрера для такого
издания не было даже названия - предшественников
оно не имело, в истории книгопечатания
- это новый тип издания.
«Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις — раскрытие,
откровение) - самая таинственная, самая
темная, самая запутанная часть "Нового
завета". О личности автора "Апокалипсиса"
- книги, которая иначе называется "Откровением
от Иоанна",- почти ничего не известно.
Однако "Апокалипсис" вызывал такой
отклик, потому что был источником не только
отчаяния, но и надежды, в нем звучала вера
во второе пришествие Христа, который
установит на земле тысячелетнее царство
правды, справедливости, всеобщего равенства
п благоденствия.
Информация о работе Философия и искусство. Символизм в творчетве Альбрехта Дюрера