Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:09, реферат
Сначала у фовистов было все как у людей – в 90-е гг. 19 века они учились у вполне приличных и признанных обществом художников. Одни - у символиста Густава Моро, другие – у романтика Эжена Карьера, а некоторые – так вообще у академиста и академика Леона Бонна. Копировали в Лувре старых мастеров, злоупотребляя синей и зеленой краской. Но что-то во всем этом не нравилось молодым людям. Были у них какие-то сомнения и неудовлетворенность.
1. Фовизм. Первый авангардистский «изм», повлекший появление всех остальных
2. ВСЕ О ЖИВОПИСИ.
3. Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери))
4. Зарубежное искусство
5. Итальянское и французское искусство
6. Анри Матисс
7. Жизнь Матисса
8. Список используемой литературы
Первая мировая
война, а затем октябрьская революция,
в России сделали невозможной
последующую активную организационную
и творческую связку художников Европы.
Развитие искусства все больше приобретало
не общеевропейский характер, как
это было в начале века, а ограниченного
границей и сугубо национальными
или социально-политическими
На фоне первых отмеченных нами направлений, которые абсолютизировали формально технические поиски в искусстве, постепенно начинал приобретать особое значение и популярность абстракционизм.
Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.О. Фриез, Ж. Брак, А.Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок 1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов ( Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов , фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовизма. От Фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве, используя Фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. движением «Новые дикие».
Зарубежное искусство
Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Его название произошло от французского слова fauve — «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские, и немецкие художники — приверженцы нового искусства.
Осенний салон произвёл настоящую сенсацию: ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. До этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная выставочная деятельность. Не было и группы как таковой. Однако общее стремление к новому живописному языку — эмоциональному, яркому — на некоторое время сделало их очень похожими. У них было много общих корней — увлечение живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их теорией чистого цвета, восточным и примитивным искусством.
Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, — писал Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».
Импрессионизм, вокруг которого ещё вчера ломалось столько копий, рядом с полотнами фовистов выглядел вполне традиционным, реалистическим искусством. «Вообразить мир таким, каким нам хочется» — под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Поэтому после краткого совместного звучания их хор распался на отдельные голоса — фовизм как течение просуществовал всего несколько лет.
Андре Дерен (1880—1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Дерен с успехом работал в области книжной графики, иллюстрировал произведения французских поэтов Гийома Аполлинера и Андре Бретона. Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов».
Морис де Вламинк (1876—1958) не получил систематического художественного образования и с гордостью признавался, что «не переступал порога Лувра». Его пейзажи динамичны по форме и ярки по колориту. Работая в «классической» фовистской манере, он действительно почти не смешивал красок, писал то геометрически правильными, широкими раздельными мазками, то ван-гоговскими крутыми завитками.
Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Работа витражиста, с которой Руо начал свой путь в искусстве, повлияла на его живописную манеру: цветные формы он обычно ограничивал широким чёрным контуром. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Персонажи художника — клоуны, уличные девицы, гротескно-уродливые жители городских предместий. Картины на евангельские темы, обычно воспевающие величие духа, у Руо пронизаны щемящим чувством слабости и беззащитности человека.
Кес ван Донген (настоящее имя Теодор Мари Корнель, 1877— 1968) — французский художник голландского происхождения. На его полотнах живые рельефные мазки сочетаются с сияющими ровными зонами, словно подсвеченными изнутри. Картины ван Донгена шокировали зрителей: обычно он изображал представителей социального дна и делал это вызывающе, плакатно, броско. Однако, привыкнув к его манере, за видимой грубостью и вульгарностью можно обнаружить утончённость и своеобразную гармонию, присущую новой эпохе.
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. Даже когда он писал чистыми красками и использовал контрастные цвета, их сочетания были тонки, изысканны. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов — моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками — сразу рождается мысль: «Как у Марке!».
Итальянское и французское искусство
Фовизм стал первым модернистским течением 20 столетия. Большую роль в его возникновении сыграла посмертная выставка В. Ван Гога, проходившая в 1901 г. в Париже. Звучные чистые краски полотен знаменитого голландского мастера оказали неизгладимое впечатление на группу французских художников, во главе которых стоял Анри Матисс.Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Этот эпитет и стал причиной появления столь необычного названия (от французского fauve — дикий ).
Декоративная живопись фовистов характеризуется сочными, чистыми цветами, широкими темными контурами, искажением формы и отсутствием объемов. Представители этого направления не стремились к достоверности в изображении окружающего мира, главным для них было выразить свои чувства и настроения. Основное художественное средство фовистов — цвет.
Крупнейшими
представителями фовизма
Анри Матисс
Анри Эмиль
Бенуа Матисс, французский художник,
график, скульптор, родился в 1869 г. Получив
юридическое образование, он до 1891 г.
работал адвокатом в Сен-
Вскоре художник познакомился с живописью импрессионистов и постимпрессионистов, благодаря чему его палитра стала светлее и насыщеннее. Неизгладимое впечатление на Матисса произвели картины У. Тернера, с которыми он познакомился при посещении Лондона в 1898 г.
В 1904 г. Матисс встретился с П. Синьяком, познакомившим его с приемами дивизионизма. В этой технике Матисс исполнил свою картину «Роскошь, покой и наслаждение» (1904). В начале 1904 г. Матисс объединил вокруг себя фовистов. С этого времени его картины становятся по-фовистски яркими («Женщина в шляпе», 1905; «Вид Коллиура», 1906).
В 1906 г. художник открыл свою мастерскую, в которой обучал молодежь. В этом же году он опубликовал «Заметки живописца», в которых изложил свои взгляды на искусство. Матисс писал: «Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Эти мысли подтверждало и его творчество: он писал лишь спокойные моменты жизни — женщин за чтением или занятием музыкой, пейзажи и натюрморты.
Большое влияние на художника оказала негритянская скульптура и живопись мастеров Раннего Возрождения, с которой он познакомился во время путешествия в Италию в 1907 г. Годом раньше Матисс посетил Алжир, а в 1910 г. — выставку исламского искусства в Мюнхене. Восточное искусство произвело на художника огромное впечатление. Именно от него идут восточные мотивы во многих работах Матисса («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908).
В 1910 г. живописец создает свои шедевры — пасторальные картины «Танец» и «Музыка», предназначенные для особняка С. И. Щукина в Москве. В настоящее время эти полотна хранятся в Эрмитаже.
Жизнь Матисса
С 1909 г. Матисс живет в Исси-ле-Мулино, в собственном доме. Он пишет полотна с изображением интерьеров. В этих работах черты реальности соединяются с фантастическими деталями. При взгляде на картины «Мастерская художника» (1911), «Красная мастерская» (1911) кажется, что скульптуры и люди на полотнах, висящих на стенах мастерской, оживают.
В 1910-1911 гг. художник вновь посетил Испанию. Впечатления от поездки вылились в ряд работ, среди которых — «Испанский натюрморт» (1911), «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911). Многие картины 1910-х гг. навеяны путешествием, совершенным художником в Марокко в 1912-1913 гг. ( сюита из трех полотен «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912).
Первая мировая война, шая глубокий след в душе Матисса, изменила его художественную манеру. Колорит картин стал темным и мрачным, а рисунок — почти схематичным («Вид на Нотр-Дам Дам», 1914; «Балконная дверь в Коллиуре», 1914). С 1918 г. художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные и яркие краски вновь возвращаются в его живопись . Он пишет залитые солнечным светом интерьеры, букеты цветов, причудливые орнаменты. В 1920-е гг. картины наполняются образами «одалисок» — обнаженных или одетых в восточные костюмы женщин среди ярких ковров, драпировок, сосудов («Одалиска в красных шароварах», 1924-1925). В этот период Матисс также занимается литографией, скульптурой, оформлением театральных постановок (балет И. Ф. Стравинского «Соловей»).
В 1930 г. Матисс совершил поездку на Таити. В том же году посетил США, где получил заказ на панно для музея Барнса в Мерионе («Танец», 1931-1933) . Художник увлекается графикой. Он рисует пером, занимается литографией и офортом. Напоминает графику и его живопись: четкими и гибкими становятся контурные линии, а фактура — легкой и почти прозрачной («Розовая обнаженная», 1935; «Дама в синем», 1937).
С 1939 г. Матисс почти не покидает Ниццу. В 1943 г. он посено композиции, составленное из фигур, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Эти работы вошли в альбом «Джаз» (1947). В такой технике Матисс выполнял эскизы для витражей, ковров, а также т. н. «вырезанные картины» («Полинезия. Море», 1946; серия «Синие обнаженные», 1952). В 1940-е гг. художник оформлял книги («Цветы зла» Ш. Бодлера, 1947; «Избранная любовная лирика Ронсара», 1948).
Не оставляет Матисс и масляную живопись. Он пишет интерьеры, натюрморты, букеты, виды сада из окна («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947; «Египетская занавесь», 1948). Его композиции с женскими фигурами наполнены светом и воздухом (Две девушки. Коралловый фон, голубой сад», 1947; «Молчание в домах», 1947).