Французская керамика 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:09, реферат

Описание

Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия.

Работа состоит из  1 файл

ФРАНЦУЗСКАЯ КЕРАМИК1.doc

— 461.00 Кб (Скачать документ)

Лучшие произведения Севрской мануфактуры были созданы  между 1756 и 1770; в этот период фабрика  пользовалась услугами лучших ученых и художников того времени. Знаменитому ювелиру Дюплесси, который в Венсенне создал большие, почти гротескные вазы с украшениями в виде слоновьих голов, были отданы на попечение севрские формовочные мастерские. Скульптор Фальконе стал главой скульптурных мастерских, а Башелье – художественным директором всего производства. Производство приобрело огромные масштабы; некоторые из лучших произведений использовались в качестве дипломатических подарков, большое число изделий предназначалось для двора. Фабрика имела собственные торговые помещения, а ее продукция в конечном счете продавалась у всех парижских торговцев произведениями искусства. Стиль севрских изделий был безупречен, и даже большие столовые сервизы отличались строгим единообразием и постоянством. Поскольку Севрская мануфактура использовала только мягкую пасту, крупные вазы и предметы, сделанные Дюплесси и другими мастерами, должны были быть толстыми, чтобы не ломаться. С внедрением твердого фарфора большие севрские изделия стали более легкими и изящными.

Секрет состава твердой пасты был предложен Севру Паулем Ханнонгом еще в 1753, однако король решил, что его цена чересчур завышена. Кроме того, Ханнонгу не могли гарантировать наличия во Франции необходимых залежей каолина. В 1760 каолин низкого качества был обнаружен близ Алансона. Наконец в 1768 были открыты знаменитые залежи каолина близ Лиможа, и к 1772, спустя примерно шестьдесят лет после того, как Бёттгер изобрел твердый фарфор в Мейсене, он начал производиться и в Севре. 

В 1800 Севрская мануфактура, пережившая революцию, попала под управление Броньяра, в руках которого она оставалась последующие сорок семь лет. Броньяр был в большей мере ученым, чем художником. Он прекратил использование мягкого фарфора и занялся усовершенствованием состава твердой пасты. С художественной точки зрения мануфактура пришла в упадок, хотя изготовленные в эпоху Первой империи колоссальные вазы внушали благоговение почти всей Европе.   

Лимож. Первая фарфоровая фабрика в Лиможе была основана в 1771. После открытия огромных залежей каолина близ Сент-Ирье к 19 в. там работало сорок подобных фабрик. Во второй половине 19 в. Лимож стал одним из самых крупных в Европе центров производства фарфора. Лиможский фарфор не отличался никакой особой оригинальностью или качеством; это был просто предмет широкой торговли. 

Закат французской  керамики. Для понимания причин упадка французского керамического искусства, особенно фарфора, необходимо рассмотреть различия между периодом, который закончился правлением Людовика XIV, и временем, которое началось с Наполеона I. В эпоху стиля рококо повсюду применялась фарфоровая раковина как декоративный символ времени, олицетворяющий ритм, изящество и капризность восемнадцатого столетия. Когда с приходом Наполеона во Франции и во всей Европе утвердился ампир – рациональный, строгий, классицистический стиль, раковина уступила место новым символам, равно как фарфор перестал быть материалом, наиболее соответствующим духу времени. Золото и серебро больше подходили для прославления личной власти Наполеона. Ему было неведомо присущее 18 в. чувство формы и грации; понимая, что изысканные статуэтки и утонченная роспись по фарфору вряд ли могут прославлять его могущество и власть, Наполеон приказал Севрской мануфактуре изготавливать огромные, монументальные, обильно позолоченные вазы.

Это изменение  стиля позднее было закреплено и  усилено механизацией производственного  процесса. В 1798 в Париже состоялась первая Промышленная выставка, которая  дала Наполеону возможность представить  народу награбленные сокровища. Кроме  того, были показаны более ранние изобретения, которые могли способствовать изготовлению большего количества товаров для большего числа людей, причем подчеркивались объем и дешевизна продукции. Для большинства французов доступность этих товаров была совершенно новым явлением; когда в 1849 фабриканты устроили собственные промышленные выставки, широкая публика была довольна. Однако вскоре эстетическая непривлекательность массовой продукции вызвала волну возмущения, и художники-керамисты попытались возродить свое искусство и полноту его форм. В 1849 появились французские керамические музеи и оживился интерес к старому фаянсу. Керамисты, такие, как Ависсо, Барбизе и Улисс, пытались имитировать старинные неверские изделия, а также глазури и скульптурные формы Палисси. Шапле ввел технику «pate-sur-pate» («тесто на тесте»), представляющую собой метод построения декора в низком рельефе последовательным наложением слоев цветных глин. Кроме того, ему впервые удалось имитировать прекрасные китайские пламенеющие глазури. Делаэрш, Лашеналь, Дальпейра и Доа последовали его примеру. Изделия Доа были знамениты украшениями в виде голов животных, посуда Даммуза – слоями глазури в технике «pate-sur-pate», а Ленобль покрывал свою керамику ангобом, очень жидкой глиной, по которой затем можно наносить гравированное изображение.

Теодор Дек, возможно , был самым выдающимся из французских керамистов-экспериментаторов того времени. Начав в качестве управляющего фабрикой облицовочных плиток, позднее он основал школу росписи по керамике; Дек передал своим ученикам глубокий интерес к дальне- и ближневосточному керамическому искусству. В 1887 он принял управление Севрской мануфактурой. Лишь немногие фабрики механизированного производства могли использовать труд художников-керамистов; Севр, свободный от конкуренции благодаря постоянным субсидиям, мог позволить себе экспериментаторство, в то время как конкурирующие фабрики сосредоточились на выпуске массовой продукции.

Парижская международная  выставка 1867 показала, что мода на искусственный, манерный и претенциозный дизайн керамики начала иссякать. Простые, спокойные, асимметричные цветочные узоры на японском фарфоре произвели глубокое впечатление как во Франции, так и в Скандинавии. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      ПРЕДМЕТЫ СЕРВИЗА С КАМЕЯМИ. Севр, 18 в. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Фабрика в Севре славилась розовым фарфором, названным "розы Помпадур"

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Севр. 12 предметов. Абсолютная сохранность.18 век.

Информация о работе Французская керамика 18 века