Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:09, реферат
Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия.
Лучшие произведения Севрской мануфактуры были созданы между 1756 и 1770; в этот период фабрика пользовалась услугами лучших ученых и художников того времени. Знаменитому ювелиру Дюплесси, который в Венсенне создал большие, почти гротескные вазы с украшениями в виде слоновьих голов, были отданы на попечение севрские формовочные мастерские. Скульптор Фальконе стал главой скульптурных мастерских, а Башелье – художественным директором всего производства. Производство приобрело огромные масштабы; некоторые из лучших произведений использовались в качестве дипломатических подарков, большое число изделий предназначалось для двора. Фабрика имела собственные торговые помещения, а ее продукция в конечном счете продавалась у всех парижских торговцев произведениями искусства. Стиль севрских изделий был безупречен, и даже большие столовые сервизы отличались строгим единообразием и постоянством. Поскольку Севрская мануфактура использовала только мягкую пасту, крупные вазы и предметы, сделанные Дюплесси и другими мастерами, должны были быть толстыми, чтобы не ломаться. С внедрением твердого фарфора большие севрские изделия стали более легкими и изящными.
Секрет состава
твердой пасты был предложен Севру Паулем
Ханнонгом еще в 1753, однако король решил,
что его цена чересчур завышена. Кроме
того, Ханнонгу не могли гарантировать
наличия во Франции необходимых залежей
каолина. В 1760 каолин низкого качества
был обнаружен близ Алансона. Наконец
в 1768 были открыты знаменитые залежи каолина
близ Лиможа, и к 1772, спустя примерно шестьдесят
лет после того, как Бёттгер изобрел твердый
фарфор в Мейсене, он начал производиться
и в Севре.
В 1800 Севрская мануфактура,
пережившая революцию, попала под управление Броньяра,
в руках которого она оставалась последующие
сорок семь лет. Броньяр был в большей
мере ученым, чем художником. Он прекратил
использование мягкого фарфора и занялся
усовершенствованием состава твердой
пасты. С художественной точки зрения
мануфактура пришла в упадок, хотя изготовленные
в эпоху Первой империи колоссальные вазы
внушали благоговение почти всей Европе.
Лимож. Первая фарфоровая фабрика
в Лиможе была основана в 1771. После открытия
огромных залежей каолина близ Сент-Ирье
к 19 в. там работало сорок подобных фабрик.
Во второй половине 19 в. Лимож стал одним
из самых крупных в Европе центров производства
фарфора. Лиможский фарфор не отличался
никакой особой оригинальностью или качеством;
это был просто предмет широкой торговли.
Закат французской керамики. Для понимания причин упадка французского керамического искусства, особенно фарфора, необходимо рассмотреть различия между периодом, который закончился правлением Людовика XIV, и временем, которое началось с Наполеона I. В эпоху стиля рококо повсюду применялась фарфоровая раковина как декоративный символ времени, олицетворяющий ритм, изящество и капризность восемнадцатого столетия. Когда с приходом Наполеона во Франции и во всей Европе утвердился ампир – рациональный, строгий, классицистический стиль, раковина уступила место новым символам, равно как фарфор перестал быть материалом, наиболее соответствующим духу времени. Золото и серебро больше подходили для прославления личной власти Наполеона. Ему было неведомо присущее 18 в. чувство формы и грации; понимая, что изысканные статуэтки и утонченная роспись по фарфору вряд ли могут прославлять его могущество и власть, Наполеон приказал Севрской мануфактуре изготавливать огромные, монументальные, обильно позолоченные вазы.
Это изменение
стиля позднее было закреплено и
усилено механизацией производственного
процесса. В 1798 в Париже состоялась
первая Промышленная выставка, которая
дала Наполеону возможность
Теодор Дек, возможно , был самым выдающимся из французских керамистов-экспериментаторов того времени. Начав в качестве управляющего фабрикой облицовочных плиток, позднее он основал школу росписи по керамике; Дек передал своим ученикам глубокий интерес к дальне- и ближневосточному керамическому искусству. В 1887 он принял управление Севрской мануфактурой. Лишь немногие фабрики механизированного производства могли использовать труд художников-керамистов; Севр, свободный от конкуренции благодаря постоянным субсидиям, мог позволить себе экспериментаторство, в то время как конкурирующие фабрики сосредоточились на выпуске массовой продукции.
Парижская международная
выставка 1867 показала, что мода на искусственный,
манерный и претенциозный дизайн керамики
начала иссякать. Простые, спокойные, асимметричные
цветочные узоры на японском фарфоре произвели
глубокое впечатление как во Франции,
так и в Скандинавии.
Фабрика в Севре славилась розовым фарфором, названным "розы Помпадур"
Севр. 12 предметов. Абсолютная сохранность.18 век.