Художественно-композиционные принципы и стили традиционного японского искусства икебана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:03, реферат

Описание

По традиции составлением цветочно-растительных композиций - икебаной - занимаются женщины. Но всего лишь несколько последних столетий. А более пятисот лет назад, когда только начали появляться первые "ростки" икебаны, занимались ею исключительно японские мужчины - воины. Перед боем они таким образом достигали душевного равновесия и настраивали себя на будущие победы. Однако право первооткрывателей, говорят, принадлежит монахам.

Работа состоит из  1 файл

икебана.docx

— 145.61 Кб (Скачать документ)

Учреждение  образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет лесохозяйственный

Кафедра  ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства

Специальность инженер садово-паркового строительства

Специализация садово-парковое строительство 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

PEФЕРАТ 

по дисциплине «Системы озеленения населенных мест».

Тема: «Художественно-композиционные принципы и стили традиционного  японского искусства икебана». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель студентка 4 курса 7 групп                                                     Е.П.Белоус

Руководитель                                                                                                        Демидко 
 
 
 
 

  
 
 
 

                                                         г.Минск 2010 
 

     По  традиции составлением цветочно-растительных композиций - икебаной - занимаются женщины. Но всего лишь несколько последних  столетий. А более пятисот лет  назад, когда только начали появляться первые "ростки" икебаны, занимались ею исключительно японские мужчины - воины. Перед боем они таким образом достигали душевного равновесия и настраивали себя на будущие победы. Однако право первооткрывателей, говорят, принадлежит монахам.  
          Самые ранние сведения о цветочных композициях появились в Японии еще в начале 7-го века, эту традицию принесли с собой из Китая буддийские монахи. По легенде, родоначальником школы Икэнобо стал монах, который поселился в хижине ("бо"), стоявшей рядом с храмом около пруда ("икэ"). Цветочные композиции ставились в храме ближе всех к изображению Будды, а живописное место, где обитал отшельник, дало имя древнейшей школе составления композиций    из цветов.  
           Ранние цветочные композиции предназначались для подношения храмовым изображениям Будды. Они создавались из цветов и листьев лотоса, священного растения в буддизме. Кончики ветвей, а также цветы устремлялись в небо, как бы взывая к богам. Со временем стали использовать и другие растения при обязательном сохранении трех основных элементов, символизировавших Небо, Человека и Землю. Постепенно цветочные композиции стали использоваться для оформления интерьеров в связи с разными событиями и торжествами.  
           В икебане ценится не только красота цветов, в ней придается такое же большое значение листьям, веткам, травам. Несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который можно использовать в аранжировке, композиции икебаны отличает сдержанность и лаконизм. Все растения в композиции, не соперничая друг с другом, подчеркивают красоту основного элемента, главной идеи, которые отражают настроение, замысел автора работы.  
           Для композиции икебаны характерна сезонность, которая подчеркивает постоянно меняющуюся красоту природы. Каждое растение появляется в композиции в "свой сезон", например, весной это цветущие ветки сакуры, персика, глицинии, а осенью в композициях доминируют алые листья клена и хризантемы.  
           В современной Японии существует пять основных стилей аранжировки:  
   •Рикка классическая и современная,  
   •нагэирэ,  
   •сёка (сейка) класическая и современная,  
   •морибана  
   •свободный стиль.  
            Рассмотрим эти стили подробнее.

                                  

          Рикка (воздвигнутые цветы) 

самый древний  стиль икебаны, возникший непосредственно  во время становления в Японии буддизма, то есть в шестом веке. Композиции, выполненные именно в стиле рикка, ставили у подножий статуй Будды. Создавали эти композиции буддийские жрецы. Композиции высотой одного метра семидесяти сантиметров до двух метров размещались в дорогих бронзовых вазах и состояли из семи-девяти элементов, выходящих из одной "ноги". Концы ветвей, из которых состояла рикка, были направлены строго вверх, каждый элемент имел свое символическое значение. Составители рикка стремились олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн. В связи с этим в качестве основы они использовали сосновые ветки. В центре вазы всегда устанавливалась сосна высотою в 1,5 метра. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. Правила построения композиции были строго определенны и не нарушались. Расцвет рикка приходится на XVII век. В это время завершилось формирование терминологии, правил, определяющих пропорции и наклоны основных элементов, подбор растений и их цветовое значение. Были разработаны три стиля (как в каллиграфии) - син (формальный), гё (полуформальный) и со (неформальный). К настоящему времени в рикка существует 29 форм.  
           В пятнадцатом веке рикка несколько утратила свое религиозное значение. Правила были упрощены, стали более мягкими, уменьшились размеры, разрешилось использовать керамические вазы разнообразных, а не только предписанных форм, стали появляться книги с наставлениями по икебане. Рикка стала доступна не только в храмовых помещениях, но и в домах наиболее обеспеченных слоев населения. В настоящее время рикка используется в основном в религиозных ритуалах.  
    Нагэирэ 

появилась значительно  позже рикки, в пятнадцатом веке. Нагэирэ предшествовала чабана, являвшаяся элементом чайной церемонии. Чабана считалась очень скромной аранжировкой, часто состояла из одного цветка, бутона или ветки. Позже она стала называться нагэирэ, то есть "вбрасыванием". Это название сей стиль аранжировки получила из-за того, что мастеру необходимо было создать впечатление, что цветок или ветка стоит как попало, без всяких правил. Однако за этим эффектом крылся свой потаенный смысл, отразить который и было самой большой сложностью. Всего одним элементом композиции требовалось передать настроение, эмоции, время года, создать приятную атмосферу для беседы (чаепития).  
            В девятнадцатом веке стиль нагэирэ - "цветы, поставленные в высокой вазе" - получил свой свод правил. Аранжировка должна была выглядеть легкой, естественной, неплотной. Этот эффект достигался тем, что растений было очень мало и крепили их с помощью кубари (расщепов, к которым привязывались элементы композиции) или использовали для крепления комок мятой проволоки, соломенную или хвойную "пробку". Именно поэтому растения стояли, не касаясь края вазы, свободно держась в одном положении. Вазы для нагэирэ используют самых разнообразных форм, высокие или средней высоты.
 

            Сёка (сейка) 

        В 1820 году мастер Сэндзё создал комбинацию из элементов рикка и нового свободного стиля нагэирэ. Так появилось новое замечательное направление - сёка, соединившее простоту нагэирэ и строгую выразительность рикка.  
             Как в рикке все элементы сёки - как правило два-три - выходят из одной "ноги", удерживаясь металлическим кольцом, надетым на нее. В отношении ваз и аранжировочного материала жесткого ограничения нет, и это дает простор для фантазии мастера.  
             Если стиль рикка воплощает дух Природы, незыблемый и величественный, то стиль сёка передает естественный образ Природы. Сёка присущи необыкновенная грациозность линий, тонкая образная поэтичность. В сёка сёфутай (сёка традиционного направления) три основные линии - син, соэ и тай - обозначают неизменное триединство Неба, Человека и Земли и выражают постоянное изменение и обновление жизни.   

          Морибана была изобретена в конце девятнадцатого века. Композиция в стиле морибана - это пейзаж в миниатюре.  
   

            Именно в это время японские мастера стали создавать ландшафтные композиции, используя символику элементов. Унсин Охара, основатель школы Охара упорядочил правила построения подобных композиций.  
           С установлением широких связей с западными странами в Японию стали завозить невиданные до тех пор пышные цветы, яркие краски которых возбуждали воображение мастера. Он начал включать их в свои аранжировки. Традиционная икэбана уже не удовлетворяла его, в ней совершенно неприемлемы были и новые цветы. У. Охара стал использовать для своих произведений из живых растений неглубокие широкие сосуды, где размещал низкорослые растения, что противоречило традиционным канонам икэбаны. Был создан совершенно новый стиль - морибана (цветы, нагроможденные в плошках). Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, устройство более свободных, естественных, красочных аранжировок. Композиции стали низкими и распростертыми. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой. А открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.  
             Для удобства составления морибаны был изобретен кензан - металлическая наколка для крепления цветов. Ваза для составления морибаны берется низкая (но не ниже четырех сантиметров) или высокая, но обязательно с широким горлом, кензан ставится асимметрично и лишь крайне редко в центре.

            С 1938 г стиль претерпел очень многие новшества, в композиции используется растительный материал и в его естественном виде, и в сильно измененном, а также всякого рода предметы и материалы нерастительного происхождения. Вводятся элементы авангардизма и абстракционизма. Сегодня школа Охара — одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой - в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом.  
              Морибана может быть представлена в каком-либо из пяти стилей:  
   1. Прямостоячий;  
   2. Наклонный;   
   3. Каскадный;  
   4. Вертикальный;  
   5. Контрастный.

            В каждом стиле есть свои варианты. В композициях любого стиля образуется основа, или каркас, из трех основных ветвей, или элементов:  
   • первый - господствующий,  
   • второй - второстепенный,  
   • третий — дополняющий.  
           Длина и положение этих основных элементов в каждом стиле различны. Вершины главных элементов (если их мысленно соединить) образуют разносторонний треугольник. Соразмерностью основных элементов достигается сбалансированность композиции, но длина их определяется в зависимости от размера вазы.  
          Кроме основных трех элементов, для завершения композиции необходимы дополнительные растения, так называемые наполнители, которые насыщают собой пространство, очерченное главными элементами. Из них формируется акцент, создается контраст, они придают динамичность композиции, подчеркивают настроение или атмосферу; нередко может возникнуть неожиданный штрих, делающий аранжировку подлинно художественной.  
            Стили различаются конструкцией аранжировки, положением растений в вазе, наклоном составляющих элементов.   
           Выбор стиля должен соотноситься с надлежащим отбором формы и сосуда.   
           Но один и тот же стиль можно представить по-разному в зависимости от того, как выражается главное в композиции, что хочет подчеркнуть и выразить художник - цвет, линии, объем. В распоряжении аранжировщика имеется целый арсенал методов для того, чтобы выявить или усилить определенные черты растительного материала, добиться желаемого эффекта, а также создать определенное настроение, передать свои чувства. 

     Таких методов в школе Охара выработано пять:  
   1. Натуралистический  
   2. Цветовой  
   3. Эффект “массы”  
   4. Линейного строения  
   5. Абстрактный.  
           При этом, первые два метода (натуралистический и цветовой), отнесены к реалистическому направлению, остальные - эффект “массы”, линейного строения и абстрактный - к нереалистическому.  
          Сущность натуралистического метода состоит в том, что композиция в целом и все растения, составляющие ее, представляются в естественном виде так, как мы видим их в природе. Аранжировщик лишь усиливает или подчеркивает красоту растений профессиональными приемами.  
           Цветовой метод в аранжировке призван выражать красоту окраски растительного материала посредством сочетаний колеров, гармоничных, контрастных или дополняющих друг друга. Иногда для этого игнорируются природные особенности, сезонная выразительность растений, но хороший замысел аранжировщика никогда не приносится в жертву цветовому эффекту. Для более эффектного распределения цвета используются растения разной длины и различное их положение, тем самым усиливая их окраску, подчеркивая контраст или получая гармоничное сочетание колеров, создавая то мягкую спокойную красоту, то радостно-веселую. 

  

           Свободный стиль (дзюигата, дзиюка, школа Согэцу и др.) 

           Этот стиль представляют все нетрадиционные композиции. Свободный стиль позволяет использовать любые материалы - стеклянные вазы различных конфигураций, бумагу или синтетическую вату, что позволяет выйти за рамки канона и традиционной символики.  
            В 30-е годы прошлого столетия молодое поколение мастеров икебаны выступило против надоевших узких рамок - так родился свободный стиль школы Согэцу: синтез традиций и новой техники. Широко применяемые здесь неживые материалы - стекло, пластмасса, проволока, металл - сделали композиции более похожими на европейские перформансы. Наверное, именно поэтому свободную икебану активно переняли европейские и американские художники.  
           Один из вариантов свободного стиля икебаны - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода 

            Икебана вчера и сегодня  
            В японской аранжировке цвет имеет важное значение, так как он оказывает на человека физиологическое воздействие и, в то же время, он отражает художественный вкус, индивидуальность аранжировщика. Признание особой красоты, заключенной в цвете и форме растения, вызвало новое направление - использование каждого растения, составляющего композицию, скорее как части рисунка, а не части природы. Поэтому в нереалистических аранжировках каждое растение становится предметом, носителем формы, цвета, линии, независимо от характера его естественного роста. Сочетание растительного материала (ветвей, листьев, корней, цветов) может создавать очень красивый и интересный рисунок, как бы вопреки их естественному виду. Букеты цветов и растений для японца - это не только украшение, но всегда что-то значимое, символическое. Сосна и роза символизируют вечную молодость и долгую жизнь, сосна и омото (родея) - молодость и вечность, сосна и пион - молодость и процветание, пион и бамбук - процветание и мир, хаботан (цветы капусты), хризантема, орхидея - радость. Букеты к Новому году и свадьбам составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если слива еще не цветет, используют хризантему и орхидею. В марте на праздник девочек букет составляется из цветов персика, репы и хризантемы, на празднике мальчиков в букете особое место занимает ирис. Все праздничные букеты исключают осенние цветы, листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, розу пионы, нестойкие цветы и сикими (иллиций анисовый, бадьян) - разновидность вечнозеленого растения, которым по традиции украшают алтарь в буддийском храме. На помолвку или на свадьбу в букет не ставят цветы, в названии которых звучит элемент сару, означающий расставание (например, цветок сару-субэри - индийская сирень или сару-торнибара - новой).  
            Как видим, букеты, с одной стороны, отражают особенности характера японцев, а с другой - формируют этот характер. Включенные в процесс общения, букеты воздействуют на человека.  
             Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома, слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: "Нам стыдно за нашу скромную подделку".  
             Даже беглый обзор основных концепций аранжировки показывает, что ведущими принципами здесь выступают простота, асимметрия, и кажущаяся незавершенность. Сами букеты вызывают ощущение спонтанности, самопроизвольности, непосредственности. Чтобы овладеть искусством составления таких букетов, требуются годы терпеливой имитации основных канонических приемов, которыми владеют мастера аранжировки. В своей потребности соприкоснуться с красотой японцы не останавливаются ни перед какими трудностями. Они настойчиво и упорно годами тренируют канонические движения, перенимая их у мастеров икебаны, и тем самым сохраняют этот вид искусства для грядущих поколений.   

Информация о работе Художественно-композиционные принципы и стили традиционного японского искусства икебана