Интегральное обучение искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:57, монография

Описание

Современная наука в лице общей и прикладной психологии, медицины, социологии, эргономики и других ее разделов уделяет большое внимание проблемам нейтрализации негативных факторов, снижающих эффективность труда рабочих. На предприятиях применяются функциональная музыка, производственная гимнастика, динамическое освещение рабочих мест, релаксация и активизация рабочих в специально оборудованных кабинетах с помощью особых аудиовизуальных программ.

Работа состоит из  1 файл

интегральное искусство обучение.pdf

— 193.30 Кб (Скачать документ)
Page 1
1
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
И ОБУЧЕНИЕ
С.М.Зорин
Издание «Психолого-педагогические аспекты интенсификации учебной
деятельности. Практическое пособие», под редакцией А.В. Петровского,
Г.А. Китайгородской, М.: Изд-во МГУ, 1983г. – 123с.
Современная наука в лице общей и прикладной психологии, медицины, социологии, эргономики и
других ее разделов уделяет большое внимание проблемам нейтрализации негативных факторов, снижающих
эффективность труда рабочих. На предприятиях применяются функциональная музыка, производственная
гимнастика, динамическое освещение рабочих мест, релаксация и активизация рабочих в специально
оборудованных кабинетах с помощью особых аудиовизуальных программ. Более того, на некоторых
предприятиях уже организованы лаборатории промышленной психофизиологии, задачей которых
является не только максимальная оптимизация условий, в которых трудятся люди, но и непрерывный дей-
ственный контроль за их состоянием и профилактика любых психофизиологических отклонений с помощью
психотерапии, эстетотерапии, иглотерапии и т.п.
Но, к сожалению, такие работы ведутся еще не на всех предприятиях. Что же касается учебных
заведений, работа по оптимизации труда учащихся если и ведется, то носит спорадический характер или не
ведется вообще. Мы говорим о специальных целенаправленных воздействиях по управлению состоянием
учащихся, так как все остальное стараются сделать, опираясь на эргономические, гигиенические и другие
требования. Но многое при разработке и создании современных аудиторий делается по традиции и по
инерции, без должного учета последних достижений дизайна и эргономики, без учета требований
психогигиены труда.
Интерьер и окраска стен учебных аудиторий зачастую ничем не отличается от больничных (тот же
белый цвет, те же панели, та же пуританская строгость и однообразие). Освещение современных аудиторий
производится, как правило, лампами дневного цвета (ЛДЦ), которые, конечно, экономят электроэнергию, но
не самым лучшим образом влияют на психику человека. Основные факторы негативного воздействия – это
холодный, мертвенный и вместе с тем резкий свет ЛДЦ, частота их пульсаций, кратная некоторым
биоритмам мозга, и гул дросселей, сопровождающий работу этих ламп.
Все перечисленные факторы своим монотонным воздействием вызывают у обучающихся
заторможенность восприятия и апатию. К этому добавляется еще один негативный фактор – отсутствие уп-
равления в аудитории влажностью воздуха и насыщенностью его отрицательными ионами. Весь комплекс
негативных воздействий способствует быстрому утомлению, порождает физиологические барьеры,
накладывающиеся на барьеры психологические, тормозящие успешность обучения
1
. Очевидно, что
необходимы какие-то действенные меры по оптимизации учебного процесса и защите психики от чрезмерных
перегрузок.
Как уже отмечалось выше, различными науками о человеке предпринимаются попытки нейтрализации
негативных факторов, являющихся неизбежными спутниками научно-технической революции.
Причем для нашего исследования очень важно отметить, что предлагаемые наукой практические
методики включают широкое использование эстетизации среды, в которой протекает физическая или
умственная работа. Т.е. наука уже признала необходимость прямого обращения к эмоциональной сфере
человека с помощью разнообразных средств и приемов художественного воздействия. Но ведь раньше это

Page 2

2
была привилегия искусства! Действенность его средств, его компенсаторные возможности и заставили науку
о человеке обратиться к богатейшим возможностям искусства.
Превратились в активно действующие и хорошо отработанные системы музыкотерапия и
эстетотерапия, огромную пользу принесло такое всестороннее явление, как дизайн производственной среды
и искусственного окружения. Все эти явления и тенденция отражают закономерность постепенного и
естественного проникновения средств художественного воздействия в самые различные сферы
человеческой деятельности. В наименьшей степени это коснулось организации учебного процесса, особенно
если учесть, что "искусство – не только возбудитель тех или иных эмоций, но и способ познания мира и
человека, и средство социализации личности, т.е. приобщения ее к нормам и ценностям общества"... [4, 12].
Барьер, отделяющий ныне научные методы познания oт методов и приемов, которыми пользуется ис-
кусство, на наш взгляд, преодолим. Конечно же, способы познания мира у науки и искусства не одинаковы, но
цель-то одна – познать все многообразие жизни и законы, по которым она развивается. Постичь же
многоплановость и невероятную сложность действительности человек сможет только опираясь на
объединенную мощь науки и искусства. Они так же нужны человеку, как пища и дыхание.
В своей практической деятельности мы в процессе группового обучения иностранного языка
интенсивным методом уже в течении
ВОСЬМИ
лет применяем те
или иные приемы художественного
воздействия на учащихся, о чем мы уже писали [7; 9; 10]. Накопленный за эти годы опыт позволяет с полной
уверенностью говорить о большом влиянии специальных эстетизированных программ на эмоциональную
сферу учащихся, на их состояние и опосредованно через это на конечный результат, т.е. на эффективность
обучения. Очевидно и то, что никакие средства художественного воздействия на учащихся не смогут
полностью снять утомление или превратить учебный процесс в легкое развлекательное мероприятие. Всегда
останется необходимость большого и серьезного труда по освоению нового материала, будет и утомление
после длительных занятий, но речь здесь идет о появления нового качества, которое обретет учебный
процесс, протекающий в специально организованной управляемой среде.
Одно дело, если усталость у студентов наступает быстро и далее они уже не будут способны
полноценно трудиться, другое – если у них усталость накапливается только к концу занятий. Кроме этого, не
менее важна высокая мотивация учащихся и их эмоциональное состояние. Ведь информация, окрашенная
положительными эмоциями при восприятии, запоминается прочно и надолго. Это тоже уже аксиома.
Интенсивный курс обучения иностранным языкам в структуре своей ориентирован именно на
положительные эмоции, сопровождающие обучение. В нем имеется масса методических приемов,
позволяющих добиваться открытого ненапряженного состояния психики учащихся, радостного, приподнятого
состояния всей группы, высокой мотивации на протяжении всего периода обучения. Но даже такой курс в его
реальном воплощении нуждается в обеспечении специальным инструментарием и программами, о которых
речь шла выше. Тогда к высокому искусству, которым владеет преподаватель в этом методе, добавятся
средства художественного воздействия, с помощью которых можно управлять вниманием и состоянием
обучающихся. А это позволит с одной стороны – снять излишнюю нагрузку с преподавателя, с другой –
максимально оптимизировать весь курс обучения, обеспечив высокую работоспособность учащихся на
протяжении всего курса и высокий процент усвоения материала.
Наши эксперименты в этом направлении убедили, с одной стороны, в действенности средств
эмоционально-художественного воздействия на учащихся, а с другой – привели к мысли о выработке
системного подхода ко всей проблеме оптимизации учебного процесса. Мы полагаем, что уже пришло время
создать специальный аудиовизуальный комплекс технических средств художественного воздействия
на аудиторию в процессе обучения, с помощью которого можно будет реализовать особое Интегральное
Искусство, синтезирующее отдельные виды и жанры, и кроме того, обладающее качественно новым
воздействием на человека с помощью обратной связи.
Естественно, что такая задача неразрешима в рамках традиционно обособленных жанров
академического искусства, поскольку оно никогда не имело дела с указанной тематикой, не ставило себе

Page 3

подобных задач и не выработало необходимых для этого средств, специальной технической базы и
соответствующих эстетических критериев.
На схеме представлена структура такого целостного технического комплекса, который является
многоканальным полисенсорным аудиовизуальным инструментом (АВИ) для создания специальных
программ (произведений интегрального искусства), несущих учащимся информацию всех видов (учебную,
управляющую и художественную).
ВОСПРИНИМАЮЩИЙ СУБЪЕКТ (единичный или коллективный)
3
ЗРЕНИЕ
СЛУХ
Управляющие визуальные сигналы
Управляющие
акустические
сигналы
Трансфор
мирующий
ся
многомоду
льный
интерьер
Тексты,
графики
,
рисунки,
картины
Киноф
ильмы
,
видео
записи
Слайд-
фильмы
Управляе
мый
статическ
ий
светоцвет
Светод
инамич
еские
композ
иции
Статиче
ские
и
динамич
еские
голограм
мы
Музыка,
речь,
конкретные звуки,
шумы
Дистанцио
нно
управляем
ые
пневмомод
ули
Эпидиа
скопы,
кадро- и
диапрое
кторы
Киноп
роекто
р,
проекц
ионно
е
телев
идени
е
Установк
а
для
демонстр
ации
слайд-
фильмов
Установка
управляе
мого
свето-
цветового
климата
Светод
инамич
еская
аппара
тура
Установк
а
для
демонст
рации
голограм
м
Звукозаписывающ
ая
и
звуковоспроизводя
щая аппаратура,
установка
пространственного
звука, синтезатор
звука
Блоки управления всеми аудиовизуальными техническими средствами для синтеза произведений
интегрального искусства (аудиовизуальный инструмент –АВИ)
Управляемое
визуальное
поле
Аппаратура
для
объективного
бесконтактного контроля состояния
учащихся
Управляющий
субъект
Запоминающее устройство
Управляемое
акустическое
поле
Этот инструмент позволит предъявить аудитории любые видимые образы, как последовательно, так и
параллельно в любом их сочетании совместно со звуковыми образами различной степени сложности. Важно
сразу же отметить, что синтез нескольких визуальных образов со звуковыми увеличит воздействие на обу-
чающихся, определяемое не простым суммированием, а скорее, возведением в степень. И произойдет это
благодаря особому восприятию информации, облеченной в художественную форму. Здесь вступят в силу
закон монтажа и эффект светозвука.
Закон монтажа, теоретически разработанный и обоснованный С.М.Эйзенштейном, в самом общем
виде гласит, что даже два элемента (будь то два слайда, два кинофрагмента и т.п.), предъявленные нашему
зрению последовательно друг за другом или параллельно друг сквозь друга (эффект наложения), будут

Page 4

4
восприняты нами не так как таковые сами по себе, а обязательно пробудят творческий ассоциативный
аппарат, заставят своим одновременным существованием искать и находить новые связи между ними,
включат механизм поиска и дадут в конечном итоге некий результирующий образ [17]. Что же тогда говорить
о воздействии визуальных структур, являющихся результатом сложения нескольких образов (статических и
динамических)?! А если к этому добавить еще и звуковой ряд, то конечная аудиовизуальная структура будет
обладать огромной информативной емкостью и необычайно сильным эмоциональным воздействием.
При этом синтез визуальной и акустической составляющих должен производиться в рамках эффекта
светозвука, заключающегося в том, что при данном совместном воздействии визуального и звукового
образов должна возникнуть иллюзия принадлежности этих раздражителей к одному процессу. В более
общем случае должна появиться иллюзия существования причинно-следственной связи между этими по
сути раздельными раздражителями, иначе мы будем слышать и видеть два независимых события, которые
не только не создадут единого образа, но и взаимно помешают восприятию друг друга [5].
Итак, АВИ, предлагаемый нами, позволит осуществить с учетом закона монтажа и эффекта светозвука
синтез любых по сложности слухозрительных структур (программ), являющихся по существу произведениями
интегрального искусства. Состав и направленность этих программ будут зависеть каждый раз от пос-
тавленной задачи и определяться теми носителями информации, которые мы используем в отдельных
блоках технического комплекса.
Смонтированный в определенном помещении, весь технический комплекс АВИ составит вместе с этим
управляемым по геометрии объемом среду-инструмент, внутри которого и должен по нашему замыслу
протекать процесс обучения. Такая среда-инструмент позволит генерировать, хранить, перерабатывать и
проецировать на аудиторию любую аудиовизуальную информацию, являя собою некое универсальное поле
моделирования необходимых психологических ситуаций, воспринимаемых зрением и слухом. Причем со
стороны преподавателя (управляющего субъекта) эта аудиовизуальная среда будет УПРАВЛЯЕМОЙ, а для
обучающихся (воспринимающего субъекта) эта же среда, а точнее продукт ее воздействия, будет
УПРАВЛЯЮЩЕЙ.
Управляемое преподавателем визуальное поле АВИ позволит предъявить обучающимся визуальные
структуры требуемой степени сложности – управляющие визуальные сигналы. С помощью же
управляемого акустического поля можно предъявить аудитории управляющие акустические сигналы.
Визуальные и акустические сигналы будут подаваться совместно в рамках единого аудиовизуального образа
и служить для управления вниманием и состоянием учащихся, а также нести необходимую новую
информацию, облеченную в художественную форму, наиболее приемлемую для восприятия и усвоения ее
человеком.
Рассмотрим теперь подробнее состав АВИ, т.е. определим все технические средства, входящие в него,
обозначив их функции и пределы применения. Здесь необходимо оговориться, что мы будем рассматривать
некий идеализированный технический комплекс, с помощью которого можно было бы решать любые
психологические и педагогические задачи. Несмотря на кажущуюся сложность АВИ, такой технический
комплекс реально выполним. Современный уровень развития техники и технологии позволяет решить эту
задачу уже сегодня. Для нас важно пока определить глобальную идею применения интегрального искусства в
обучении и заложить в блок-схему АВИ все необходимое для его реализации. На практике же такую среду-
инструмент можно создавать постепенно, наращивая технический инструментарий по мере необходимости.
Весь технический комплекс АВИ состоит из восьми подсистем, каждая из которых в свою очередь
может включать в себя от одного до нескольких функциональных блоков.
Управляемое визуальное поле – это и сам трансформирующийся интерьер и все проецируемые на
экран или на плоскости интерьера статические и динамические символы. Проекция их осуществляется как с
помощью традиционной, так и с помощью специально разработанной проекционной аппаратуры, какой
является, например, светодинамическая система.

Page 5

5
Разберем более подробно состав и назначение каждой подсистемы, входящей в состав АВИ.
1. Трансформирующий модульный интерьер может состоять из жестких плоскостных модулей,
хранящихся в плотной упаковке, а затем с помощью электроприводов и стержне-вантовых соединений
разворачивающихся в ту или иную пространственную конструкцию [12]. Трансформацию интерьера можно
также реализовать с помощью мягких и эластичных пневмомодулей, занимающих минимальный объем в
исходном состоянии. При поступлении в них сжатого воздуха пневмомодули могут увеличивать свой объем в
десятки раз.
Пневмомодули позволили бы при необходимости быстро изменять интерьер объема, в котором
смонтирован АВИ, для решения поставленных задач. Например, тот же интенсивный курс обучения для
разыгрывания учебных этюдов и мизансцен требует создания самого различного окружения (для
приближения учебных ситуаций к реальным, встречающимся в жизни). Трансформация интерьера плюс
необходимые аудиовизуальные структуры – и мы быстро можем создать нужную обстановку. Но кроме
воспроизведения условий, напоминающих реальные, мы ведь получаем динамический светозвуковой
фон, на котором только и может нормально функционировать наш мозг. Без такого фона очень сложно до-
биться от учащихся ненапряженного раскрепощенного поведения, тем более спонтанного речепорождения,
так как яркий свет ЛДЦ и тишина в аудитории способствуют лишь появлению скованности и психологических
барьеров.
2. Тексты, графики, рисунки и многокрасочные картины мы сможем предъявить аудитории с
помощью имеющейся и хорошо отработанной проекционной аппаратуры. Это эпидиаскопы, кадро- и диа-
проекторы и кодоскопы. С помощью перечисленных устройств можно показать любую учебную или
художественную информацию в виде репродукций того или иного типа.
3. Для предъявления динамической конкретной информации используем кинопроекторы и
видеомагнитофоны. При этом желательно выводить информацию от видеомагнитофона на общий экран с
помощью проекционных телевизионных устройств, тогда мы получим возможность соединять на одном
экране обычные кинофильмы, видеоизображения и слайд-фильмы, что позволит организовать сложные,
визуальные динамические структуры.
Еще более расширить диапазон воздействия динамических структур можно, применив замкнутое
телевидение, т.е. включив в общую картину на экране телеизображение событий, происходящих в данный
момент внутри управляемой среды инструмента (например, тот же учебный этюд, разыгрываемый по
заданию преподавателя, учащимися в интенсивном курсе) [9].
4. Можно использовать самостоятельно или в сочетании с другими динамическими и статическими
компонентами светодинамические композиции, проецируемые на тот же общий экран или, при
необходимости на плоскости всего интерьера [8].
,
Специально разработанная светодинамическая аппаратура позволяет получить управляемые по
многим параметрам (яркость, цвет, насыщенность, конфигурация, масштаб, скорость и направление
движения) символы, с помощью которых можно воссоздать на экране, например, любую стихию (огонь, дым,
облака, море и т.д.) или иную динамическую ситуацию.
Эта аппаратура разработана автором и применяется около двенадцати лет для самых различных
целей, в том числе и для создания управляемой цветозвуковой среды [10].
5. В недалеком будущем станет реальным использование голограмм, как статических, так и
динамических, для создания в аудиториях объемных изображений (например, скульптура, архитектура,
ландшафт, и т.д.). Мы предполагаем такую возможность и включаем голографическую аппаратуру в состав
АВИ, хотя практическая реализация ее связана еще с рядом проблем.
6. Зато другую установку для демонстрации слайд-фильмов можем не только предложить, но и
поделиться результатами ее применения на протяжении десяти лет. Сразу отметим, что нам удалось
добиться очень сильного эмоционального воздействия на аудиторию с помощью простой по устройству
системы для показа слайд-фильмов.
В нее входят два полуавтоматических диапроектора и пульт дистанционного управления всеми

Page 6

6
параметрами этих диапроекторов с плавной регулировкой яркости ламп. Главное, конечно, не в самой этой
установке, что, впрочем, касается и любой технической подсистемы АВИ, а в тех программах, которые
должны разрабатываться и применяться в учебном процессе.
Следует особо подчеркнуть, что все программы, предъявляемые аудитории, должны быть составлены
и выполнены на самом высоко возможном зстетически-художественном уровне. Другими словами,
предполагается определенная режиссерская работа и работа художника при создании подобных программ.
Только при таком условии имеет смысл применение АВИ и управляемой среды, только тогда можно ожидать
большого положительного влияния на аудиторию.
Слайд-фильмы, применяемые в группах интенсивного обучения, служат как для иллюстраций данного
урока, так и для психологической разгрузки учащихся.
Создан ряд программ для релаксации, активизации, а также для переключения внимания учащихся в
начале занятий. Действенность и полезность этих программ, применяемых в течение ряда лет, уже не
вызывает сомнения.
Наш опыт используется в институтах других городов, где
ЭТИ
программы с успехом применяются для
оптимизаций интенсивного курса обучению иностранному языку (Куйбышев, Таллин, Киев и др.).
7. Наряду с этим мы применяем также в течение нескольких лет установку управляемого цветового
климата, позволяющую регулировать по яркости и спектральному составу освещение в аудитории.
Многие исследователи в нашей стране и за рубежом отмечают положительное влияние на человека
динамической световой среды, но характер этого влияния изучен еще недостаточно. Требуются дальнейшие
эксперименты для выявления определенных закономерностей и для выработки четких рекомендаций. Одно
несомненно, что "для нормальной жизнедеятельности человека необходимы непрерывные разнообразные
изменения окружающей среды. Световые, а не вообще любые, изменения существенно важны для зрения.
Глаз человека чувствителен к изменению световой энергии, при длительном воздействий света постоянной
интенсивности работоспособность глаза снижается" [3, 9].
Вот почему так важны уже проведенные исследования по влиянию яркостной динамики на
работоспособность человека [15], по влиянию регулярных изменений параметров освещения в течение
рабочего дня [18] и по
ВЛИЯНИЮ
случайных неповторяющихся колебаний освещения [17].
Но если динамика яркости освещения рабочих мест уже в какой-то мере изучена и даже появились
определенные рекомендации, например: необходимо увеличивать яркость освещения в начале работы, так
как это сокращает период вхождения в работу [16], то влияние изменений спектрального состава освещения
изучено еще очень мало.
Имеется, правда, множество исследований, посвященных влиянию цвета на человека, но применение
хроматического освещения в учебных аудиториях – явление совершенно новое, сулящее интересные
результаты. Известно ведь, что различные виды умственной деятельности протекают наиболее благо-
приятно при определенном оттенке освещения. Так, голубой свет обостряет слуховую восприимчивость,
оранжевые тона активизируют, и т.д.
Целенаправленное использование психофизиологических, морфофункциональных, некробиотических
и эстетических воздействий света на человека позволит добиваться оптимизации световых параметров
среды, в которой трудится человек, что приведет к повышению производительности труда и сохранению
здоровья людей [6].
Итак, вопрос освещения аудиторий в процессе обучения только на первый взгляд может показаться
простым. Задача эта сложная, но вполне выполнимая, о чем и говорит наш опыт по применению установки
управляемого цветового климата, с помощью которой регулируются параметры освещения.
Отметим, что управляемое визуальное поле АВИ позволяет показать аудитории с помощью
проекционных устройств разного типа любое произведение классического –искусства
в качестве
репродукций, будь то архитектурны ансамбль, скульптура, графический рисунок или живописная картина.
й
Перед нашим взором появится фантом (плоское
ИЛИ
объемное изображение), достаточно точно
отображающий реально существующий подлинник.
Важно отметить не только то, что с помощью оптической копии мы как бы сможем перенести данное
произведение в аудиторию, но и то, что технические средства позволят целенаправленно трансформировать
его в определенных пределах (изменять масштаб, цвет, конфигурацию, четкость и т.д.) так, как потребует

Page 7

7
этого общий замысел при синтезе сложных визуальных структур или специфика научных изысканий. Весь
конкретный визуальный материал становится достаточно гибким и удобным для синтеза его с бес-
предметными светодинамическими композициями.
8. Это же можно сказать и о звуковом материале, хранящемся в виде магнитных записей или
получаемом в процессе работы АВИ с помощью синтезатора звука.
Важнейшей чертой всей звуковой системы АВИ следует считать возможность быстрого поиска и вы-
дачи на аудиторию необходимого звукового материала.
Гибкость в управлении звуком наряду с большой вариантностью и управляемостью визуальных
структур позволит преподавателю создавать сложные аудиовизуальные образы, несущие учащимся
необходимую информацию, облеченную в эстетическую форму. Кроме положительных эмоций,
сопровождающих восприятие акой информации, надо учесть т кже и то, что он будет поступать по двум
т
а
а
каналам одновременно. Зрение и слух будут не просто дублировать друг друга, но позволят воспринимать
более емкий интегральный образ. Если учесть, что при традиционном обучении вся новая информация
воспринимается преимущественно на слух, то нетрудно понять насколько расширятся возможности
преподавателя, использующего с помощью АВИ столь многопланово и зрительный канал.
Оптимизацию, профилактику и психогигиену труда следует считать задачей очень важной и решать ее
уже сегодня. Наряду с появлением новых методик обучения нужно разрабатывать и средства компенсации и
оптимизации, чтобы эксперименты по усложнению учебных программ не стоили нам слишком дорого. С
другой стороны, применение средств оптимизации учебного процесса должно быть оправданным. Если идти
на материальные затраты и сооружать столь сложные системы как предлагаемый в этой статье АВИ, то
должна быть уверенность, что эффективность воздействия его будет очень высокой, а управление им не
превратится для преподавателя в неразрешимую проблему. Что касается первого момента, необходимы
эксперименты по объективизации состояния группы в процессе обучения, использующей АВИ и контрольной
группы, проводящей занятия без поддержки таких аудиовизуальных средств.
В октябре 1982 г. автору довелось побывать в Институте суггестологии в г.Софии (НРБ), где доктор
Г.К.Лозанов любезно показал оборудование всех классов и, главное, сложный технический комплекс для
бесконтактного контроля состояния каждого учащегося в группе при интенсивном обучении иностранным язы-
кам. Основой этого комплекса служит многоканальный электро-энцефалограф и серия регистрирующих
устройств (специальные магнитофоны, телевизоры и графопостроитель, рисующий графики состояния
учащихся после обработки их биопотенциалов компьютером). Это позволяет вести не только текущий
контроль состояния учащихся, но и хранить в блоках памяти материал по многим группам для их
сравнительного анализа и статистической обработки.
После возвращения в Москву в процессе работы над АВИ у автора появилась мысль использовать
такую аппаратуру не только для контроля состояния, но и для управления всей средой-инструментом с
помощью обратной связи. Необходимо поставить серию экспериментов с выходом на реальный процесс
интенсивного обучения.
И наконец, об управлении средой. Конечно, блоки управления всеми техническими устройствами АВИ –
это достаточно сложная система и освоить ее преподаватель может только пройдя определенный
технический минимум. Но здесь может помочь запоминаюшее устройство, которое позволит заранее
выстраивать, репетировать и запоминать всю аудиовизуальную канву каждого урока. Тогда преподаватель
будет на занятии только включать и выключать в определенное время запоминающее устройство.
Мы здесь рассмотрели вкратце обучающую среду будущего. Но когда наступит это будущее – зависит
от нас, так как по отдельным элементам весь АВИ уже создан, уже существует, и необходимо только
желание, чтобы превратить его из мечты в реальность. Использование такого инструмента принесет не
только расширение возможностей преподавателя, но и расширение полей сознания учащихся, которым
строить будущее и жить в новом мире.

Page 8

8
Литература:
1. Агаджанян Н.А. Ритмы жизни и здоровье. М., 1975.
2. Бахур В.Т. Эмоции: плюсы и минусы. М., 1975.
3. Браиловский В.А. Динамическое освещение помещений. Светотехника, 1980, № 10.
4. Вильчек В.М. Искусство и аудитория. М., 1978.
5. Галеев Б.М., Сайфуллин Р.Ф. Светомузыкальные устройства. М., 1978.
6. Зинченко Б.П., Мунипов Б.М. Основы эргономики. М., 1979.
7. Зорин С.М. Два аспекта технического обеспечения интенсивного курса обучения иностранному языку. - В
кн.: Активизация учебной деятельности. М., 1982.
8.
как средство оптимизации учебного процесса в
Зорин С.М. Организация аудиторного пространства
интенсивном курсе. -В кн.: Активизация учебной деятельности. М., 1982.
9.
979.
Зорин С.М. Свет, движение, музыка. - В кн.: Панорама искусств 1978. М., 1
10. Зорин С.М. Управляемая цветозвуковая среда (УЦЗС) в интенсивном обучении. - В кн.: Методы
интенсивного обучения. М., 1977.
11
зации резервных возможностей обучаемого - методическая система
. Китайгородская Г.А. Метод активи
интенсивного направления в обучении иностранным языкам. - В кн.: Активизация учебной деятельности.
М., 1982.
12
В.Ф. Мобильная архитектура (обзор). М., 1973.
. Колейчук
13. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия. - Автореф. докт. дисс. София, 1970.
14. Мачульский Г.К. Мис Ван.дер Роэ. М., 1969.
15. Раевский B.C. и др. Условия, способствующие адаптации человека к работе. - В кн.: Проблемы
физиологии и экономии труда в условиях научно-технического прогресса. М., 1971.
16
твии светового
. Черниловская Ф.М. Некоторые данные изучения процессов утомления при воздейс
раздражителя. - В кн.: Освещение промышленных предприятий и работоспособность человека. Л., 1968.
17. Эйзенштейн СМ. Избранные статьи. М., 1956.
18. Aldwarth R. С., Bridgere D. I. Design for verity in lighting,- Light. Res. and Teсhnol., 1971 vol. 3, №1.

Информация о работе Интегральное обучение искусству