Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:49, реферат
Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма.
1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе
2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке
2.1 Живопись
2.2 Графика
Литература
Тема природы в творчестве Костанди органически переплетается с темой человека. Теплым, искренним чувством к простым людям проникнуты пленэрные картины Костакдн "Ранняя весна" (1890) и "Старички" (1891). Люди и природа объединены единым чувством, эмоциональным настроением. Жизнь простых людей и незатейливые пейзажные мотивы — в картинах "У больного товарища", "Гуси" и других.
Одним из талантливых художников-
Пимоненко явился метким и тонким наблюдателем жизни; его талант раскрылся в картинах с несложными разнообразными сюжетами повседневного быта, убедительно показывающими достоверные жизненные ситуации и характеры. ("Свадьба в Киевской губернии", "Жница", "Возле речки" и др.). Проникновенное изображение природы — важный компонент жанровых композиций Пимоненко, где человек и природа живут в едином бытии.
В начале 20 века живописная манера Пимоненко претерпела некоторые изменения, связанные с поисками более свободной живописной формы, стремлением к пленэру, яркому колориту ("Перед грозой", "У колодца", "Идиллия" и др.).
В конце 19 века наблюдается расцвет пейзажной живописи. Ярким и своеобразным художником в этом плане явился ученик и последователь А.К. Саврасова — С.И. Светославский, утверждавший поэтическую значимость обыденных мотивов природы. Большую часть жизни Светославский прожил на Украине: он изображал на своих полотнах широкие украинские степи, поля, просторы Днепра. Жизнеутверждающе звучат его композиции “Волы на пашне”, “Паром на Днепре” (1890). Обращался Светославский к городскому пейзажу (“Улица уездного города”, “Миргород” и др.), воссоздавая повседневную жизнь города.
К передвижническому движению примыкал видный пейзажист П.А. Левченко, мастер лирического пейзажа. Один из лучших пейзажей — "Глухомань. Село зимой". Настроению картины соответствует сложный, мягкий колорит, построенный на тончайших оттенках и нюансах серебристой гаммы.
К пейзажной живописи обратился и такой своеобразный художник, как И.П. Похитонов. Его пейзажи, исполненные в характерной для художника изящной манере письма, приближающейся к миниатюре, воссоздают привлекательные для него мотивы украинской природы. ("Зимние сумерки на Украине", 1890-е г.).
Иной подход к изображению природы был у известного пейзажиста, представителя академического направления В.Д. Орловского. Но и у него в живописных этюдах 1880-х гг. проявилась тенденция к верному наблюдению природы: "Село", "Сенокос", "Хаты в летник день" и др.
Значительное место в украинской живописи второй половины 19 века занимал портрет. Художники-портретисты, работавшие в реалистической манере, стремились как можно глубже раскрыть психологию и характер человека, через черты его лица показать внутреннее состояние души. К портрету обратились мастера жанровой живописи и пейзажа — С. Васильковскнй, Н. Пимоненко, Ф. Красицкнй. Значительным вкладом в портретную живопись явились работы И. Буковецкого, К. Костанди, Н, Кузнецова.
В этот период активизировалось творчество западноукраинских художников — И. Труша, создавшего галерею образов деятелей украинской культуры, О. Новакивского, мастера монументальных, жизнеутверждающих образов. Т. Копыстинскогои других.
Украинская тема во второй половине 19 века плодотворно развивается и в творчестве русских художников Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковского, Н.А. Касаткина, заметное место украинская тема заняла в творчестве И.Е. Репина("Вечерницы", “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”).
В сборе материала Репину помог украинский историк Д.И. Яворницкий, послуживший моделью для образа писаря в картине “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”
Загорелые, обветренные в походах и битвах лица, картинно-непринужденные позы запорожцев, их живописная одежда, горящие на заднем плане костры-стоянки — все это прекрасно выражает своеобразный быт и характер казачества XVII века. От всей картины веет богатырским духом. Мастерская живопись фигур, слаженность колорита составляют замечательные художественные достоинства картины, прославившей темперамент и цельность народного характера.
2.2 Графика
В области станковой графики работали почти все украинские художники: И.И. Соколов, К.А. Трутовский, Д.И.Бесперечнын, Н.И. Мурашко, П.Д. Мартынович и др. Особенно много графических рисунков оставил К.А. Трутовский, его работы публиковались во многих отечественных журналах. В технике автолитографии Н.И. Мурашко выполнил портрет Т.Г. Шевченко. Галерею портретов украинских кобзарей создал А.Г. Сластион, им опубликован альбом литографий "Древность украинская и запорожская".
Во второй половине 19 века продолжает развиваться книжная и журнальная графика, издаются иллюстрированные юмористические и сатирические журналы.
Литература
1. И. Огиенко. “Украинская культура” – Киев,1991.
2. “Украинская и зарубежная художественная культура” – Симферополь,1997.
3. Малюга. “Культурология” – Москва, 2004.
4. “Культурология”. Под редакцией Драгоча – Растов-на-Дону,2004