Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:23, доклад
В основе учения К. С. Станиславского о словесном действии — целенаправленность речи и та цель, которая побуждает читающего к активному словесному действию. «Говорить — значит действовать»,— указывал Станиславский. Чтобы взволновать слушателей, доставить им наслаждение, в чем-либо убедить их, направить их мысли и чувства в том направлении, как этого хочет говорящий, звучащее слово должно быть живым, действенным, активным, преследующим конкретную цель.
УЧЕНИЕ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО, СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — НАУЧНАЯ ОСНОВА ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА
В основе учения К. С. Станиславского о словесном действии — целенаправленность речи и та цель, которая побуждает читающего к активному словесному действию. «Говорить — значит действовать»,— указывал Станиславский. Чтобы взволновать слушателей, доставить им наслаждение, в чем-либо убедить их, направить их мысли и чувства в том направлении, как этого хочет говорящий, звучащее слово должно быть живым, действенным, активным, преследующим конкретную цель. Ту цель, которая побуждает читающего или говорящего к активному словесному действию, К. С. Станиславский назвал действенной задачей. Действенная (творческая, исполнительская) задача является средством для побуждения к творческой работе в процессе подготовки произведения к исполнению. Действенная задача непосредственно связана с идейно-эстетическим замыслом автора произведения и подчиняется сверхзадаче — главной цели чтения, ради которой исполняется данное литературное произведение. Сверхзадача выражает стремление вызвать у слушателей самые возвышенные, благородные чувства — любовь к родине, женщине, матери, уважение к труду — или чувства презрения к лени, предательству, лжи.
Определение сверхзадачи исполнения начинается с мотива, который вызывает желание рассказать о прочитанном и прочувствованном («Для чего я хочу рассказать, какую цель преследую своим исполнением, что заставляет меня говорить об этом и таким именно образом, чего я хочу добиться от слушателей»),
Литературовед исследует действие с целью понять характер персонажа, идейную направленность произведения. Исполнитель же рассматривает все это еще и с позиции рассказчика, которому важно раскрыть данный характер слушателям. Происходит активное, подробное раскрытие подтекста произведения. Однако конкретный план действия еще не уточнен, а существует в виде общего замысла. Только потом, при уточнении логики действий, чувств, обстоятельств, происходит вторичная конкретизация действенной задачи (сверхзадачи).
Решающая роль в действенности выразительного чтения принадлежит видению. Чем ярче картины, нарисованные исполнителем в его собственном воображении, тем глубже его взволнованность при описании этих картин, тем проще для него выполнение задачи — «нарисовать» словами текста эти картины слушателям. Яркое, впечатляющее видение оживляет образы произведения, помогает глубже понять авторский текст, сделать его «своим» и таким образом сильнее воздействовать на слушателей. Воображение активно участвует в создании яркого, впечатляющего видения, помогает чтецу дорисовать картины, характеры, события, намеченные автором и живой действительностью. Представления передаются в процессе выразительного чтения через многообразие ассоциаций, связанных с личными впечатлениями и жизненным опытом чтеца. Одни возникающие ассоциации влекут за собой другие, что обусловлено жизненными связями явлений действительности. Ассоциации ведут за собой воображение читающего и вместе с тем ограничивают это воображение, не дают ему оторваться от живой действительности. Яркие, впечатляющие видения и ассоциации связаны не только с зрительными, но и со слуховыми, обонятельными, вкусовыми представлениями. Для развития активного воображения читающий должен «принимать на себя»предлагаемые автором обстоятельства. Этот прием К. С. Станиславский считал очень полезным и эффективным, неоднократно подчеркивая «магическую силу» словосочетания «если бы».
В работе над видениями внимание читающего сосредотачивается на выполнении задачи — как можно правильнее «увидеть» отраженную автором действительность. Когда же задачей становится передача видений слушателям, то внимание направляется не на то, чтобы еще раз «рассмотреть» отображенную в тексте жизнь, а в соответствии с намеченной целью чтения, реализующейся в конкретном словесном действии, передать, «внедрить» эти видения в сознание слушателей, «заразить» их этими видениями.
Яркие, впечатляющие видения и ассоциации помогают выявить подтекст — все то, что скрывается за словами, а именно — мысли, часто не высказанные в. словах, тайные намерения, желания, мечты, различные чувства, страсти и, наконец, конкретные внешние и внутренние действия героев, в которых все это объединяется, синтезируется и воплощается.
Вскрытие подтекста, оживление его в видениях происходит тогда, когда исполнитель вдохновляется той задачей, ради которой он читает данное литературное произведение. В ярком, своеобразном подтексте проявляется индивидуальность чтеца, его живое, действенное отношение к произведению. Но следует помнить, что неверное вскрытие подтекста влечет за собой искажение идейно-эстетической сущности произведения.
Необходимым
компонентом действенности
Общение
— это обязательно взаимодейств
Большинство произведений, изучаемых в школе, читаются на прямом общении со слушателями. Этот вид чтения наиболее действенный и целенаправленный, так как учит владеть аудиторией, делает речь живой, естественной, доходчивой.
В процессе исполнения некоторых произведений чтец пытается разобраться в них, стремится выяснить какой-то вопрос, прийти к определенному выводу, убедить себя в правильности определенной идеи. Исполнитель при этом не забывает о слушателе, он воздействует на него, но не прямо, а косвенно — это самообщение.
При общении с воображаемым слушателем исполнитель обращается к отсутствующему собеседнику, стремясь воздействовать на него. Если при самообщении исполнитель как бы разговаривает с самим собой, то при общении с воображаемым слушателем он разговаривает с кем-то, кого сейчас перед ним нет. На общении с воображаемым слушателем читаются произведения, написанные в форме непосредственного обращения автора к определенному лицу, объекту. Например, стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд...», Н. А. Некрасова «Памяти Добролюбова».
Таким образом, выразительно прочитать литературное произведение — значит уметь действовать словом в процессе чтения, то есть: 1) произносить текст литературного произведения целенаправленно, определив действенные задачи, сверхзадачу и активность их выполнения; 2) «оживлять» в своем воображении действительность, отображенную в произведении и передавать свои «видения» слушателям; 3) уметь пробуждать эмоциональный отклик у слушателей на содержание художественного текста; 4) выявлять подтекст; 5) устанавливать контакт с аудиторией в процессе чтения.
Освоение
и познание художественного произведения
и его творческого воплощения в звучащем
слове требует исполнительского
анализа. Как творческий, целенаправленный
процесс, исполнительский анализ охватывает
несколько этапов работы над текстом для
подготовки его к выразительному чтению:
1)отбор данных литературоведческого
анализа — сведений об эпохе, жизни,
мировоззрении художника, его места в
общественно-политической и литературной
борьбе; 2) работу над
языком произведения — выявление трудной
лексики, слов и выражений, непонятных
для национальных студентов, анализ языка,
средств художественной выразительности,
индивидуальной языковой манеры писателя,
языка персонажей; 3) проникновение в изображенную
писателем жизнь, яркого видения отображенных
им явлений жизни, отношений героев, фактов,
событий, проникновение в мысли и чувства
писателя, определение действенных
задач и сверхзадачи чтения, по
Возможно и сочетание в чтении одного произведения самообщения и общения с воображаемым слушателем. Так, чтение стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву» начинается с самообщения, а завершается общением с воображаемым слушателем («Товарищ, верь!»).
Литературоведческий поиск осуществляется на современном уровне науки. Работы М. М. Бахтина, Ю. Т. Тынянова, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна, М. Б. Храпченко, А. В. Чичерина, П. Г. Пустовойта, Д. С. Лихачева и других исследователей помогают рассматривать каждое художественное произведение в контексте всего творчества писателя, его мировоззрения, исторической эпохи. Это дает возможность правильно понять содержание литературного произведения, дать ему верную эстетическую оценку. В процессе работы над языком, индивидуальным стилем писателя, трудной для национальных студентов лексикой преподаватель должен использовать статьи по лингвистическому анализу художественного текста, владеть лингвистическим и историко-бытовым комментарием.
За
последние десятилетия успешно
разрабатываются вопросы
При
подготовке к чтению конкретного
литературного произведения упор делается
на тех или иных этапах анализа. Так, если
читающий достаточно полно знает биографию
писателя, эпоху, в которую он жил, хорошо
разбирается в содержании произведения,
ему понятны все слова в произношении,
то основное внимание он уделит действенному
анализу, то есть определит сверхзадачу
чтения — главную цель, ради которой и
будет читать слушателям данное произведение,
действенные (исполнительские) задачи
каждой части текста; найдет яркие, точные
видения и ассоциации на основе жизни
и событий литературного произведения;
поверит в предлагаемые обстоятельства;
встанет как бы в позицию участника, свидетеля
происходящих событий; проникнется мыслями
и чувствами автора и его героев; выявит
свое отношение к содержанию произведения;
овладеет логикой и техникой речи для
действенного донесения до слушателей
текста, целенаправленного воздействия
на их мысли, чувства, волю, воображение.
В кн.: Никольская С. Т. и др. Выразительное чтение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /С. Т. Никольская, А. В. Майорова, В. В. Осокин; Под ред. Н. М. Шанского.— Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.— С.13.