Искусство Индонезии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:15, доклад

Описание

В результате коллективных влияния различных народов, приходивших на архипелаг, произошло наслоение разных культур. Свое воздействиена культуру Индонезии последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. успешно закрепившиеся на Яве и Бали; ислам, привнесенный в 14 в. со Среднего Востока купцами и проповедниками; европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. и затем голландцами вплоть до начала 19 в.

Работа состоит из  1 файл

Искусство Индонезии.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

 Искусство Индонезии

Индонезия – государство, расположенное  на островах малайского архипелага, центральным, где сосредоточена основная масса  исторических и культурных ценностей  является остров Ява. Индонезия постоянно  находилась под влиянием стран колонизаторов, которых привлекали богатые запасы пряностей. Изначально в Индонезии преобладали анимистические религиозные представления, но позже на островах распространился буддизм и индуизм, имеющие большое значение для развития культурной жизни страны.

В результате коллективных влияния различных народов, приходивших на архипелаг, произошло наслоение разных культур. Свое воздействиена культуру Индонезии последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. успешно закрепившиеся на Яве и Бали; ислам, привнесенный в 14 в. со Среднего Востока купцами и проповедниками; европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. и затем голландцами вплоть до начала 19 в.

Архитектура Индонезии

Архитектура древней  Индонезии представлена сохранившимися до наших дней самобытными храмовыми постройками, которые называют чанди, по большей части расположенными в центральной части острова Ява.

Кроме  того, в Индонезии встречаются и древние мегалитические памятники, в частности менгиры, дольмены и террасные ступенчатые надгробные сооружения. По традиции широко использовалась орнаментика (каламакара и др.) и каменная скульптура. К наиболее известным храмовым комплексам относятся: на Центральной Яве (VIII - X вв.): Диенг, Боробудур, Мендут, Прамбанан, Каласан; на Восточной Яве (XI - XV вв.): Травулан, Панатаран, Сингасари; на Суматре - Паданг-Лавас; на Бали - Бесаких,

Светская архитектура островов представлена дворцово-крепостными  сооружениями, в которых в свое время жили правители. Индонезийская скульптура представлена, скульптурными рельефами, украшающими храмы, изваяниями божеств, выполненными в соответствии с буддистскими канонами. Также на островах можно увидеть скульптуры, животных и людей, украшающие ритуальные бассейны при гробницах правителей. Искусство скульптуры перестало развиваться в момент господства ислама, запрещавшего изображения. Зато в этот период истории были построены мечети.

Они, как правило, представляла собой  кубическую постройку под крутой крышей (иногда в несколько ярусов), увенчанную шпилем, реже - “луковицей”, с пристроенным минаретом. Одной из старейших является деревянная мечеть в Демаке (1478). Своеобразна мечеть в Кудусе (XVI в.), красный кирпичный минарет которой перестроен из чанди.

В период европейской колонизации в Индонезии были возведены форты, построены церкви, католические соборы, дворцы и ратуши.

Так, в конце XVIII - первой половине XIX вв. появились постройки в стиле  “классический ампир” - дворец генерал-губернатора (ныне президента) в Джакарте (1826) и его летние резиденции в Богоре и Чибодасе; здание Национального музея в Джакарте (1868) и др. С конца XIX в. стали воздвигаться здания нового типа (банки, вокзалы, музеи), расширялась городская застройка, строились порты.

Боробудур.

Раз в год султан Джокьякарты в сопровождении свиты совершал паломничество в долину Кеду к вулканам-близнецам Мирапи и Мирбабу, чтобы выпросить для страны божеского благословения и отвести от нее все беды и проклятья. И все же в 1006 году стихия обрушилась на благодатную землю восточной части острова Ява. Беда в Кеду пришла неожиданно, с восходом солнца. Клубы раскаленного песка, потоки грязи и вулканической лавы сметали все на своем пути. Жертвой этого бедствия стал Боробудур — крупнейший памятник буддийской архитектуры, сооруженный около VIII — IX веков, своеобразное магическое отображение системы мира и космического порядка с точки зрения буддизма.

Он воплощает собой буддийскую идею о восьми ступенях на пути к  просветлению. Храм имеет вид огромной ступенчатой пирамиды, возведенной на склонах земляного холма, наверху которого помещена пагода, олицетворяющая конечную цель религиозного учения — нирвану. Его цоколь символизирует мир плотских вожделений, следующие четыре яруса — борьбу человека за подавление желаний, а три круглые террасы — последние этапы приобщения к нирване. Вдоль нижних террас тянутся барельефы, которые открывают взору паломников эпизоды из раннего существования и грядущей жизни Гаутамы Будды, буквально «просветленного».

В храме насчитывается 500 фигур  Будды, которые подают верующим знак рукой: на восточной стороне пирамиды они призывают землю в свидетели правоты своего учения, на южной обещают верующим исполнить все их желания, на западной стороне застыли в позе медитации, на севере вдохновляют паломников идти дальше по пути спасения.

Ни в одном индийском храме  не было так подробно представлено буддийское учение, как на каменных галереях нижних террас индонезийского Боробудура.

Начиная с обрядовой лестницы на той стороне, где восходит солнце, 120 рельефов изображают Будду, решившегося ради спасения человека на 12 перерождений. Как повествует легенда, для своего последнего перевоплощения он избрал семью правителя племени шакиев; ребенком и юношей Сиддхартха Гаутама совершал удивительные чудеса.

Будда Сиддхартха наставлял народ назидательными притчами, которые позже были записаны поэтами-мистиками и служили доказательством существования бога. Это мудрые, удивительные сказки, «Джатаки». 720 барельефов изображают сцены из священных легенд в первых галереях храма. Над ними в великолепных каменных гротах восседают фигуры Будды. Небесные создания и магические чудовища — макарас — защищают от всех зол грешного мира ворота, через которые к вершине поднимаются паломники.

Боробудур представлял собой полную противоположность несовершенной жизни. Это был символ неба. Здесь, в полутьме коридоров храма, человек погружался в состояние духовного единения с божествами.

Уже тысячелетие Боробудур смотрит  с высоты своего холма на долину Кеду, вулканы и скалистые хребты. Долгое время он считался духовным центром Явы. Но из-за упадка буддизма люди оставили его. Вулканический пепел засыпал террасы. Джунгли со всех сторон, обступили и поглотили Боробудур.

Тайный страх вынуждал людей  сторониться этого злополучного места. Говорили даже, что фигуры Будды будто бы превратили в камень принцев одного грешного рода.

Но все же Боробудур не был  окончательно забыт. В 1814 году по поручению  губернатора Явы была прорублена просека, ведущая к вершине священного холма. Ответственность за восстановление и сохранение исторического памятника была возложена на голландские и индонезийские власти (в то время Индонезия находилась в торгово-военной сфере влияния Голландии). Однако первые реставрационные работы по спасению храма были проведены только в 1907-1911 годах. Под руководством старшего лейтенанта инженерных войск Теодора ван Эрпа были восстановлены верхние террасы и пагоды, из земли выкопали большое количество отломившихся в результате землетрясений и под действием времени голов скульптур и части балюстрады.

Но вскоре над Боробудуром нависла  новая угроза. Видимо, из-за неисправности  древней системы отвода дождевых потоков. Почва холма, на котором  был сооружен храм, стала постепенно размываться во время тропических  ливней — в год в Индонезии  выпадает 2000 миллиметров осадков. Боробудуру грозило разрушение.

Живопись Индонезии

Древние индонезийцы расписывали  стены красками из местных минералов. На рисунках они изображали животных, птиц, рыб, людей, лодки, а также тотемические и магические символы. Индонезийская живопись в средние века характеризовалась особой декоративностью и упрощенными графическими образами. Упадок искусства живописи приходится на период распространения ислама, когда изображать животных и птиц, было запрещено каноном, хотя мусульманские художники создавали множество полотен со сценами из Корана. В этот период изобразительное искусство было представлено разнообразными орнаментами. Популярностью в Индонезии пользуется батиковая живопись, это когда рисунок из расплавленного воска наносят на ткань перед окрашиванием.

Декоративно-прикладное искусство Индонезии

Культовые предметы, вазы, фигуры людей, подносы, колокольчики и статуи Будды в Индонезии делали из бронзы. Их украшали орнаментом с растительным узором, а также с изображением животных и людей. В то же время появились керамические скульптуры и ритуально-театральные маски. Художественные традиции передавались из поколения в поколение в резьбе по дереву и кости, а также в традиционном театральном искусстве.

Литература Индонезии

Формирование литературного  искусства в Индонезии произошло  под влиянием индуистской и буддийской древнеиндийской культуры. Первые индонезийские литературные произведения были основаны на индийских мифах, исламских преданиях и героях арабского и персидского фольклора. Письменность развивалась на яванском и малайском языках, но также были произведения и на родных языках многочисленных народов населявших острова. В индонезийской литературе зачастую отражаются проблемы поколений, в частности борьба за освобождение от оккупации, проблемы молодого поколения, возникающие из-за родовых пережитков и семейных традиций, которые тормозят современный прогресс общества. По прошествии времени в индонезийской литературе появились новые жанры, например, воспоминания, страстная поэзия и язвительная проза.

Музыка

Традиционное музыкальное  искусство составляет значительную часть звуко-музыкального творчества индонезийских народов. Это оркестры гамелан, ансамбли ангклунгистов, сольное пение тембанг, разнообразные театрально-танцевальные стили (спектакли театра ваянг, топенг и др., танцы бедайя, легонг и т.п.), представленные как городскими профессиональными труппами, так и сельскими любительскими коллективами. Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (XVI - XVII вв.). В католических миссиях распространялась хоровая музыка культового типа, приобрели популярность духовые оркестры военных гарнизонов. Наиболее явно синтез местных традиций с западной субкультурой наблюдался в городском популярном творчестве. На территории современной Джакарты уже в XVI - XVII вв. начинают складываться гибридные жанры, формы и стили музыки, объединявшие западноевропейские и азиатские традиции. Типична в этом отношении вокально-инструментальная традиция крончонг, восходящая к раннему колониальному периоду. В XVIII - начале XX вв. в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг); т. н. китайские ансамбли Батавии - гамбанг кромонг (с нач. XIX в., включали китайские, сунданские, малайские, португальские инструменты); позднее - оркестры, сопровождавшие пение крончонг и др.  

Танец

 Благодаря изолированности  отдельных островов многие танцы  в Индонезии сохранили свои оригинальные ритуальные формы. Очень разнообразны костюмы, стили музыкального аккомпанемента, техника и пластика движений - от строгих придворных драм Центральной Явы, использующих сложную полифоническую музыку, до архаичных ритмических танцев в Ириан-Джая. Классический танец сложился в XIII - XIV вв. при дворах яванских правителей на основе синтеза анимистических ритуалов и индуистско-буддистских канонов и до начала XX в. оставался аристократическим. Танцовщицы отбирались только из знатных семей, близких к кратонам Суракарты и Джокьякарты. Характерной особенностью классического танца является своеобразное сочетание чопорности и грации поз и движений, призванных отразить утонченность придворных вкусов. Двигаясь в соответствии с заданными хореографическими образцами, танцовщицы часто застывают, фиксируя позы, с опущенными глазами. Медленные ритмические движения, позы медитации, мелодия гамелана, аккомпанирующего танцу, оказывают на зрителя гипнотическое воздействие. Важное значение в яванском классическом танце придается движениям рук, ног, головы и корпуса, языку жестов. Требуются годы тренировок, чтобы добиться владения телом, которое демонстрируют испонительницы танцев бедайя или серимпи. Многие яванские классические танцы повествуют о борьбе богов, принцев и героев. Вторая по значимости школа классического танца - балийская сложилась на основе мистериальных действий под влиянием индийских и яванских канонов. Танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх, голова втянута. Неожиданная смена направления движений, выверенность резких шагов - особенность балийской хореографии. Почти все балийские танцы - сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем во время религиозных церемоний либо праздников. Весьма многообразны народные танцы, в том числе на темы сельского труда, исполняемые на праздниках урожая: ранггук (Джамби), агилис (Мадура), бунчис (Западная Ява), курунг-курунг (Южный Калимантан), пакарена (Южный Сулавеси); ритуальные танцы: сангхьянг дедари (Бали), санджанг (Баламбанган), и др.; танцы, выражающие характер и повадки зверей и птиц: барабах инданг (Западная Суматра); танцы, демонстрирующие воинский дух, доблесть и героизм: барис (Бали), емблек, куда кепанг (Ява), ледохаву (о. Саву), леко сено (о. Тимор); современные массовые танцы: пендет, джангер (Бали), джогет (повсеместно), гандрунг (Баньюванги), кету тилу (Ява); стилизованные под танец боевые единоборства (пенчак силат); танцы с ярко выраженным мусульманским колоритом: саман (Аче), джапин (Южный Калимантан, Риау).  

Информация о работе Искусство Индонезии