- Искусство
первобытного общества.
Первобытное искусство возникло
около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем
Палеолите, когда появляется человек современного
типа. Закрепляя в искусстве результаты
трудового опыта, человек углублял и расширял
свои представления о действительности,
обогащал свой духовный мир и всё более
возвышался над природой. Возникновение
искусства означало огромный шаг вперёд
в познавательной деятельности человека,
способствовало укреплению социальных
связей и усилению первобытной общины.
Непосредственной причиной возникновения
искусства были реальные потребности
повседневной жизни. Так, например, искусство
танца выросло из охотничьих и военных
упражнений, из своеобразных инсценировок,
образно передававших трудовые занятия
первобытной общины, жизнь животных. В
возникновении песни и музыки большое
значение имели ритмы трудовых процессов
и то обстоятельство, что музыкально-песенное
сопровождение помогало организации коллективного
труда.
Произведения
изобразительного искусства появились
уже в ориньякское время (то есть
в самом начале позднего палеолита). Важнейшие
памятники искусства палеолита — пещерные
изображения пещеры в Испании (Альтамира
и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и
др.), где преобладают полные жизни и движения
фигуры крупных животных, являвшихся основными
объектами охоты (зубров, лошадей, оленей,
мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются
изображения людей и существ, совмещающих
признаки человека и животного, отпечатки
рук, схематические знаки, частично расшифровываемые
как воспроизведения жилищ и охотничьих
ловушек. Пещерные изображения исполнялись
чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными
красками, реже — в виде барельефов, часто
основанных на сходстве естественных
выпуклостей камня с фигурой животного.
Кроме того, в позднем палеолите появляются
произведения круглой скульптуры, изображающие
людей и животных (в том числе глиняные
статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские
«Венеры», связанные с культом «прародительниц»),
а также первые образцы художественной
резьбы (гравировка на кости и камне). Характерная
черта палеолитического искусства — его
реализм. Поразительная жизненность многих
палеолитических изображений зверей обусловлена
особенностями трудовой практики и мировосприятия
палеолитического человека. Меткость
и острота его наблюдений определялись
повседневным трудовым опытом охотников,
вся жизнь и благосостояние которых зависели
от знания животных, от умения выследить
их. При всей своей жизненной выразительности
искусство палеолита являлось, однако,
в полной мере первобытным, младенческим.
Оно не знало обобщения, передачи пространства,
композиции в нашем смысле слова. В значительной
мере основой палеолитического искусства
было отображение природы в живых, персонифицированных
образах первобытной мифологии, одухотворение
природных явлений, наделение их человеческими
качествами. Основная масса памятников
палеолитического искусства связана с
первобытным культом плодородия и охотничьими
обрядами. В позднем палеолите складываются
и зачатки архитектуры. Палеолитические
жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными
примерно на треть в землю куполообразными
постройками, иногда с длинными туннелеобразными
входами. В качестве строительного материала
употреблялись иногда кости крупных животных.
Многочисленные образцы позднепалеолитического
искусства обнаружены на территории России,
на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии,
на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки),
в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)].
Переход
от охоты к земледелию и
скотоводству способствовал развитию
новых тенденций в искусстве.
Появились изображения, передающие
более сложные и отвлечённые
понятия; сильнее, чем прежде,
развилось декоративно-орнаментальное
направление, сложившееся уже
в палеолите (украшение бытовых предметов,
жилища, одежды). В эпохи Неолита и Энеолита
и отчасти в бронзовом веке (См. Бронзовый
век) у древних племён Египта, Индии, Передней,
Малой и Средней Азии, Китая распространяется
искусство, во многом связанное с земледельческой
мифологией: крашеная керамика с орнаментами
(в Дунайско-Днепровской области и Китае
— сложные криволинейные, главным образом
спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии,
Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические
узоры, нередко в сочетании с изображениями
животных и стилизованными человеческими
фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой
у многих земледельческих племён существовала
жизненно выразительная скульптура. Зодчество
неолита и энеолита представлено архитектурой
общинных поселений (многокомнатные сырцовые
дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской
культуры (См. Трипольская культура) с
каркасной основой из прутьев и глинобитным
полом и т. д.). В эпоху неолита появились
также первые Мегалиты и Свайные постройки.
У
племён, сохранивших рыболовно-охотничий
уклад жизни (лесные охотники
и рыболовы Северной Европы
и Азии, от Норвегии и Карелии
на З. до Колымы на В.), бытовали
и древние мотивы, и реалистические
формы искусства, унаследованные
от палеолита. Таковы Наскальные
изображения, фигурки животных
из глины, дерева и рога (например,
находки в Горбуновском торфянике
(См. Горбуновский торфяник) и Оленеостровском
могильнике (См. Оленеостровский могильник)).
Наскальные изображения эпохи неолита
и поздней бронзы создавались также в
Средней Азии (Зараут-Сай) и на Кавказе
(Кобустан). В степях Восточной Европы
и Азии скотоводческие племена создали
в конце бронзового и начале железного
века так называемый Звериный стиль. Культурные
связи с Древней Грецией, странами древнего
Востока и Китаем способствовали появлению
новых сюжетов, образов и изобразительных
средств в художественной культуре племён
южной Евразии. Позднейшие этапы П. и. были
связаны с ростом производительных сил,
развитием разделения труда в период начавшегося
разложения первобытнообщинного строя
и началом формирования классового общества.
Богатое и разнообразное искусство, органически
связанное с формами П. и., продолжало существовать
вплоть до 19—20 вв. у народов, в значительной
степени сохранивших первобытнообщинные
отношения (аборигены Австралии, Океании
и Южной Америки, народы Африки). О музыки
и танце первобытной эпохи см. также в
ст. Музыка, Танец.
Пещера Альтамира. Испания.
Бизон. Пещерная живопись Бизон. XV тысячелетие
до н. э.
Пещера Альтамира. Испания.
Ревущий бизон. Верхний палеолит.
Пещера Альтамира. Испания.
Бизоны. Роспись потолка Верхний палеолит.
Пещера Ласко. Охотник и бизон.
(Франция, 18 тыс. до н.э., Верхний палеолит)
Композиция
в пещере Ласко. Франция.На стенах пещер
можно увидеть мамонтов, диких лошадей,
носорогов, бизонов. Рисование для первобытного
человека было таким же «колдовством»,
как заклинание и обрядовая пляска. «Заклиная»
духа нарисованного зверя пением и пляской,
а затем «убивая» его, человек будто овладевал
силой животного и до охоты «побеждал»
его.
Каповая пещера (Южный Урал,
Башкирия, Верхний палеолит)
«Охота на оленей» (Испания,
Мезолит, 12-8 тыс. до н.э.)
Неолитическая керамика культур
Баньпо и Мяодигоу.
Неолитическая керамика культуры
Луншань.
Керамические
сосуды с многоцветной росписью.
Китай, эпоха неолита. Культура Яншао,
4–3 тысячелетия до нашей эры
Верхнепалеолитическая скульптура
Древнейшей Руси: слева вверху –
статуэтка бизона из Зарайска; слева
снизу – фигурка сайги из Сунгиря;
справа сверху – статуэтка Макоши из Костёнок;
слева внизу – статуэтка Макоши из Зарайска.