Искусство во времена Эхнатона, эпоха Амарны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание

Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.). Фараон Эхнатон - одна из самых ярких и в тоже время трагических личностей в истории древнего Египта. Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Археологические исследования в Ахетатоне и основные открытия..……………………………………………………………………….5
Археологические исследования и раскопки………..………………5
Основные особенности Амарнского искусства………………...….7
Мастерская Тутмоса………………………………………………...11
Глава 2. Художественное описание «стиля Амарны»……………………...13
2.1 . Разнообразие художественных приемов «стиля Амарны» ....….13
2.2. Шедевры скульптуры из руин мастерской Тутмоса…………….18
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы ………………………………………20
Приложение …………………

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯискусство во времена правления Эхнатона, эпоха амарны..docx

— 503.18 Кб (Скачать документ)

4 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Издательство В.Шевчук, 2010. - 487-491 с. 

глаз и бровей оставляли  в виде соответствующих углублений, которые потом должны были заполняться  цветной пастой. Бюсты и голов, изваянные из белого известняка, затем  расписывались. Репрезентативные  статуи для украшения храмов нередко  оставили из разных материалов.

В мастерской Тутмоса были найдены гипсовые отливки голов, заготовленные для скульптурных портретов людей (к сожалению, имена  клиентов Тутмоса остаются неизвестными). В их числе портрет немолодой  женщины и портрет мужчины  с очень характерным лицом. Эти  гипсовые портреты, мастерски исполненные, отличаются очень выразительной  характеристикой изображенных.

Николас Ривз пишет, что среди  анонимных портретов, выполненных  из гипса и являвшихся своего рода «скульптурными штудиями», выделяется своим особым шармом лицо молодой женщины, « с несколько дерзким выражением лица» и массивными ушными украшениями.  Со временем стало ясно, чей же портрет оказался в мастерской Тутмоса: это была молодая женщина из окружения фараона, которая стала соперницей царицы Нефертити и в жизни, и в репрезентативных изображениях Эхнатона, а потом оказалось раковым образом связанной и с его посмертной судьбой .

В мастерской Тутмоса было найдено несколько статуэток. Некоторые  остались неоконченными,- возможно, они  были эскизами тех будущих статуй, которые либо так и остались невыполненными, либо погибли при разгроме Ахетатона, когда статуи фараона разбивались на мелкие куски. Одна из таких неоконченных статуэток – изображение Эхнатона, держащего на руках маленькую девочку и нежно целующего ее. Все эти произведения являются яркими образцами той новой тематики, которая стала характерна для искусства «эпохи Амарны».

 

Глава 2. Художественное описание «стиля Амарны»

2.1.Разнообразие художественных приемов «стиля Амарны»

Великолепные изящные  полы, разнообразие  колонн, к тому же нередко инкрустированные изразцами, сохранившиеся фрагменты росписей стен с изображениями цветов и  виноградных лоз, стелы и ниши со стенами поклонения Атону, обнаруженные в руинах царских дворцов и жилых домов аристократов, монументальные пограничные стелы с изображениями фараона и его семьи, возносящих молитвы Атону, многочисленные фрагменты каменных плит с рельефами, расписные рельефы незаконченных гробниц – все эти свидетельства былого великолепия облика  новой столицы, сооруженной по воле Эхнатона, наглядно иллюстрируют стремительное развитие новых художественных приемов, складывающихся в своей совокупности в некий новый стиль- стиль эпохи Эхнатона, стиль  «искусства Амарны»

В новой столице Ахетатоне студилось множество скульпторов, художников, мастеров прикладного искусства.

В одной из незаконченных гробниц  сохранилось изображение мастерской скульптора Юти. Художник, создававший этот рельеф, изобразил Юти за работой: он обтачивает изготовленную статую. Рядом трудятся его подмастерья и ученики; в соответствии с давним каноном они показаны в ином, более мелком масштабе. Изображение охвачено своего рода рамкой: она воспроизводит конструкцию дома, плоская крыша, которая поддерживается тонкими деревянными с папирусовидными капителями.

Известны имена еще нескольких скульпторов, в том числе уже упоминавшегося Тутмоса. Его мастерская при разгроме Ахетатона приверженцами старой религии была разрушена ворвавшиеся в нее толпой. В руинах этой мастерской были найдены скульптурные портреты Эхнатона(они были разбиты), знаменитые портретные головы Нефертити, ныне они пользуются мировой известностью, а так же портреты их дочерей. Выработанное на протяжении веков высокое мастерство создания портретных скульптур пережило в «эпоху Амарны» свой новый расцвет.5

Одной из главных тем искусства, расцветшего в Ахетатоне, было изображение фараона-реформатора и его семьи. Эти сюжеты присутствовали в росписях дворцовых покоев, на многочисленных стелах и рельефах, находившихся в царских дворцах, в домах и виллах вельмож. В подавляющем большинстве эти росписи и рельефы сохранились в виде фрагментов. Типичными примерами могут служить рельеф с парным портретом Эхнатона и Нефертити, хранящийся в Брукленском музее искусств в Нью-Йорке, И рельеф с изображением принцессы, дочери Эхнатона, находящийся  в экспозиции каирского музея.

Широкую известность получил  также знаменитый фрагмент дворцовой  росписи, на которой запечатлены  дочери фараона. Обернувшись друг к другу, девочки о чем-то разговаривают, а одна из них ласково прикасается к лицу сестры.

Сохранился ряд стел с изображением семьи Эхнатона. На одной из стел воспроизведена очень трогательная сцена из семейной жизни фараона: Эхнатон нежно держит на руках  недавно родившуюся дочку и ласкает  ее, а ребенок тянется к отцу своими губками. Другая дочь, постарше, сидит на коленях матери и показывает пальчиком на папу. Сколько тонкой наблюдательности проявили художники  и скульпторы, создавшие эту стелу! Аналогичные сцены, выполненные  в технике врезанного рельефа  с подкраской, были обнаружены и  в незавершенных


5 Вейгалл А. Эхнатон Фараон-вероотступник. – М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. – 86-87с. 

гробницах близ Ахетатона.

Характерной иллюстрацией искусства  «стиля Амарны» является рельеф, прорисовка которого приведена в альбоме Эмиля Присс. Здесь воспроизведен еще один эпизод из семейной жизни фараона - трапеза на садовой беседке. Канон «лицо - в профиль,  плечи – анфас» соблюден и тут, но как изящны и пластичны движения нежных рук Нефертити  и как точно предан жест руки фараона, держащего чашу. Этот ритм движения рук царственных супругов подхватывают изображения дочерей и слуг, а пальцы рук арфистки, показанной в составе трио музыкантш в нижней части рельефа, словно пробегают по струнам.

В этой же стилистике и с  такой же внимательностью и точной передачей движений рук скомпонован  рельеф с изображением семейной трапезы  во дворце.  Эхнатон и Нефертити сидят на стульях с высокими спинками, поставив ноги на низкие скамеечки (такие скамеечки в наше время можно увидеть в музеях). Нефертити вкушает кусочек утки или цыпленка, а рядом аппетитной горкой лежат фрукты, украшенные цветами. Эхнатон с явным удовольствием поглащает шашлык(похоже на котлетки). За его спиной сидит женщина ,- вероятно, это мать Эхнатона, царица Тийя.  Дочери фараона сидят на маленьких детских стульях и тоже участвуют в трапезе. Как и во всех подобных сценах, членов семьи Эхнатона озаряют благословляющие лучи Атона.6

И так, мы привели ряд стел на которых изображена семья Эхнатона, возносящая молитвы Атону (богу солнца ,немного о боге солнца).

Количество дочек в этих сценах разное, что позволило 


6 Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта: Среднее Царство. Новое Царство. – Спб.: АЗБУКА, 2010. – 323-330 с. 

египтологам довольно четко  и точно датировать данные памятников.

Однако эти сцены семейного  счастья, столь характерные для  « стиля Амарны» следует понимать не только как отражение любви и согласия в семье фараона. Помимо своего «Личностного» содержания, они, несомненно, имели и определенное сакральное значение. С точки зрения египтян, Эхнатон и Нефертити были «воплощением божественных сил», а Атон-  это «движущая сила мира, созидаемого им в каждое мгновение», то его свет «проникает в людские сердца, где становится созидательной силой в ее чистейшем проявлении- любовью».

Именно поэтому в амарнском искусстве сцены, в которых «супружеская любовь играет первостепенную роль, далеко не случайны; они имеют определенный теологический смысл». В представлении Эхнатона, « его семейная жизнь  была наиболее совершенным символом божественной жизни» и поэтому « давала людям Египта  пример такого повседневного бытия, которое подобает повседневному человеку, желающему обрести внутреннее видение Атона».

В искусстве «стиля Амарны» нередки и традиционные сюжеты в их числе сцены парадных выездов фараона и царицы на колесницах.  ( представить изображение)

Точность в живость  в передаче поз и движений второстепенных персонажей (слуг, ремесленников, войнов) стала характерной чертой искусства эпохи правления восемнадцатой династии. Эта традиция еще более обогатилась творчеством трудившихся в Ахетатоте художников « периода Амарны»

С удивительным мастерством  изображены нильские заросли, цветы  и порхающие среди них птицы  на тех расписных фаянсовых плитках, которыми были украшены дворцы Эхнатона. И при всей реалистичности изображений - изумительная декоративность  и безукоризненное чувство стиля, что и создавало высочайшее художественное совершенство той архитектурной среды, которая была создана безвестными мастерами во дворах фараона и ахехатонской знати. 7

Чудом уцелевшие изделия (вазы, сосуды из стекла) позволяют нам, хотя бы отчасти, представить себе красоту, которая окружала в ту пору фараона  и египетскую знать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Издательство В.Шевчук, 2010. - 245-247 с. 

2.2. Шедевры скульптуры из руин мастерской Тутмоса

В мастерской трудились действительно  значительные мастера. Очевидно, их было несколько. Был ли Тутмос только « начальником работ» или сам создавал заказанные ему портреты, бюсты и статуи- точного ответа на этот вопрос нет. Скорее всего (можно было верить найденной надписи), он был и руководителем мастерской, и творцом - ваятелем. А расписывал красками готовые произведения скульптора, как правило, художник – специалист по раскраске статуй.

Раскопки мастерской показали, что комнаты были чисто выметены, а домашняя утварь вынесена. Очевидно, когда после смерти Эхнатона жители стали покидать Ахетатон и переезжать в Фивы, Тутмос последовал туда же – иначе он мог лишиться заказов. Но, вероятно, (как и многие другие жители ) полагал, что в Ахетатон еще предстоит вернуться. Свои дома уезжавшие жители как бы « консервировали» на случай возможного возвращения: они тщательно заделывали сырцовый кирпичом входы в свои жилища, чтобы в них не проникал песок, наносимый ветрами.

Хорошо сохранились портретные головы, выполненные из прочного материала–песчаника. Выполненный из этого же песчаника  портрет молодой женщины остался  незаконченным: голову должен был покрывать  традиционный парик, который вероятно, предполагалось сделать из другого материала. М.Э. Матье , отметила присущее этому портрету « очарование женственности», предположила, что это изображение « какой- нибудь из женщин семьи Эхнатона или его горема» Но и в неоконченном виде портрет захватывает  глубиной и многогранностью психологической характеристики: в лице этой женщины есть не только женственность и нежность, но и что – то роковое, словно ее красота несет в себе потенциал каких – то драматических коллизий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стилистика «амарнского искусства», опираясь на художественные приемы и традиции, накопленные веками развития искусства Древнего Египта, приобрела ряд существенных новых особенностей. И это было связано, в первую очередь, с постулатами нового религиозного учения фараона-реформатора. Идеи этого ученого, как справедливо отмечала М.Э. Матье, «не уводили мысль в отвлеченные беспредметные богословские спекуляции», а направляли искания художников и в выборе сюжетов, и в их пластической трактовке «на поклонение конкретному, реально существующему объекту – солнцу, на прославление его животворящего значения для всего существующего, на изображение конкретных же широких картин этого реального, окружающего мира с его полями, Нилом, растениями, животными, птицами, рыбами. Вырастая на уже подготовленной предшествующим развитием почве, эти идеи развивались значительно глубже, и мы находим новое, более живое и конкретное выражение в их литературе и в искусстве».8

 

 

 

 

 

8 Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Издательство В.Шевчук, 2010. - 578-580 с.


 

Список литературы

1. Вейгалл А. Эхнатон Фараон-вероотступник. – М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. – 192 с.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Издательство В.Шевчук, 2010. -  672 с.

3. Маджи Д., Фаббри П. Египет. 7000 лет. Искусство и история. – Roma.: Caza Editrice Bonechi, 2009. – 268 с.

4. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 70 с.

5. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта: Среднее Царство. Новое Царство. – Спб.: АЗБУКА, 2010. – 650 с.

6. Ходж С. Искусство Древнего Египта. – М.: АРТ-РОДНИК, 2010. – 128 с.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          Приложения.

рис. 1. Долгое время считавшаяся  подделкой скульптурная модель Эхнатона и Нефертити. Относится к позднему, «утонченному» периоду амарнского искусства.

рис. 2. Изображение Эхнатона и Нефертити с тремя дочерями, выполненное с нетипичной для искусства Древнего Египта небрежностью. Относится к раннему периоду амарнского искусства

 

 

 

 


Информация о работе Искусство во времена Эхнатона, эпоха Амарны