Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:44, реферат
Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, — урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике.
Искусство Высокой классики
Искусство высокой
классики — явное продолжение
того, что возникло ранее, но есть одна
область, где в это время рождается
принципиально новое, — урбанистика.
Хотя накопление опыта и некоторых
эмпирически найденных
Две основные черты характеризуют его
схему: регулярность плана города, в котором
улицы пересекаются под прямым углом,
создавая систему прямоугольных кварталов,
и зонирование, т. е. четкое выделение различных
по функциональному назначению районов
города.
Ведущим типом зданий по-прежнему оставался
храм. Храмы дорического ордера активно
строятся на греческом Западе: несколько
храмов в Агригенте, среди которых выделяется
так называемый храм Конкордии (в действительности
— Геры Аргейи), считающийся лучшим из
дорийских храмов в Италии. Однако масштабы
строительства зданий общественного назначения
в Афинах далеко превосходят все то, что
мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная
и целенаправленная политика афинской
демократии, возглавляемой Периклом, —
превратить Афины не только в самый могучий,
но и самый культурный и прекрасный полис
Эллады, сделать родной город средоточием
всего лучшего, что есть в мире, — находила
практическое воплощение и в широкой строительной
программе.
Архитектура высокой классики характеризуется
поразительной соразмерностью, сочетающейся
с праздничной монументальностью. Продолжая
традиции предшествующего времени, архитекторы
вместе с тем не следовали рабски канонам,
они смело искали новые средства, усиливающие
выразительность создаваемых ими сооружений,
наиболее полно отражающие заложенные
в них идеи. При строительстве Парфенона,
в частности, Иктин и Калликрат смело пошли
на соединение в одном здании черт дорического
и ионического ордера: снаружи Парфенон
представляет типичный дорический периптер,
но украшает его характерный для ионийского
ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение
дорики и ионики применено и в Пропилеях.
Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон —
единственный в греческой архитектуре
храм с абсолютно асимметричным планом.
Оригинально и решение одного из его портиков,
где колонны заменены шестью фигурами
девушек-кариатид.
Важнейшее место в творчестве Фидия заняло
создание скульптур и рельефов для Парфенона.
Синтез архитектуры и скульптуры, столь
характерный для греческого искусства,
находит здесь свое идеальное воплощение.
Фидию принадлежала общая идея скульптурного
оформления Парфенона и руководство его
осуществлением, им же выполнена часть
скульптур и рельефов. Художественный
идеал торжествующей демократии находит
законченное воплощение в величественных
произведениях Фидия — бесспорной вершине
искусства высокой классики.
Но, по мнению самих греков, величайшим
творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского.
Зевс представлен сидящем на троне, в правой
руке он держал фигуру богини победы Ники,
в левой — символ власти — скипетр. В этой
статуе также впервые для греческого искусства
Фидий создал образ милостивого бога.
Статую Зевса древние считали одним из
чудес света.
Идеальный гражданин полиса — основная
тема творчества другого скульптора этого
времени — Поликлета из Аргоса. Он исполнял
главным образом статуи атлетов-победителей
в спортивных состязаниях. Наиболее известна
его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую
греки считали образцовым произведением.
Дорифор Поликлета — воплощение физически
и духовно совершенного человека.
В конце V в. в скульптуре начинают проявляться
новые черты, получившие развитие в следующем
веке. В рельефах балюстрады храма Ники
Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно
бросается в глаза динамизм. Те же черты
мы видим и в скульптурном изображении
Ники, выполненном Пеонием. Стремлением
к передаче динамических композиций не
исчерпывались искания скульпторов конца
века. В искусстве этих десятилетий большое
место занимают рельефы на надгробных
памятниках. Обычно они создавались по
единому типу: умерший в кругу близких.
Основная черта этого круга рельефов (наиболее
известный — надгробие Гегесо, дочери
Проксена) — изображение естественных
чувств простых людей. Тем самым в скульптуре
решаются те же задачи, что и в литературе
(трагедия Еврипида).
К
сожалению, о великих
греческих художниках (Аполлодор,
Зевксис, Паррасий) мы
не знаем почти ничего,
кроме описания некоторых
их картин и сведений
об их мастерстве. Можно
полагать, что эволюция живописи в основном
шла в том же самом направлении, что и скульптуры.
Согласно сообщениям древних авторов,
Аполлодор Афинский открыл в конце V в.
эффект светотени, т. е. положил начало
живописи в современном смысле этого слова.
Паррасий стремился к передаче средствами
живописи душевных движений. В вазописи
второй половины V в. все большее место
занимают бытовые сцены.
В сознании последующих поколений V век
до н. э. ассоциировался с величайшими
победами, одержанными греками при Марафоне
и Саламине, он воспринимался как время
героических деяний предков, отстоявших
независимость Эллады, спасших ее свободу.
Это было время, когда единая цель — служить
родине вдохновляла бойцов, когда высшей
доблестью было погибнуть за отечество,
а высшим благом считали благо родного
полиса.
http://www.apxu.ru/