Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:36, реферат
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого
и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В
общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и
созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые
отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений
1.Сущность искусства
2.Происхождение искусства
3.Функции искусства
4.Искусство и идеология
· прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами
предвидения;
· медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать
музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
· компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему
выжить в самых трудных условиях.
4. Искусство и идеология
В XIX и XX веках на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и
идеологии. Идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и
другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению
свободы искусства, к его политизации. Естественно, что при этом смысловая
сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой
логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению
специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического
диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические
показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между
таким усредненным искусством (то есть уже псевдоискусством) и самой
идеологией.
Немецкий философ Карл Ясперс — человек высокой культуры — мучительно
реагировал на фашитизацию своей страны. Нараставший на глазах ученого
фашистский разгул вседозволенности обострял неприятие им современной ему
национал-социалистической государственности (по выражению Ясперса
«государственного социализма»), подавлявшей личность и деформировавшей
культуру. Очевидная деградация художественной культуры, ее огрубление и
измельчание, в плохом смысле слова «омассовление» — низведение до продукта
бездушного и бездумного
потребления — вызвала у
элитарности искусства, а ностальгию по немецкому искусству прошлого,
гуманистически воплощавшему высокие идеалы, создававшемуся лучшими,
уникальными выходцами из народа и тесно с ним связанными.
Аналогично можно провести
сравнение с нашим
оружие идеологии было положено в основу официальной эстетической доктрины
государства. Некоторые авторы считают, что соцреализм сыграл в развитии
искусства такую же роль, как «лысенковщина» в биологии. На долгие года мы
были лишены произведений искусства создававшихся не в «духе соцреализма»,
когда ценности обыкновенной человеческой жизни подменялись «высокими целями».
Другая крайность «искусство для искусства» о которой немецкий философ Жак
Маритен пишет так. «По правде говоря, искусство стало в XIX веке укрываться в
своей знаменитой башне из слоновой кости только вследствие обескураживающей
деградации культурной среды с ее позитивистским, социологическим и
марксистским состоянием умов. Но нормальные условия для искусства совершенно
иные. Эсхил, Данте, Шекспир или Достоевский не работали под пневматическим
колоколом. У них были великие
гуманистические
что чем богаче у всех истинных художников и писателей человеческий материал,
тем крепче все связано на благо произведения и подчинено внутренней автономии
этого замкнутого в себе космоса».
Так же Маритен пишет об ответственности художника. «Перед художником стоит
одна-единственная проблема — не быть слабым под полученной от Бога и ставшей
его ношей, владеть искусством достаточно сильным и достаточно прямолинейным,
чтобы всегда господствовать над тем, что он вводит в игру, не теряя своей
творческой чистоты и гореть в процессе творчества лишь на благо произведения
не сгибаясь и не отклоняясь под тяжестью человеческих и божественных
богатств, наполняющих его сердце».