Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:35, контрольная работа
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Риторика дает ответ на эти вопросы. Риторика - особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения мыслей в речи" Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли "искусством управлять умами" (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки - "Ораторское искусство".
Введение……………………………
1. Древняя Греция……………………
2. Древний Рим………………………
3. Средневековье………….
4. Возрождение……………
5. Риторика в ХХ столетии……………
Заключение…………………………
Библиографический список.............
Была разработана и технология составления речей: изобретение – расположение – словесное выражение – запоминание – произнесение.3
Падение Римской империи в конце 5 века знаменовало переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменилось иерархической субординацией сеньоров и вассалов. Эпоха средневековья длилась 12 веков. Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.
Господствующим жанром становится
церковное красноречие. Церковная
проповедь стала самой
Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения связаны были, прежде всего, с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой – привносило в выступление элементы схоластики. Церковная риторика носит ярко выраженный дидактический (поучительный) характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, о Страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни. Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви. Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.
С появлением средневековых университетов
в 11-12 веках зарождается
Исторический опыт средневековья еще раз подтверждает, что ораторское искусство может развиваться лишь при наличии свободы слова, свободного обмена мнениями, без чего любая речь тускнеет, гаснет.
Возрождение.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) ораторское искусство получает новый импульс. Воскрешается судебное красноречие, появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности красноречия. Ренессанс стал эпохой возвеличения человеческой индивидуальности. Кумиром становится Цицерон – оратор-философ, деятельная сильная личность. Риторика сближается с литературой, возрастает в риторическом каноне второй и третий разделы – композиционный и языковой. Гуманисты Возрождения провозглашали «универсальность человека» как идеал человеческого существования, отличающий это время от средневековья с его идеалом «аскета», «рыцаря», «праведника».
Художественная проза и поэзия
способствовали повышению речевой
культуры, усиливали чуткость к звучащему
слову, воспитывали эстетический вкус
к речи, к ее выразительным возможностям,
содействовали выработке
- Риторика в ХХ столетии.
Ораторы революции.
Революционное движение
в России выдвинуло ряд
Риторика фашизма.
Огромный урон человечеству
нанесла вторая мировая война,
развязанная фашистской
Этому было множество причин – политических, экономических, психологических. В ряду этих причин занимает своё место и ораторское искусство вождей национал-социализма. Они умело использовали психологию массы. Масса более внушаема, особенно если внушаются примитивные, базирующиеся на инстинктах идеи.
Гитлер, величайший демагог в мировой истории, успешно использовал эти особенности для насаждения идей фашизма.
Заключение.
Окидывая взглядом
историю ораторского искусства,
Становление и расцвет
этой науки приходится на
Заканчивая этот краткий
исторический обзор,
Также хочется отметить, что в наше время изучение риторики звучит очень актуально. Необходимо уметь связывать свои слова с мыслью и так, чтобы тебя поняли другие, и не прибегая к словам "паразитом". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть, как сложится дальнейшая судьба.
Библиографический список.
- М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», М.: из-во «Художественная литература», 1985г. – 284с.
- В.П. Шейнов. Риторика – Мн.: Амалфея, 2000. – 592 с.
- Попов П.С., Стяжкин Н.М. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения //Антология средневековой мысли. В 2-х тт. Т.1.- М: Изд-во РХГИ, - 2002, 382 с.
1 Софисты - (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.
2 М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции»,
М.:, из-во «Художественная литература», 1985г. – с.3-8.
3 В.П. Шейнов. Риторика – Мн.: Амалфея, 2000. – с.17-25.
4 Попов П.С., Стяжкин Н.М. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения //Антология средневековой мысли. В 2-х тт. Т.1.- М: Изд-во РХГИ, 2001, С.300-324.