История искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, реферат

Описание

Донато ди Николо ди Бетто Барди (1386-1466), выходец из среды ремесленников, родился во Флоренции, где провел большую часть жизни. Работал он и в других городах Италии – Прато, Сьене, Риме, Мантуе, Падуе, Венеции. Современники называли его Донателло (маленький Донато), что говорит о всенародном признании, любви к ваянию. Под этим именем скульптор вошел в историю искусства. Девизом его творчества была правда. Он учился у природы и на лучших образцах античного искусства. Многочисленные произведения скульптура стали для современников и последующих поколений художников эталонными образцами.

Работа состоит из  1 файл

Донателло.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)


Донателло – великий итальянский скульптор эпохи Возрождения

Донато ди Николо ди Бетто Барди (1386-1466), выходец из среды ремесленников, родился во Флоренции, где провел большую часть жизни. Работал он и в других городах Италии – Прато, Сьене, Риме, Мантуе, Падуе, Венеции. Современники называли его Донателло (маленький Донато), что говорит о всенародном признании, любви к ваянию. Под этим именем скульптор вошел в историю искусства. Девизом его творчества была правда. Он учился у природы и на лучших образцах античного искусства. Многочисленные произведения скульптура стали для современников и последующих поколений художников эталонными образцами.

Каким был флорентийский мастер, какова его внешность, характер, мы не знаем, так как Донателло не оставил автопортрета, как обычно делали на своих фресках и картинах живописцы Возрождения. Известно, что он слыл человеком необычайно добрым, жизнерадостным, веселым, остроумным, готовым и на редкость бескорыстным, готовым прийти на помощь друзьям, которых у него было немало. Он дружил с архитекторами Филиппо Брунеллески и Леоном-Баттистой Альберти, скульпторами Нанни ди Банко и Лоренцо Гиберти, живописцами Паоло Уччелло и Мазаччо, учеными-писателями Поджо Браччалини, Кристофоро Ландино, Марсилио Фиччино… Этих выдающихся людей объединяло неутомимое творческое трудолюбие. Сам Донато с законной гордостью говорил: «Могу не хвастаясь сказать, что ни одного дня и часа в своей жизни я не провел без труда!»

Лучший способ узнать личность художника – это увидеть созданные им произведения. Характер Донателло особенно ярко проявляется в работах, как мраморные кафедры для певчих в соборах Прато и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. На рельефах в неудержимом ликующем хороводе несется и кружится ватага ребятишек – шумных, озорных! Они хвалят творца за то, что живут, поют, пляшут, смеются! И это беспечное, буйное веселье, светлую радость и любовь к детям скульптор, казалось, выплеснул из своей души. Только добрый и жизнелюбивый человек мог создать такое произведение. А было мастеру уже 50 лет. Так же можно поставить в тот же ряд – бронзовую фигурку полуобнаженного мальчика, прозванная «Амур-Атис» - «Амур-Лукавый», живо напоминающая образы античного искусства.

Одной из первых больших работ 22-летнего Донателло был мраморный «Давид». По библейской легенде, юный пастушок Давид победил великана Голиафа и этим спас свой народ от порабощения. Легендарный пастух для многих итальянских городов-республик стал символом мужества и свободы. Молодой мастер сделал своего героя похожим на античного юношу. На нем нечто вроде туники. Горделива осанка победителя, ведь у ног его лежит голова сраженного Голиафа! Мраморный «Давид» так понравился членам флорентийской синьории, что они сочли достойным украсить статуей зал собраний в палаццо республики. На постаменте скульптуру поручили высечь патриотическую надпись: «Тем, кто храбро сражается за отечество, боги помогут даже против самых страшных врагов».

 

 

Донателло. Давид. Бронза. 1430-1432. Высота 158

 

Статуя «Давида» принесла Донателло заслуженное признание. Заказы так и посыпались на молодого мастера. Для храма Ор Сан Микеле цех ткачей заказал статую «Святого Марка», а цех оружейников – «Святого Георгия». Попечительство собора – цех шерстяников «Лана», поручило изваять статую «Иоанна Евангелиста». Эти работы утвердили за Донателло славу лучшего скульптора города. В 1412 году в 26-летним возрасте его приняли в цех мастеров камня и дерева и братство святого Луки.

 

 

Донателло. Святой Георгий в нише собора

Ор Сан Микеле во Флоренции.

Мрамор. 1416. Высота фигуры 209

 

Особенно полюбился флорентийцам «Святой Георгий». К легенде о Георгии, победившем дракона, часто обращались ваятели и живописцы. Георгий, как Давид, - смелый защитник свободы. Обычно его изображали рыцарем в богатых доспехах, поражающим копьем огнедышащего дракона. Но скульптор по-новому прочел легенду. Он представил Георгия юношей в скромном облачении, готовым к бою, исполненным мужества и решимости бороться, победить. Это не античный герой, подобный Давиду. Он флорентиец, сын родного города, недаром Георгий опирается на щит – герб Флорентийской республике.

Донателло сетовал не раз не то, что скульптура считается лишь украшением архитектуры: «Скульптура, как бедная сирота, ютится в нишах, на дверях и кафедрах храмов. А как хотелось бы делать круглые статуи, вывести их из плена ниш на простор городских площадей и улиц, как это было в Древнем Риме!»

В 1418 году Флоренция ожидала приезда папы римского Мартина V. Резиденцией его должен был стать монастырь Санта Мария Новелла. Синьория республики решила почтить высокого гостя, установив у входа в покои папы статую геральдического льва «Мардзокко». Поручили сделать скульптуру Донателло. По общему признанию, огромный каменный лев получился великолепен. Могучей лапой он опирается на пьедестал, а в другой держит щит – герб Флоренции. «Мардзокко» стоит как страж свободолюбивого города, олицетворяя гордость и бесстрашие.

 

 

Донателло. Мардзокко. Известняк. 1420. Высота 135,5

 

В 1435 году во Флоренции к власти пришли банкиры Медичи. Тонкий и хитрый политик Козимо Медичи стал полноправным хозяином города, сохранив, однако, республиканское правление. Обладая огромным богатством, он покровительствовал наукам и искусствам и немало сделал для строительства и украшения города.

Однажды он пригласил Донателло к себе и сказал ему: «Я всегда восхищался твоим мраморным Давидом и хочу просить тебя сделать второго Давида, но в бронзе. Пусть он станет новым символом победы нашего отечества над силами зла! И я хорошо заплачу тебе!»

Давид – хрупкий юноша, почти мальчик. В одной руку у него огромный меч, в другой – камень, которым был сражен Голиаф. Статуя – действительно новое слово Донателло в искусстве. Эта первая скульптура эпохи Возрождения, освобожденная от тесноты нишы, не связанная с архитектурой и доступная обозрению со всех сторон.

В сравнении с мраморным Давидом бронзовый представлен обнаженным. Еще ни один скульптор эпохи Возрождения не брал на себя смелость показать библейский персонаж в таком виде. Создавая образ юноши-победителя, Донателло стремился к великим образцам античной пластики. Это сказалось в точной, убедительной передаче пропорций тела Давида, а также в характере постановки фигуры и размещении ее в пространстве.

За «Давидом» последовали другие заказы. Козимо Медичи поручил Донателло оформить родовую церковь Сан Лоренцо. Заново отстроенная зодчим Филиппо Брунеллески, она уже давно ждала скульптурных украшений. Рельефы двух дверей в Сан Лоренцо, по общему признанию новые шедевры Донателло!

Когда Донателло исполнилось 57 лет, его пригласили в Падую для украшения собора Сан Антонио. Огромный объем работ задержал его в этом городе не целое десятилетие. Незадолго до приезда скульптора в Падуе скончался главнокомандующий сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо ди Нарни, более известный под именем Гаттамелаты, что означает «Крапчатый Кот», которое он получил за свою дипломатическую, военную хитрость и верностью одному правителю. Сын умершего полководца, получив разрешение Венеции, обратился к Донателло с просьбой сделать памятник отцу.

 

 

 

Донателло. Памятник Гаттамелате в Падуе. Бронза, камень. 1447-1453.

Высота конной статуи 340. Высота с постаментом более 1100

 

Бронзовый монумент, созданный скульптором, был воздвигнут на городской площади близ собора Сан Антонио. Человек из народа, Эразмо силой ума, таланта и незаурядного характера стал творцом своей судьбы, сделался выдающимся военачальником и государственным деятелем. И скульптор, сохранив портретное сходство, показал обобщенный образ человека нового времени – гражданина-патриота, как бы подтвердив эти слова Франческо Петрарки: «Кровь всегда одного цвета. Благородным человек делает себя своими великими делами».

Самой значительной работой Донателло по возвращении во Флоренцию стала бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн». По легенде, эта женщина проникла в лагерь противника и убила мечом царя Олоферна, сказав: «Мой народ спасен моей рукой». Легендарный подвиг Юдифи, как Давида и Георгия, также символизировал свободолюбие и победу над врагами отечества. На постаменте была высечена надпись: «Падут королевства от пороков, на добродетели держатся города». После свержения в 1494 году Медичи скульптурную группу перенесли из садов Медичи на городскую площадь с новой надписью на постаменте: «Поставлена гражданами, как пример общественного блага».

 

 

Донателло. Юдифь и Олоферн . бронза. 1455-1457

 

Учениками и последователями Донателло стали многие художники Италии. Из его мастерской вышли скульпторы Бартоломео Беллано, Бертольдо ди Джованни, ставший впоследствии учителем юного Микеланджело. Самым талантливым учеником ваятеля был Андреа дель Верроккью, который воспринял и развил все лучшее и новое в творческом наследии своего учителя. Верроккью вскоре сам стал наставником таких выдающихся художников, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино. Донателло прожил до глубокой старости и умер 13 декабря 1466 году в возрасте 80 лет, не переставая неустанно творить. Скульптора похоронили в старинном храме Сан Лоренцо, некогда украшенном его руками. Одна из эпитафий на гробнице гласит:

Что совокупным опытом скульптуре

Другие дали, - дал один Донато:

Он жизнь внес в мрамор,

                            косностью объятый:

Что, как не речь, осталось дать натур?

 



Информация о работе История искусств