Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:11, контрольная работа
Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ |
БАРОККО |
РОКОКО |
КЛАССИЦИЗМ |
|
17-18 век |
1720-50е годы |
18-19 век |
|
Италия в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. Распространился по всей Европе (Германия, Австрия, Англия) |
Франция |
Франция |
|
Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. |
Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. |
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. |
|
Архитектуру барокко нельзя
понять в отрыве от градостроительства
этой эпохи, так как характерные
для него тенденции и прежде всего
новое понимание ансамбля установили
новые взаимосвязи между Стремление ярко выделить наиболее важные узлы города и связывающие их улицы, создав целостную, учитывающую конкретные условия, рожденную на реальной основе и эстетически организованную систему улиц и площадей. Это сразу же сказывается в четком выявлении основных композиционных осей, которые становятся в новую эпоху характерной чертой городской планировки. Повышенный интерес к конкретному рельефу, стремлением активно использовать его в архитектурной композиции. Полукруглая, овальная или еще более сложная форма, которая легче вбирают в себя улицы, подходящие справа и слева от композиционной оси. Благодаря этому пространственное
воздействие ансамбля так же. как
и влияние его главного здания
- дворца или церкви, непременно поставленных
по оси композиции, распространяется
все дальше за ее пределы. Можно сказать,
что площадь приобретает все
более открытый характер, т. е. все
более взаимодействует с |
Регулярная система планировки Эстетика классицизма
благоприятствовала масштабным градостроительным
проектам и приводила к упорядочиванию
городской застройки в | |
|
|||
- особенности планировочного и
объемного решения, решение |
Для архитектуры барокко
характерны пространственный размах,
слитность, текучесть сложных, обычно
криволинейных форм. Часто встречаются
развернутые масштабныеколоннад Стиль варьируется от дорической
строгости до композиционной пышности,
профиль лепки отличается более
или менее резким характером, украшения
могут отсутствовать или Большая или меньшая четкость пролета ритмически организует весь ансамбль. Ордер нельзя рассматривать изолированно. Он неотделим от стены, которая может быть украшена геометрическим орнаментом. скульптурами, барельефами или выступами; он сочетается с оконными проемами, расположенными на протяжении всего пролета и всегда имеющими украшения. В организации фасада принимают участие и другие линии, будь то лепные карнизы или же простые полосы. Наконец, ордер часто используется для фронтонов и тем самым придает фасаду облик церковного. Нарушение ритма, растяжение, скручивание, наложение одних элементов на другие — манипуляции такого рода производятся систематически, и сама целостность ордера подвергается сомнению. Чем тщательнее обработка стены, чем плотнее сеть линий, чем заметнее украшения проемов, тем меньшую роль играет ордер в организации фасада. Пилястры выделяются не так, как колонны, ордера высотой в этаж на нескольких уровнях выглядят скромнее, чем ордер высотой в два или три этажа. В силу своей тонкости и изящества они станут лишь фоном для многочисленных украшений, поскольку одновременно будет уменьшаться толщина опор, высота антаблемента и резкость профиля лепки.
|
В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков |
Центрально-симметричное решение Акцентировка центра и фланга фасадов Соразмерность Упорядоченный ритм вертикальных и горизонтальных членений Строгость и простота, крупный масштаб-ощущение мощности. Античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии. Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами; блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками также классические пальметты и меандры, бусы и ионики. Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы. |
- особенности планировки и |
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. Отделился остающийся в центре вход от размещенной сбоку лестницы. Так поступает Мансар в Мезоне, где в центре жилого этажа вновь располагается большая гостиная для приема гостей. С другой стороны, утверждение принципа сдвоенной планировки — два ряда параллельных комнат — делает возможным существование анфилады с выходом в сад, создание поперечной оси, проходящей через центр здания и размещение лестницы сбоку, в стороне от череды комнат. Именно в боковых зонах, начиная с XVII в., станут во множестве появляться внутренние лестницы, коридоры и комнаты для прислуги,. что свидетельствует о повышенном внимании к комфорту и уюту. Архитекторы уделяют большое
внимание и тому, как соотносится
жилище с окружающей средой. Сначала
они стараются наилучшим Принцип выступа — изогнутого
или многоугольного — будет применяться
неоднократно. Другая тенденция состоит
в том, чтобы наилучшим образом
вписать жилище в окружающую среду
— в частности, в сады и парки.
Систематическое увеличение оконных
проемов и все более частое
размещение жилых комнат на первом
этаже неопровержимо Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия. Роспись была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании. |
Обнаруживается тенденция к слиянию основной плоскости стены с вышележащей падугой, с тем чтобы стена незаметно переходила в плафон. В интерьерах никогда не применяются креповки, выступы. В результате эти средства создают ощущение воздушной и изящной, «картонной», почти нематериальной архитектуры. Широко используются зеркала,
применявшиеся еще во второй половине
предыдущего столетия (Зеркальная галерея
Версаля). Зеркала давали возможность
использовать эффект иллюзорного увеличения
маленьких комнат: в них отражалась
противоположная стена и Гамма забеленных, приглушенных, бледных тонов. оттенки жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и другие. Предпочтительным вниманием пользуется белый цвет. |
Регулярность планировки. Регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. В то же время присутствует пышная декоративная отделка. Залы располагаются анфиладами, обильно украшаются скульптурным декором, цветным мрамором, рельефами из позолоченной бронзы, фресками, зеркалами. Отличительные черты этого стиля - пышность и роскошь. В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины. |
|
Лоренцо Бернини (1598-1680, Франческо Борромини (1599— Граф Бартоломе́о Франче́ско Ра Ян Кристоф Глаубиц (1700–1767) |
ПьераАлексис Дельмер (1675—1745) Жермен Боффран (1667—1754) Венцелаус Кнобельсдорф (1699-1753) |
Жак-Жермен Суффло( 22 июля 1713, Иренси — 29 августа 1780, Париж) Анж Жак Габриэль ( 23 октября 1698, Париж — 4 января 1782, Париж) |
|
|
||
|
Подчёркнутая театрализацией об |
Скульптура рококо менее значительна и своеобразна |
Толчком к развитию классицистической
скульптуры в середине XVIII века послужили
сочинения Винкельмана и |
- преобладающая роль |
В основном мастера работали в монументальной скульптуре |
Стиль рококо не был стилем больших монументальных сооружений, это был стиль внутренних отделок дворянских аристократических салонов, стиль интерьерный: отсюда кратковременность его существования |
Преобладание монументальной скульптуры |
- основные жанры; |
Драматической,героическая драма и многообразию мира. |
портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. |
Мифологический, библейский. Портрет, в образе античных богов, классицистическим идеалом фигуры. Надгробные памятники. |
-особенности тематики; |
мифологического или аллегорического характера. динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия. |
мир вымысла и интимных переживаний, декоративность |
Идеализации воинской доблести и мудрости. Обращение к героичности. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев. |
-особенности стилистики; |
"остановленное мгновение", Динамизм поз, резкий разворот тел, экспрессивность жестов и лиц, отполированная до блеска поверхность мрамора, а также множественность ракурсов, что позволяет воспринимать скульптуру с разных точек зрения. |
Изысканность, утонченность, в нем нет места героизму и пафосу |
Простота и уравновешенность композиционных решений, ясность поз, движений и жестов, лаконизм деталей, мастерское владение материалом. Верность античному образцу
требовала от скульпторов изображения
моделей нагими, что вступало в
противоречие с принятыми нормами
морали. Чтобы разрешить это |
-крупнейшие мастера. |
Лоренцо Бернини (1598-1680) |
Жан-Батист Лемуан (1702-1778) Жан-Батист Пигаль (1714-1785) Жан-Батист Фальконе (1716-1791) Клод Мишель Клодион (1738-1814) |
Жан-Антуан Гудон (1741-1828) Этьен Морис Фальконе (1716-1791) |
|
|||
- преобладающая роль |
Станковая живопись |
Преобладает станковая живопись |
В основном станковая живопись |
- основные жанры; |
Портрет, исторические сцены |
Мифологические сцены, связанные с темой любви |
Историческая живопись |
- особенности тематики; |
мифологические, библейские, исторические сюжеты |
Пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Эротика. |
Сюжеты античности и мифологии. Значительность темы и возвышенность образов. Воспитывает героев. |
- особенности стилистики; |
Броская цветистость и динамичность; динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Натурализм в изображении людей и событий. |
Камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. |
Центрально-осевое построение композиции и выделение «смыслового узла», уравновешенность композиционных элементов, построение пространства параллельными планами, ясность поз, движений и жестов, художественный идеал – античность и возрождение. Сдержанный колорит. |
-крупнейшие мастера. |
икеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо Питер Пауль Рубенс (1577—1640) Аннибале Карраччи (1560—1609) |
Антуан Ватто (1684-1721) |
Жак-Луи Давид(1748-1825) |
V. Декоративно-прикладное искусство. |
|||
-особенности формы и материалов мебели и предметов интерьера. |
Мебель была настоящим предметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства. Но даже в небольшой комнате можно воссоздать дух этого стиля, ограничившись стилизацией, используя некоторые детали барокко, такие как:
|
С особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; В моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола. Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза». |
Дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.) Мебель эпохи классицизма - добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Она была достаточно изящной, но в ней не было вычурности, свойственной стилю барокко. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Люстры и светильники снабжаютс В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины. |
Выполнила: Васильева Моника
Д-345W