История русской иконописи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:37, реферат

Описание

Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно, ведь она сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Когда мы смотрим на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, то понимаем, как далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот что ассоциируется со словами «храм», «икона». Именно этого ощущения чистоты очень не хватает в повседневной жизни. Что мы знаем про иконы? Зачем они нужны?

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
История русской иконописи………………………................................3
2. Феофан Грек………………………………………………………………….8
3. Творчество Андрея Рублёва. 11
4. Творчество Дионисия. 17
5. Симон Ушаков. 17
Заключение …………………………..............................................................19
Список используемой литературы………………………………………..…21

Работа состоит из  1 файл

моё.docx

— 50.06 Кб (Скачать документ)

   Особенно  отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля, где более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей, среди которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.

   Свой  новый взгляд на задачи иконописи  Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.

   Он  часто пишет изображения Спаса  и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть  округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.

   Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении  интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты.

   Из  дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".13

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Икона – выражение света неба – сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения культуры? Возможно. Нужно  только помнить, что главное «возрождение культуры» происходит в каждом из нас, внутри, а не вне.

   На  протяжении веков иконы были настоящей  помощью для русского народа. В  трудные моменты истории (а они  всегда трудные!) именно иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело – правое, за нами – большая сила.

   Икона в настоящее время в наш  мир несёт свидетельство о  подлинности иного бытия, иных форм жизненных отношений, иное восприятие мира. Она показывает то, к чему призван человек, кем и чем он должен быть, перспективе окружающего мира в иконе противопоставляется перспектива Евангелия, миру во грехе лежащему мир преображённый, к которому и должен стремиться человек, будучи центром мироздания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аксёнов М. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. М.: Авента+, 2004. 688 с.
  2. Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 2001. 386 с.
  3. Рапацкая Л. А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века). М.: Академия, 2008. 384 с.
  4. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.С. 21-249.
  5. http://www.artonline.ru/encyclopedia/648 (ArtOnline - энциклопедия русских художников)
  6. http://www.artsait.ru/art/u/ushakov/main.htm
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Дионисий (Википедия)

Информация о работе История русской иконописи