Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:37, реферат
Представить себе русскую жизнь вне церкви, без иконы просто невозможно, ведь она сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Когда мы смотрим на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, то понимаем, как далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот что ассоциируется со словами «храм», «икона». Именно этого ощущения чистоты очень не хватает в повседневной жизни. Что мы знаем про иконы? Зачем они нужны?
Введение……………………………………………………………………..…3
История русской иконописи………………………................................3
2. Феофан Грек………………………………………………………………….8
3. Творчество Андрея Рублёва. 11
4. Творчество Дионисия. 17
5. Симон Ушаков. 17
Заключение …………………………..............................................................19
Список используемой литературы………………………………………..…21
Особенно
отчетливо эти новшества
Свой новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты.
Из дошедшего до наших дней его наследия наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Среди них - повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской (оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Икона – выражение света неба – сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения культуры? Возможно. Нужно только помнить, что главное «возрождение культуры» происходит в каждом из нас, внутри, а не вне.
На протяжении веков иконы были настоящей помощью для русского народа. В трудные моменты истории (а они всегда трудные!) именно иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело – правое, за нами – большая сила.
Икона
в настоящее время в наш
мир несёт свидетельство о
подлинности иного бытия, иных форм жизненных
отношений, иное восприятие мира. Она показывает
то, к чему призван человек, кем и чем он
должен быть, перспективе окружающего
мира в иконе противопоставляется перспектива
Евангелия, миру во грехе лежащему мир
преображённый, к которому и должен стремиться
человек, будучи центром мироздания.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ