Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:16, реферат
Целью данной работы является изучение и систематизация информации, посвященной Национальному центру искусств имени Жоржа Помпиду и его деятельности. Объектом исследования выступает современное искусство, предметом - Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду как культурный комплекс и шедевр современного искусства.
Введение................................................................................................3
История создания центра искусств
имени Жоржа Помпиду ........................................................................5
«Какой ужас!» .........................................................................................8
Культурный комплекс...........................................................................10
Современное искусство.......................................................................15
Последние новости о Центре Помпиду..............................................17
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы...................................................25
Приложения...........................................................................................26
Оглавление
Введение......................
История создания центра искусств
имени Жоржа Помпиду ..............................
«Какой ужас!» ..............................
Культурный комплекс...........
Современное искусство.....................
Последние новости о Центре Помпиду.......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложения....................
Введение
Жорж
Помпиду, один из французских Президентов,
был большим ценителем
К галереям, музеям, библиотекам и концертным залам долгое время относились как к «храмам муз» и старались для них подобрать здания в классическом стиле. Но в 1970-е годы в Париже был построен новый многофункциональный культурный центр, который как бы демонстративно пренебрегал стереотипами трепетного отношения к искусству. Это был знаменитый Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду (см. приложение №1), который ознаменовал собой новый этап в развитии музейной архитектуры.
Экстравагантная конструкция Бобура (так в обиходе называют этот Центр по имени расположенной рядом с ним старинной улицы и пустыря, на котором возведено здание) напоминает внешне огромную фабрику или нефтеперегонный завод. Сталь, стекло, сложное переплетение красно-синих труб, кабелей, лестничных площадок, прозрачные галереи эскалаторов и переходов, каких-то странных металлических деталей, вынесенных наружу...
О Бобуре уже написаны монографии, книги и несметное число статей, как сочувственных, так и напрочь отвергающих не только архитектуру здания, но и саму идею создания подобного центра. «Суперрынок культуры», «Ангар искусства»... Какими только эпитетами не награждали Бобур. Сейчас страсти несколько поутихли, а Центр Помпиду прочно вошёл в список парижских достопримечательностей.
Целью данной работы является изучение и систематизация информации, посвященной Национальному центру искусств имени Жоржа Помпиду и его деятельности. Объектом исследования выступает современное искусство, предметом - Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду как культурный комплекс и шедевр современного искусства.
В качестве литературных источников были использованы научные труды отечественных авторов по музееведению и искусствознанию.
История создания центра искусств
«Мечты сбываются...» (с)
История
создания этого похожего на разноцветный
стеклянно–металлический
Президент Франции Жорж Помпиду уже в самом начале своего правления решил взять курс на полную модернизацию Франции, и конечно, его политической программе нужен был наглядный символ модернизации.
В своё время президент Франции Жорж Помпиду мечтал: «Как бы я хотел, чтоб в Париже появился культурный центр, который одновременно являлся и выставкой и творческой мастерской, местом, где пластические искусства гармонично соседствовали с музыкой, литературой, киноискусством и аудиовизуальными исследованиями». Тогда находчивый президент объявил конкурс на самый оригинальный архитектурный проект здания Музея современного искусства.
Состоялся этот международный конкурс в 1969 году, где приняли участие около 700 конкурсных проектов, в том числе 30 из СССР. Решением жюри победителем конкурса был назван проект архитектора из Италии Ренцо Пиано и английского дизайнера Ричарда Роджерса. Было начато строительство центра Помпиду (Centre Georges-Pompidou), которое продолжалось пять лет и 31 января 1977 года он был торжественно открыт. Произошло это в полночь.
Когда под бой часов со здания были сдернуты скрывающие его ткани, удивленному взору парижан открылся монстр, у которого все трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения были выведены снаружи.
Жители Парижа были шокированы. Это ультра необычное здание никак не походило на музей, пусть даже и современного искусства. Консервативные парижане не хотели мириться, чтобы «Помпизавр» (один из нелестных эпитетов, которым окрестили Центр) портил архитектурный ансамбль их изысканного города и сначала самые активные горожане даже устраивали пикеты около здания (но об этом подробнее речь пойдет в следующей главе «Какой ужас!»).
Здание комплекса сильно отличается от остальной архитектуры этого квартала в центре Парижа, и напоминает издалека, то ли нефтеперегонный завод, то ли какую-то насосную станцию в строительных лесах.
Дело в том, что по задумке архитекторов, чтобы разгрузить внутренние помещения, все возможные коммуникации были вынесены наружу здания. А именно, трубы синего цвета - это кондиционирование воздуха, желтые – электросистемы, красные – эскалаторы и лифты, зеленые это водопровод, ну а те что потоньше и белого цвета это просто арматурные соединения (см. приложение №2).
Построенное здание состоит из шести застекленных параллелепипедов, причем все ярко выкрашенные арматурные соединения, лифты, эскалаторы и трубопроводы выведены наружу. Такая конструкция здания позволила освободить максимум полезной площади — 40 тысяч м2. Зато замерзают водопроводные трубы часто, а очень сложный и трудоемкий уход за зданием обходится ежегодно в 5 млн. франков. Здание очень больших для центра Парижа размеров имеет в длину 166 м, в ширину 60 м и в высоту 42 м.
Хай-тек во все времена вызывал к себе осторожное отношение. Как известно, парижане изначально восприняли и проект Эйфеля в штыки, Мопассан, к примеру, любил сидеть в ресторанчике в самой башне только потому, что это было единственным местом, откуда не было видно металлического «монстра». А между тем башня, представляющая собой металлический каркас, выполнена целиком в эстетике Хай-тек.
В Париже есть несколько сооружений в таком же стиле, один из них - центр Жоржа Помпиду. Сейчас это здание — один из шедевров мировых высокотехнологичных построек. Новаторский подход в проектировании заключался в нескольких отличительных моментах, ставшими позже стандартными признаками стиля Хай-тек.
Во-первых, здание практически полностью имеет фасад из стекла и стали. Во-вторых, все инженерные коммуникации здания, которые раньше прятались внутрь стен, были вынесены наружу здания и являются частью его архитектурного облика, предметом искусства. В довершение они были покрашены в разные цвета. Именно эта акцентированная техно форма и послужила названию стиля как "high technology" - высокие технологии, сокращенно Hi-tech ( Хай-тек).
Центр им. Помпиду c его стеклянным фасадом и раскрашенными яркими красками наклонными трубами является местом проведения многочисленных современных художественных выставок. С крыши Центра открывается великолепный вид на город.
Одна из особенностей Центра Помпиду состоит в том, что он призван, скорее, производить культуру, чем просто демонстрировать ее. У здания музея отсутствует монументальный вход, что было немыслимо в то время. Зато напротив расположена огромная пешеходная площадь, пропитанная классическим парижским духом – здесь туристов развлекают мимы, жонглеры, музыканты, клоуны.
В этом
то и заключается замысел
«Какой ужас!»
Говорят, что когда Помпиду увидел этот проект, он воскликнул: «Какой ужас!», но это, скорее, городская легенда, чем документальный факт. И возникновение такой легенды легко объяснимо – многие парижане долго не могли смириться с постройкой этого здания. Когда в 1977 году Центр был открыт, его признали самым авангардистским сооружением на земле. Конечно, сейчас можно найти здания и более замысловатые, но в те времена он вызывал если не шок, то легкую оторопь точно.
В этом здании все коммуникации вынесены наружу – оно оплетено сотнями разноцветных труб и трубочек. Их цвета – не игра художественной фантазии, а техническая необходимость. Чтобы заменить ту или иную трубу – не нужно ломать стены. Но в суровые зимы водопровод, бывает, и замерзает, как уже упоминалось ранее.
Помещения, из-за отсутствия всех подсобных и служебных отсеков стали больше по площади и эстеты жаловались, что они похожи на ангары или цеха. Впрочем, все здание частенько обзывали нефтеперерабатывающим заводом. Но именно это сравнение как нельзя более удачно отражает главную функцию центра – создавать настоящее искусство и делать его массовым, нести к людям, делать доступным широким слоям населения.
Это странное, на первый взгляд, здание вызывало дебаты и горячие споры с момента его создания в 1977 году. Многие утверждали, что здание не вписывается в окружение, называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства.
Центр Помпиду в настоящее время собирает больше посетителей, чем любая другая достопримечательность столицы. Экстравагантный, даже можно сказать «кричащий» фасад вполне соответствует тем картинам, которые представлены в музее (кубисты, авангардисты и т.п.). Выставочные залы, библиотека и потрясающие музейные коллекции (включая Музей Современного искусства - Musee d'Art Moderne) привлекают множество любителей живописи.
Но нашлись у здания и защитники, считающие его архитектурное решение остроумной и смелой идеей, которая к тому же расширяет оформительские возможности современного зодчества. Как греческий храм горделиво выставлял напоказ колонны, подпиравшие его крышу, точно так же и Центр Помпиду не стесняется показать металлический «костяк», на котором держится весь его корпус, и не скрывает необходимые элементы своего технического оснащения. Стиль «хай тек» предполагает, что по мере развития технологии грани между архитектурой и техникой будут стираться всё больше и больше.
Несмотря
на первую отрицательную реакцию, за
несколько десятилетий
Культурный комплекс
Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду - это поистине многофункциональный культурный комплекс, в который входят главный парижский музей современного искусства, богатейшая библиотека, выставочные и концертные залы, институт исследования и координации акустики и музыки с ультрасовременными лабораториями и, наконец, обширная площадь перед главным входом, служащая ареной для выступлений бродячих артистов, музыкантов, циркачей. Об этом стоит рассказать подробнее.
В Центре Помпиду, как уже говорилось ранее, находится главный парижский музей современного искусства, в нём регулярно устраиваются выставки. Музей содержит около 59 000 предметов современного искусства.
Богатая коллекция современного искусства от 1905 года до наших дней: живопись, скульптура, архиектура, дизайн, фотография. Работы великих мастеров ХХ века (Матисс, Пикассо, Брак, Дюшан, Леже, Миро, Джакометти и др.), в том числе произведения русских художников (Кандинский, Шагал, Сутин, Гончарова, Ларионов, Цадкин, Архипенко, Соня Делоне и др.).
Экспонаты,
выставленные в залах этого музея,
характеризуют состояние
Экспозиции в основном состоят из картин художников, представляющих именно данные течения. Ранний Матисс (1869-1954), здесь представлен картиной «Роскошь, покой и сладострастие» (1907) (см. приложение №3); Альбер Марке (1875-1947), пейзажист; Дюфи (1877-1953) – сочетание цвета с кружевным, «проволочным», нарядным рисунком, сохраняющим нередко характер наброска, эссе; Дерен (1880-1954), Вламинк (1876-1958) – пейзажисты; Боннар (1867-1947) – группировка «Наби», пейзажист – «В лодке», Утрилло (1883-1955) – пейзажист, Брак (1882-1963) – кубист, «Девушка с гитарой» (1913) (см. приложение №4), Пикассо (1881-1973) – «Авиньонские девицы» (1907) (приложение №5), Делонэ (1885-1941) – «Город Париж» (1911) (см. приложение №6), серия «Окна»; Шагал и другие художники.
Международное назначение Центра подтверждается серией выставок, организованных за 10 лет его существования, посвященных не только отдельным мастерам искусства или художественным эпохам, но и искусству отдельных стран, как например: Париж-Берлин 1900-1933, Париж-Москва, Вена, 1880-1938: рождение века и многие другие. Такие выставки обычно привлекают многочисленную публику.
Информация о работе История создания центра искусств имени Жоржа Помпиду