Эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание

Главной задачей эпохи гуманисты считали создание «нового человека», чем они активно занимались. Учение гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса. Это отразилось в изменении нравов и быта. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Изучались античные тексты и использовались языческие прототипы для воплощения христианских образов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Содержание

Введение…………………………………………………………..………….…..3

1.Гуманизм – общая ценность эпохи Возрождения……............……..….……4

2.Быт

2.1.Среда обитания горожанина……….….…………………………..……...5

2.2.Дом……………..……………………………………...…………..…...…..6

2.3.Меблировка дома………………….……………………………..…......…9

2.4.Стол……………………...…………………………….…...…….….……10

2.5.Правила застолья…………………………………..……..………...….…11

2.6.Одежда и мода…………………..………………………….………….…12

2.7.Украшения……………………………………………….…………….…14

Заключение……………………………………………………….………….….16

Используемая литература………………………………………………...……17

Работа состоит из  1 файл

ДПИ.docx

— 40.44 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАУ  ВПО «Российский государственный  профессионально-педагогический университет» 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  дисциплине: «История декоративно-прикладного  искусства»

     по  теме: «Эпоха Возрождения». 
 
 

     Выполнила:

     Студентка гр. ЗИД-512

     Захарченко  М. А. 

     Проверил: 
 
 

     Екатеринбург 2011

     Содержание

Введение…………………………………………………………..………….…..3

1.Гуманизм –  общая ценность эпохи Возрождения……............……..….……4

2.Быт

    2.1.Среда  обитания горожанина……….….…………………………..……...5

    2.2.Дом……………..……………………………………...…………..…...…..6

    2.3.Меблировка  дома………………….……………………………..…......…9

    2.4.Стол……………………...…………………………….…...…….….……10

    2.5.Правила  застолья…………………………………..……..………...….…11

    2.6.Одежда  и мода…………………..………………………….………….…12

    2.7.Украшения……………………………………………….…………….…14

Заключение……………………………………………………….………….….16

Используемая  литература………………………………………………...……17

 

      Введение

     Сами  деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Главной задачей эпохи гуманисты считали создание «нового человека», чем они активно занимались. Учение гуманистов, безусловно, повлияло на сознание человека эпохи Ренессанса. Это отразилось в изменении нравов и быта. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Изучались античные тексты и использовались языческие прототипы для воплощения христианских образов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

 

      1.Гуманизм – общая  ценность эпохи  Возрождения

     С эпохой Возрождения приходит новое  видение человека, выдвигается предположение, что одна из причин трансформации  средневековых представлений о  человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые  формы поведения, иные способы мышления.

     В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается  общая духовная атмосфера, в которой  высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

     Формируется новый общественный слой – гуманисты, - где отсутствовал сословный признак, где ценились прежде всего, индивидуальные способности. Представители новой светской интеллигенции – гуманисты - защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают ценность человека независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским званиям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам.

     В эпоху гуманизма возвращаются к  жизни греческие и восточные  учения, обращаются к магии и теургии, распространившимся в некоторых  письменных источниках, которые приписывали античным богам и пророкам. Вновь начинают завоевывать позиции эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.

     Для философов гуманизма человек  стал неким сплетением телесного  и божественного начал. Качества Бога теперь принадлежали простому смертному. Человек стал венцом природы, все  внимание уделялось ему. Прекрасное тело в духе греческих идеалов в сочетании с божественной душой — вот цель, которую стремились достичь гуманисты. Своими действиями они пытались внедрить идеал человека.

     Гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, “проясняя” ситуацию, ибо человек XV века заблудился в  самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

     Каждый деятель гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

           2.Быт

     2.1.Среда  обитания горожанина.

     В эпоху Возрождения активно велось жилищное строительство – и  в  первую очередь, в городе и его  округе. Спрос на жилье превышал предложение. Поэтому городские власти поощряли строительство.

     Оживление строительства объяснялось не только потребностями в жилье, но и тем, что старые дома не удовлетворяли вкусам и запросам эпохи. Именитые горожане воздвигали новые великолепные дворцы, ради которых сносились целые кварталы, иногда под снос попадали не только ветхие дома.

     Городская застройка в Европе носила хаотический  характер. Из-за этого в городе были узкие улочки, часто заканчивающиеся тупиками, дома соприкасались друг с другом крышами. Однако при сносе старых кварталов городским властям предоставлялась возможность вносить элемент регулярности в планировку города. Тогда расширялись и выпрямлялись улицы, появлялись новые площади.

     В городском строительстве эстетические представления переплетались с  практическими соображениями. Наиболее грязные рынки и, как сейчас сказали  мы, «экологически вредные производства»  переносились на окраину города.

     Города  повсеместно в Европе оставались грязными. Мощеные улицы попадались редко. Водопроводами могли похвастаться жители лишь немногих городов. Фонтаны не только услаждали взор, но и являлись источником питьевой воды. Воду набирали также в реках, колодцах, цистернах, в которых часто обнаруживали дохлых кошек, собак, крыс. Канализация отсутствовала. Сточные канавы на улицах издавали зловоние и служили источником заразы. Помои и нечистоты выливались хозяйками прямо на головы зазевавшихся прохожих. Уборка улиц производилась крайне редко — разве что после чумных эпидемий. Освещением в ночную и вечернюю пору служила обычно луна.

     2.2.Дом

     Преобладание  каменного или деревянного строительства  в доиндустриальную эпоху зависело, прежде всего, от природно-географических условий и местных традиций. В районах, где преобладало деревянное строительство, начинают строить дома из кирпича. Это означало прогресс в строительстве. Из кровельных материалов наиболее употребительными были черепица и гонт, хотя дома покрывали и соломой, особенно в деревнях. В городе соломенные крыши свидетельствовали о бедности и представляли большую опасность из-за легкой воспламеняемости. (Рис.30)

     В Средиземноморье преобладали дома с плоскими крышами, к северу от Альп — с островерхими. Дом выходил  на улицу торцом, имевшим более  двух-трех окон. Земля в городской  черте стоила дорого, поэтому дома разрастались вверх (за счет этажей, антресолей, чердаков), вниз (полуподвалы и подвалы), вглубь (задние помещения и пристройки). Комнаты одного этажа могут находиться на разном уровне и соединятся узкими лесенками, коридорчиками. Дом рядового горожанина – ремесленника или купца – помимо жилых помещений включал в себя мастерскую и лавку. Тут же жили ученики и подмастерья. Каморки подмастерьев и слуг находились этажом выше, в мансарде. Чердаки служили складами. Кухни обычно располагались на первом или полуподвальном этаже, во многих семьях они служили и столовой. Нередко дома имели внутренний домик.

     Городские дома богатых граждан отличались просторными и многочисленными  помещениями. Дом делился на парадную, рассчитанную на визиты, открытую для  постороннего взора часть, и более  интимную — для семьи, слуг. Пышный вестибюль соединялся с внутренним двориком, украшенным скульптурой, фронтонами, экзотическими растениями. На втором этаже находились залы для друзей и гостей. Этажом выше — спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом. Уединиться было весьма сложно. В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения: небольшие кабинеты («студиоло»), но в XV веке он ещё не получил широкого распространения. В домах недоставало расчлененности пространство, что отражало не только состояние строительного искусства, но и определенную жизненную концепцию. Семейные праздники приобретали здесь общественную значимость и выходили за пределы дома, семьи. Для торжеств, например, свадеб, предназначались лоджии на первом этаже.

     Деревенские дома были грубее, проще, архаичнее  и консервативнее городских. Обычно состояли из одного жилого помещения, служившего горницей, кухней и спальней. Помещения для скота и хозяйственных  нужд находились под одной крышей с жилым или обособленно от него. Появились дома смешанного типа – виллы.

     Значительно большее внимание начинает уделяться  устройству интерьера. Пол первого этажа покрывают каменными или керамическими плитами. Пол второго или последующих этажей настилали досками. Паркет оставался большой роскошью даже во дворцах. В эпоху Возрождения существовал обычай посыпать пол первого этажа травами. Это находило одобрение у врачей. В дальнейшем на смену растительному покрытию приходят ковры или соломенные циновки.

     Особое  внимание уделялось стенам. Их расписывали, подражая античным образам. Появились  обойные ткани. Они изготовлялись  из бархата, шелка, атласа, камчатой ткани, парчи, тисненой ткани, иногда позолоченной. Из Фландрии стала распространяться  мода на гобелены. Сюжетами для них служили сцены из античной и библейской мифологии, исторические события. Большой популярностью пользовались тканевые шпалеры. Немногие могли себе позволить подобную роскошь.

     Имелись более дешевые обои. Материалом для  них служили грубые рубчатые ткани. В XV веке появились бумажные обои. Спрос на них стал повсеместным.

     Серьезную проблему составляло освещение. Окна по-прежнему были небольшими, потому что была не решена проблема, чем их покрывать. Со временем позаимствовали у церкви одноцветное стекло. Стоили такие окна очень дорого и не решали проблему освещения, хотя в дом пришло больше света и тепла. Источниками искусственного освещения служили факелы, масляные светильники, лучина, восковые — а чаще сальные, сильно коптившие — свечи, огонь камина и очага. Появляются стеклянные абажуры. Такое освещение затрудняло поддержание чистоты, как дома, так одежды и тела.

     Тепло давали кухонный очаг, камин, печи, жаровни. Камины были доступны далеко не всем. В  эпоху Возрождения камины превращались в настоящие произведения искусства, богато украшенные скульптурой, барельефами, фресками. Дымоход у камина был устроен так, что из-за сильной тяги забирал много тепла. Этот недостаток пытались компенсировать использованием жаровни. Нередко обогревалась одна только спальня. Обитатели дома ходили тепло одетыми, даже в меха, часто простужались.

     Водопровод, как и канализация, в домах  отсутствовали. В это время вместо умывания по утрам даже в высших слоях общества было принято обтираться мокрым полотенцем. В домашних условиях мылись в кадках, ушатах, тазах — обычно на кухне, где устраивались парильни. Ванные комнаты появились в XVI веке. Туалет со сливом воды появился в Англии в конце XVI века.

     Несмотря  на имевшиеся усовершенствования, удобства внедрялись в быт весьма медленно. В эпоху Ренессанса более заметными  были успехи в области меблировки жилища.

     2.3.Меблировка  дома

     Консерватизм  был свойственен мебели в домах  скромного достатка. Обстановке уделялось  значительно больше внимания, чем  раньше в домах и скромного  достатка, и в богатых. Выросло  число предметов мебели. Она украшается скульптурой, резьбой, живописью, различной  обивкой. В мебели обнаруживается тяга к античным образам. Изобретение  станка для выработки фанеры способствовало распространению техники фанеровки  и деревянной инкрустации. Помимо деревянной, была популярна инкрустация из серебра  и слоновой кости.

Информация о работе Эпоха Возрождения