Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:18, реферат
В требованиях и принципах эргономики все более учитываются основные производственные вопросы, поскольку развитие техники постепенно ведет к изменению условий труда человека. В скоростных машинах резко увеличивается объем информации за единицу часу на реакцию персонала, который обслуживает эти машины. Соответственно и растет нагрузка на нервную систему человека.
Поэтому создание благоприятной среды для трудовой деятельности человека, всеобщей приспособленности техники к человеку, особенно в опасных зонах, имеет большое значение.
Введение.......................................................................................................2.
1.Понятие эргономики............................................................................3.
2.Основные задачи эргономики…………………………………………….6.
Выводы……………………………………………………………………………9.
Литература......................................................................................................11.
Содержание
Введение......................
Выводы………………………………………………………………
Литература....................
Введение
Научная дисциплина эргономика возникла на стыке технических наук, технологии, физиологии, гигиены, анатомии и др. Эргономика является комплексной наукой и связанна с физико-техническими требованиями к орудиям труда, рабочего места, производственных помещений.
Эргономика – это наука о приспособлении орудий труда и условий труда к человеку. Название “эргономика” было выбрано в связи с тем, что новая область знаний не принадлежала полностью ни к одной из известных наук. Новая научная дисциплина возникла в результате двух одновременно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний. Таким образом, эргономика развивается в тесном контакте с другими науками. Она изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, в которых труд становится высокопродуктивным. Важная часть эргономики – инженерная психология – ставить основным своим заданием согласование (взаимное) возможностей человека и техники в системе “ человек-машина”. По своему содержанию и значениям эргономика составляет естественную основу технической эстетики.
В требованиях и принципах эргономики все более учитываются основные производственные вопросы, поскольку развитие техники постепенно ведет к изменению условий труда человека. В скоростных машинах резко увеличивается объем информации за единицу часу на реакцию персонала, который обслуживает эти машины. Соответственно и растет нагрузка на нервную систему человека.
Поэтому создание благоприятной среды
для трудовой деятельности человека, всеобщей
приспособленности техники к человеку,
особенно в опасных зонах, имеет большое
значение.
1.Понятие эргономики
Официально
термин «эргономика» (греч. Ergon – работа
и nomus – закон) был принят в Англии в 1949
году, когда группа английских ученых
положила начало организации Эргономического
Исследовательского Общества. В
СССР в 20-е годы предполагался термин «эргология»,
но в настоящее время в качестве названия
данной науки используется термин, предложенный
в Англии.
Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем американского инженера Ф. Тейлора и его учеников. В результате их исследований была создана и внедрена в производство концепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней.
Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др., а также разработаны некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные исследования составили следующий важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему приспособлению машины к человеку.
В конце XIX и в начале XX веков в промышленно развитых странах мира (США, Англии, Германии, Японии и др.) организуются специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли свое применение в промышленном производстве – как, например, концепция методов работы инженерного проектирования Ф.Тейлора на заводах Форда при организации конвейерного производства.
Эргономика
– это научная дисциплина, комплексно
изучающая человека (группу людей) в
конкретных условиях его (их) трудовой
деятельности, связанной с использованием
машин или механизмов с целью
повышения эффективности
Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий труда.
Объектом исследования эргономики является система “человек – машина – среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.
Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.
Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.
Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов ее осуществления.
Человеческие
факторы всесторонне
Под
эргономичностью понимают свойство
техники изменять эффективность
трудовой деятельности в СЧМ в
зависимости от степени ее соответствия
физическим, биологическим и психическим
свойствам человека. Эргономичность
формируется на базе таких свойств
техники, как управляемость, обслуживаемость,
освояемость и обитаемость.
Управляемость – свойство техники изменять
эффективность выполнения человеком основной
и вспомогательной работы при обеспечении
необходимых технологических операций
над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.
Освояемость
– характеризует эффективность
приспособления техники к быстрому
и качественному овладению
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
по управляемости:
- среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной единицы технологического процесса;
-
вероятность выполнения
- производительность или норма времени на единицу труда;
по обслуживаемости:
- среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению;
- среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
по освояемости:
- среднее календарное время профессиональной подготовки человека- оператора;
-
уровень квалификации человека, необходимый
для обслуживания техники.
2.Основные
задачи эргономики
Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею.
Одной
из важнейших задач эргономики является
оптимизация условий труда, для
чего изучаются возможности и
особенности различных
С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения.
Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.
Большое
значение имеет создание эргономического
обеспечения научной
Эргономика
должна решать также ряд задач
методологического характера. Это
связано с тем, что она как
наука находится в стадии становления,
активного развертывания
Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу эргономики.
Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:
1)
повышение эффективности
2) охраны здоровья людей;
3)
всестороннего развития
Принятие тезиса о триедином характере
главной цели эргономики позволяет избежать
отрыва эргономических исследований от
конкретных задач развития производства.
Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
1.
Анализ и синтез деятельности
оператора в СЧМ. В процессе
анализа изучается структура
деятельности оператора,
2. Изучается комплекс эргономических
свойств (характеристик) человека – оператора.
Исследуется работа органов чувств человека,
его центральной нервной системы, моторно-двигательного
аппарата и т.д. Причем рассматриваются
только оптимальные значения этих характеристик,
а не экстремальные.
3. Организация рабочего места оператора
с учетом комплекса его эргономических
свойств, определенных ранее. Разрабатываются
требования, предъявляемые к рабочему
месту в целом и к отдельным его элементам,
с целью обеспечения максимальных удобств
и эффективности работы.
4. Профессиональная подготовка
операторов, включающая в себя профотбор,
профобучение, тренировку и формирование
коллективов.
5.Эргономическое проектирование
и оценка СЧМ.