Казахстанская графика периода независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:22, реферат

Описание

Казахстанская графика периода независимости явила ряд имен неординарных художников, заявивших о приверженности новым течениям и способности к нестандартному видению путей культуры на рубеже ХХ-ХХI веков. К сожалению, период осмысления отечественной графикой новейшей истории Казахстана не привлекал внимание исследователей. Между тем актуальность темы обусловлена возможностью обобщения опыта советской школы и выявления тенденций и закономерностей в освоении прежде всего национальной темы.

Работа состоит из  1 файл

Произв.пр..docx

— 55.96 Кб (Скачать документ)

Присущее Ажитаеву обобщение, основанное на изображении единичного, бытового, проявляется и в линогравюре «Колесо судьбы». Метафора колеса структурирована цепью образов. На фоне крупно выписанного колеса от арбы расположились разные предметы – разных времен, но одинаково незаменимые в быту. Соединяя в один ряд предметы быта разных времен, художник осложняет пространственную перспективу временной. Синтез разных времен и эпох в культурном выражении (все предметы материальной культуры несут на себе печать времени и осмыслены как артефакты) приобретает кульминацию. Колесо – это не только круг, завершенность, полнота, но и гармония. Выявив разные пласты времен, художник соединил их в идее превратности судеб, которые символизирует колесо. Эта метафора эволюционирует в символ глубокого значения и выделяет линогравюру Ажитаева в особый ряд в современной казахстанской графике.

Молдир Байгожинова вошла в искусство периода независимости с линогравюрой «Восточная красавица». Название объясняет стилизацию мотивов: весь восточный колорит с его обобщенным каноном красоты не только выражен в образе самой красавицы, но  орнаментально осмыслен в казахских мотивах: кисти, узоры ковра, составляющие композицию, – народные мотивы, вписывающие национальную культуру в пантеон среднеазиатского Востока. Байгожинова зарекомендовала себя не только в области линогравюры, но и офорта и литографии. Выполненная в технике офорта работа «Невеста»  отражает широту поиска художника: само явление невесты, как взрыв, или природа падает ниц перед ее совершенством.  Это не разрушительная, а созидательная красота, поднимающая мир до своего совершенства.

Третью стратегию, отличную от двух упомянутых работ, являет Байгожинова в литографии «Семья». Интересный прием найден художником. Семья в ее классическом треугольнике: глава семьи, супруга, ребенок в национальных одеждах изображены на фоне верблюда, спина которого покрыта ковром. Доминантная роль отца подчеркнута обращенными к нему лицами домочадцев. Плавная линия песков, барханов характеризует не только пейзаж, но и гармонирует с неспешностью людей.

В литографии Азата Бекжанова «Асычки» (2007) воспроизведена сцена в казахской юрте, когда три подростка увлеченно делят асыки. Известная национальная игра определяет и позы мальчиков, и их одежду. Азарт передан художником в поворотах тел, жестах рук, наклоне. Менее четко прорисованы кереге (решетки юрты), ковровый полог юрты. Национальный колорит выражен в одежде мальчиков (халат; рубашка, подвязанная веревочкой), обуви (мягкие кожаные сапоги – ичиги), скуластых лицах, раскосых глазах. Приглушенный свет в юрте, серая штриховка и ясно различимые детали дают понять, что время действия – осень, когда для развлечений больше времени.

Трактовку национальной темы в аспекте народного обряда сватовства передает офорт Берика Беркибаева «Сваты приехали». Юрта с откинутым пологом, несмотря на фоновую роль и укрупненное изображение лиц, принимающих участие в обряде, начинает играть основную семантизирующую роль. Ведь она не только скрывает тех, кто будет решать судьбу такого визита, но и сосредоточивает корпус многих смыслов. Этот целый мир кланово-родовых отношений, которые и определяют как статус тех, кто может претендовать на родство с таким домом, так и право на тот или иной исход. Все основные персонажи изображены в игре солнечного света, символизирующего не только праздничное событие, но и начало светлой поры в жизни девушки.

Графика Кошен Жанат представлена в рассматриваемом альбоме  линогравюрами «Шелковый путь» (2007) и «Бытовой натюрморт» (2008). Историческое переплетение судеб как источник и фактор прогресса – такая идея в работе «Шелковый путь» опоэтизирована игрой лунного света, звездами, вечными, как этот мир под ними.  Выписанное лицо казахского батыра источает вековую грусть и становится одним из ликов истории. «Бытовой натюрморт» Кошен, несмотря на предметную определенность названия, также проникнут поэзией. Сочетание слов: бытовой и натюрморт содержит заявку на синтез высокого и обыденного в жизни, когда повседневное может стать предметом воспевания. Все это передает идею богатства казахского декоративно-прикладного искусства и философию красоты кочевника. Для национальной темы в интерпретации Кошен, таким образом, характерны квинтэссенция основ казахской эстетики красоты, осмысление казахской культуры сквозь призму мировой, через исторические судьбы и связи с другими народами.

Серия линогравюр Нурканата Рыспаева «Байконур» посвящена теме казахстанского космоса и представляет собой портреты Тохтара Аубакирова, Талгата Мусабаева, картину запуска космического корабля на космодроме. Линогравюра «Байконур», изображающая первого казахстанского космонавта – Тохтара Аубакирова, интересна не только достоверностью облика космонавта, с историей полета которого связано и создание герба Республики Казахстан, о чем много писал его создатель Шот-Аман Едресулы Уалихан.

В графике 2008 года свое место заняла линогравюра Эльмиры Турлухановой «Материнство». Простая будничная бытовая сцена – мать с пустым тазиком в руках, развесившая белье; маленькая дочь, стоящая на табурете, протягивающая к ней руки; кукла, валяющаяся у табурета. Тонкий лиризм сюжета – в воссоздании степного пейзажа: колючки, песок, деревья, на которые натянута веревка. Лиризм создают и брошенная кукла, и низкое ограждение, и простая одежда, и вид матери (халат, тапочки на босу ногу, узел волос на затылке). Молчаливый диалог двух героинь – выразительный жест протянутых рук дочери и мягкий взгляд матери – освещает гравюру светом добра. Для выражения темы автор выбрал психологически верный прием – плавность линий, жеста, волн песка, обрамление пейзажа колючками и цветами.

Литография Мукатай Турсынгазы «Перекочевка» (2007) поднимает тему, хорошо освоенную казахстанской графикой рассматриваемого периода. Навьюченные верблюды, молодая красавица на верблюде, наблюдающие за ней мать, отец, ребенок. Лежащие на боку и готовые подняться другие верблюды. Таков незамысловатый сюжет, знакомый кочевнику. Однако будничное явление исполнено высокой поэзии. Психологически выверенная точность жеста, позы, пространственные отношения персонажей – все это создает внутреннюю, невидимую глазу динамику,  проникнуто поэзией прощания с насиженным местом и подготовки к долгой и трудной зиме.

Итак, в графике периода независимости можно выделить следующие направления: разработку национальной темы, этнографическое ее осмысление при передаче быта народа. Четко прослеживаются осмысление национальной темы в приемах фольклорной поэтики и, напротив, гипертрофия этнического компонента в целях обособления современной интерпретации. Самостоятельное направление представляет историческая трактовка национальной темы. При этом характерно, что ключевые концепты – орнамент, мифологические мотивы – становятся символами нации. Особняком выделяется постмодернистская культура (иронический парафраз классики) и линия бытописательства с подробностями сюжета. И в том и другом случае психологизм и лиризм создаются средствами, приближенными к позиции простого человека. Отсюда узнаваемость и психологическая достоверность описываемого. Таким образом, многообразие техник и жанровых интерпретаций обусловлено как индивидуальностями художников, так и определенными закономерностями в развитии  графики.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Работы художников приводятся по изданию: Изобразительное искусство Казахстана. Графика. – Алматы, 2009. – 260 с.

2. Грани реализма. Художественный альбом с репродукциями произведений живописи, графики и скульптуры мастеров изобразительного искусства Казахстана. Автор вступительной статьи Г.К. Шалабаева.  – Алматы, 2004. – 256 с.

3. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). – В пяти томах. Том III. – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979. – 544 с.

4. История Казахской ССР (с древнейших времен до наших дней). – В пяти томах. Том II. – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1979. – 424 с.

 


Информация о работе Казахстанская графика периода независимости