Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 20:31, реферат
Искусство театра теней в Китае считается народным, но происхождением оно, по легенде, обязано императорскому горю. В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора.
За два тысячелетия до появления кинематографа в Китае уже знали театр теней – самое первое представление на экране. Иллюстрируя сюжет, в сопровождении музыки и рассказа замысловатые фигурки двигались на ярко освещенном белом фоне.
Искусство театра теней в Китае считается народным, но происхождением оно, по легенде, обязано императорскому горю. В незапамятные времена, когда у императора Хань Уди умерла жена, он так опечалился, что на время оставил даже управление государством. Тогда-то, подсмотрев, как тенями играют дети на улице, его сановник изобрел театр теней. Самое первое представление изображало жену императора. Увидев как будто ожившую тень любимой жены, император был немного утешен.
Далее театр теней бытовал в народе. Приобретал разные черты и особенности в разных провинциях. Различия эти связаны с техникой изготовления фигурок, набором сюжетов для представлений, музыкальным сопровождением.
Плоские фигурки для театра теней обычно рисовали сначала на бумаге, затем уплотняли кожей. Театр так иногда и называли «Люй Пи-ин» -- «фигурки из ослиной кожи». Эти марионетки, управляемые бамбуковыми, деревянными или металлическими тоненькими палками, были центральной частью представления, и обычно являли собой произведение искусства. Они не были бесцветны, а напротив, раскрашивались так, чтобы цвет каждой детали различался через экран. Цвет это часто играл символическую роль, предупреждая зрителя о характере и амплуа персонажа. Интересно, что белым, бесцветным изображали обычно коварного, опасного человека.
Главным был все же контур, и, чтобы сделать фигурку выразительной, контур делали замысловатым, богатым деталями. Кожаные фигурки китайских старинных представлений сейчас стали экспонатами в некоторых зарубежных музеях. Фигурки могли быть скроены целиком, а могли скрепляться из разных частей, и в таком случае были подвижны. Чаще всего в одной, неподвижной, руке персонаж держит оружие или другие атрибуты, а другая свободна для движений.
Зритель разглядывал в подробностях фигурки, но представление занимало не только зрение, оно сопровождалось игрой небольшого оркестра и рассказом. В оркестр входили струнные традиционные инструменты, а в одном из регионов представление сопровождалось ритмичными ударами палочек из бамбука. Репертуар же историй для теневых представлений был очень широким: это традиционные сюжеты вроде «Возвращения царя обезьян», притчи, рассказы о путешествиях и красочные сказки.
Для исполнения спектакля труппа должна была включать не меньше пяти человек. Это были кукловоды и музыканты, причем последние играли на нескольких инструментах и тоже могли управлять фигуркой.
В Китае театр теней был популярен уже во 2 тысячелетии до нашей эры, постепенно он распространился по всему Востоку, был особенно любим в Турции. Европа же узнала это древнее восточное искусство только 1767 году, когда миссионер Жюль Алод рассказал о нем французам. Европейское искусство тех лет живо оценило символические возможности театра теней. Что, как не иллюзия, игра теней весь этот мир, как будто говорил китайский театр европейцу. Фигурки стали изготавливать просто черными, делая акцент на их аллегорический смысл. Увлекался театром теней Гете. Он устроил представление такого театра на своем дне рождения в 1774 году. С 1776 ода театр теней развлекал высокую публику в французском Версале.
Сейчас, когда очень мало осталось площадных представлений, театр теней становится камерным искусством. В Китае проводятся смотры и конкурсы театров по всей стране, есть труппы, говорящие на темы современности языком традиционного театра. Однако время от времени слышны разговоры о том, что древнейшему искусству грозит исчезновение, что театр теней нуждается в развитии и поддержке.