Композиционное построение танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа.Объект исследования – композиционное построение танца.Цель работы – всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 529.67 Кб (Скачать документ)

         С началом новой музыкальной  фразы начинается и новая танцевальная  фраза. Если имеется повтор  музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать  это и отразить либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка.

         Музыкальная форма, композиторский  замысел произведения должен  найти адекватное выражение в  композиции танца, следовательно,  и в его рисунке.

         Темп музыкального произведения, динамика должна получить соответствующее  выражение в рисунке танца.  Темп определяет не только скорость движения, не только быстроту перемещения исполнителей по сценической площадке, но и определяет характер произведения. Таким образом, динамика, темп является и средствами выразительности танца.

         Характер и темперамент, присущие танцам определенного народа, также находят отражение в рисунке танца. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.

         Каждый народ под влиянием  условий жизни, труда, географического  положения выработал в течение  веков свой типичный рисунок  танца, свою танцевальную лексику.  В них наиболее полно раскрывается  характер этого народа, его быт,  его обычаи и нравы.

         Работая над постановкой народного  танца, балетмейстер должен досконально  изучать фольклорный материал  данной области – разновидности  хороводов, характер и манеру  движений, специфические, характерные  для этой области темы хороводных  песен. Кроме того, следует, конечно,  учитывать еще взаимосвязь и следовательно, взаимовлияние культур различных народов.

Распределение танца по сценической  площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую  ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя  на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

         Рисунок танца может строиться  балетмейстером в нескольких  планах. Нужно, чтобы хореограф  умел переносить внимание зрителя  на тот план или на тех  действующих лиц, которые в  данный момент является главными.

         Нужно уметь управлять вниманием  зрителей и для этого так  распределять рисунок танца по  сценической площадке, чтобы второстепенное  не отвлекало, а помогало выделить  главное.

          Следовательно, рисунок танца  зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характер).

         Произведение должно быть построено  по законам драматургии, что  отражается и в рисунке танца.  При постановке танца балетмейстер  обязан учитывать логику развития  рисунка танца, стремиться к  разнообразию рисунков, использовать  принцип контраста в построении  рисунка, выделять основной, первый  план рисунка танца, равномерно  размещать рисунок по сценической  площадке.

         Диагональ используется в танцах  очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, - воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т. п. все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца.

        Круговые танцы – движение танцующих по кругу – берет свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнце. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа и другие строятся на рисунке круга. И профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет, никогда без него не обходится: почти все вариации и коды включают в свою композицию круг.

        Каждый последующий рисунок должен логически вытекать из предыдущего, быть им подготовленным.

        Приведу  несколько примеров расшифровки  рисунков в танцах:

  • Звездочки - свастики, солярные символы. Они закручивались как по, так и против часовой стрелки, образуя Солнце Нави и Солнце Прави.
  • Круг - движение Солнца. Аналогично может быть как по, так и против часовой стрелки, открывая врата Прави и Нави, соединяя их с Явью - миром срединным, миром человеческим.
  • Круг в круге - единение всех трех миров.
  • Полукруг – Небо.
  • Колонна (шествие) - движение в прошлое и в будущее, назад и вперед, безвременье.
  • Клин - подземный мир.
  • Восьмерка - бесконечность, объединение 2 кругов.
  • Ромб – Земля.

 

1.5. Мимика.

 

        Одухотворенным и живым предстает перед нами артист с подвижными и выразительным лицом, на котором отражается все движения души и тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроений.

       Мимика – особый дар. Нет актерского мастерства, если отсутствует мимика.

        Действительно,  как можно, вырабатывая силу  ног, гибкость и эластичность  корпуса, пластику рук, оставлять  без внимания лицо будущего  артиста. Можно и нужно развивать  мимику путем специально выработанной  системы упражнений.

       Мимика  наряду с другими компонентами  входит в текст, в композицию, созданную балетмейстером.

         Из всего выше сказанного можно сделать такой вывод, что вся практическая работа должна быть подчинена задаче развития навыков по сочинению хореографического произведения, где основным выразительным средством является рисунок танца, раскрывающий образ и характер музыкального произведения.

         Балетмейстер может считать свое  произведение успешно решенным  в том случае, если слышимый, рожденный  музыкой образ будет совпадать  с видимым хореографическим образом.            Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка и таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом.

         Работа над хореографическим  сочинением, балетмейстер имеет  в своем распоряжении невероятное  множество сочетаний движений, разнообразие  приемов. Пользуясь материалом  народного, классического, историко-бытового, современного, бального танцев, он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера.

         Для балетмейстера основной задачей  является идейно-эстетическое воспитание  масс средствами хореографического  искусства, показ средствами танца  характера человека, впечатляющей  красоты его деяний, воплощение  тех мыслей и чувств.

         Балетмейстер, создатель новых хореографических  произведений, помимо профессиональных  знаний и навыков в области  хореографической композиции и  исполнительства должен обладать  способностями и знаниями автора-драматурга  и режиссера-постановщика.

         Способность мыслить хореографическими  образами отличает  балетмейстера  от драматурга и от режиссера. Однако, как и они, балетмейстер должен быть мыслителем, психологом и педагогом: создавая драматургию танца, воплощая ее средствами хореографической композиции в пластические образы, он работает с артистами как режиссер.

 

2. Примеры композиционного  построения танцев.

2.1. Украинский  танец.

          Среди богатейшей истории народного  творчества одной из самых  ярких страниц является народное  творчество Украины. Не только  в нашей стране, но и далеко  за ее пределами оно снискало  себе заслуженную славу. Столь  щедро одаренный народ украинский  создал многожанровое искусство.  И среди всех искусств танец  занимает особое место.

         Украинский народный танец, также  как и другие виды народного  творчества, развивался на протяжении  всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием  и своеобразными выразительными  средствами. В нем нашли свое  отображение радость творческого  труда, героизм борьбы и величие  побед, задорная веселость, мягкий  юмор и другие черты, присущие  украинскому национальному характеру.

         Танец Украины – то задумчиво  лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Искусство Украины, как и всякое искусство, отражало в себе всю историю и жизнь украинского народа, его в прошлом нелегкую жизнь. До воссоединения Украины с Россией украинский народ подвергался поработительным набегам, грабившим его материальные и духовные богатства. Упорная, продолжительная из века в век борьба с крымскими татарами, польской шляхтой, австро–венгерскими панами, наложила оттенок на все народное творчество, в особенности на песенное и эпическое.

         Украинский народ, в силу постоянных  бед, обрушившихся на него со  всех сторон, по своему складу  характера скорее драматичен, нежели  весел. Особенно это заметно  по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой  женской доле. В силу необходимости  постоянно отражать набеги иноземцев,  мужское население Украины, образовав  Запорожье и другие казачества, почти все время проводило  в походах.

        На  плечи женщин ложился нелегкий  труд и одиночество. Но с  казачеством связана тема борьбы  и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, которые  порождались самой борьбой украинского  народа за свою независимость.  Тут же имеет место и общепризнанный  искрометный украинский юмор, с  которым казаки, а с ними и  весь народ Украины, относятся  ко всем свои невзгодам, высмеивая  своих врагов.

         Сегодня народное искусство Украины  по своим отличительным чертам  и этнографическим особенностям  делится на 5 этнографических зон.

         Центральная Украина. В нее  входят Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкасская, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей. Этот район характеризует то, что обычно принято считать общеукраинским. Здесь сложился общенациональный украинский язык, путем слияния киевского и полтавского наречий. Танцем культура этого района очень богата. Здесь бытуют гопак, и казачки, веснянки, хороводы и прочие танцы, но разговор о них пойдет ниже, при детальном рассмотрении каждого из этих танцев. Нужно отметить, что на создание украинской культуры танцевальной, как и культуры вообще, огромное влияние имели культуры соседних народов: России, Белоруссии, Польши, Венгрии, Крымского ханства и др..

          Полесье. Тут особенно сказывается  географическое положение этой  зоны и ее климатические условия  и соседство с другими народами. Золотистая местность и по  сей день нетронутые леса. Особый  род занятий породили в этом  краю и своеобразную манеру  исполнения танцев. Шаги танцев  более мелкие, с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения  танцев степной Украины. Наиболее  распространенными в этих краях  являются такие танцы как “Крутняк”. Само название этого танца говорит за себя – это значит крутиться, вертеться. Рисунок этого танца больше построен по кругу. Но только большой круг встречается редко, чаще всего он дробится на мелкие кружки и кружочки, быстро, на мелких, дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки, Также распространен здесь и “полесский гопак”, который является разновидностью общественного гопака. В Полесье входят: Волынская. Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго – восток Львовской и некоторые части других областей. Из географического положения видно, что на творчество Полесья большое влияние имеют Польша и Белоруссия.

          Подолье. Район Украины, примыкающий  к Карпатам и выходящий к  границе с Венгрией, Румынией, Чехией. Она включает в себя Хмельницкую,  Тернопольскую, юго – запад Иваново – Франковской областей. В этих местах издавна развивались овцеводство, скотоводство, имеющие решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. В танцах преобладают трудовые и игровые темы. Повсеместно бытуют в этой местности такие танцы как “Роман”, “Никола”, “Марина” и пр., которые чаще всего строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены тут обрядовые пляски и хороводы, но о них ниже.

         Карпаты. Наиболее в этнографическом  плане большая зона. Карпаты населяет  множество больших и малых  народов. Культура здесь очень  богата и своеобразна, подчас  даже контрастна одна другой. Тут как нигде сказывается  близость и влияние соседей.  Каждый район и область очень  своеобразны и неповторимы. Гуцулы, буковинцы, бойки, станиславцы, верховинцы и множество других народностей, населяющих Карпаты, - все имеют свою песню, танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды и обычаи. Изучение этой богатой культуры составляет отдельную тему.

         Крым с прилегающими к нему  крайне южными областями Украины.  Сюда входят: Одесская, Симферопольская,  юг Запорожской и Днепропетровской  областей, Николаевская область.  Тут чувствуется влияние татарской  культуры, тат как эта территория  была территорией Крымского ханства.  Из танцев, относящихся к украинским, здесь наиболее распространен херсонский гопак. Это танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Творчество чумаков, их песни и танцы имели огромное значение для развития украинских тенденций в Крыму.

Информация о работе Композиционное построение танца