Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:36, лекция
Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Курс «Основы композиции» познакомит с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой.
Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Курс «Основы композиции» познакомит с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой.
Любое произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.
Художественный образ — это выражение личностного видения предмета, явления, окружающего мира, неразрывное единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, части и целого.
Художественный образ может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существую и художественные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени и среды их создания.
Существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведения. Это форма, цвет, текстура. Грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности.
ФОРМА
Простейшие виды форм пятна:
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях — тяжелая форма, которой чуждо движение, полет. В Египте квадрат служил иероглифом «поле»
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз — сверх неустойчива. В этой форме явно чувствуется борьба противоположностей, что необходимо для создания конкретных образов. Треугольник является символом мысли.
Круг. В этой форме более чем в какой либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с кругом и его производными. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В Древнем Китае планировка храма строилась на основе круга, а дворец земного императора на основе квадратных форм.
Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм — вот ее диапазон.
Линия. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. В линии всегда заложено больше движения, чем в пятне. Движение может быть стремительным или медленным, хаотичным или целенаправленным, формирующим различные образы. Разные по характеру линии обогащают восприятие образа, усложняют, но могут довести и до абсурда.
Точка. Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости относится и точка. Активность восприятия ее зависит от расположения, ее «одиночества» или сочетания с другими точками и элементами.
Законы композиции работают на подсознательном уровне. Если рассматривать композицию и ее законы в положительном аспекте, задачей композиции будет создание пространства, которое будет восприниматься как комфортное. Ограниченная плоскость и пятна — это элементы, составляющие композицию. Они обладают качествами не только формы, но и тона и размера.
Первое условие комфортности — неравное количество белого и черного в композиции. Это необходимо для того, чтобы ясно читались фон и объект. Подсознательно в качестве фона воспринимается то, что занимает большую площадь. Равное количество черного и белого вызывает дискомфортные колебания из-за невозможности предпочтения.
Второе условие комфортности — присутствие в композиции пятен трех размеров делает пространство более комфортным. Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или фрагментарная. Если отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная, монотонная. Фрагментарность и монотонность — две крайности, которые нужно избегать.
Третье условие комфортности — композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относитель единого узла,называемого композиционным центром. Композиционный центр — это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа.
Способы выделения композиционного центра:
Пятна, выделяющие часть фона связаны по периметру в силу инерции восприятия. При рассматривании пятен взгляд переходит от одного к другому по наиболее короткому пути, стараясь скорее миновать белые пятна пространства. На этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания изображения. Чередование пятен и промежутков создает ритм, подобно тому, как в музыке ритм создается чередованием ударов, пауз различной длительности.
Четвертое условие комфортности — пятна и промежутки между ними должны быть разной величины, иначе ритм становится монотонным. Способ сочетания составляющих движение элементов называется пластикой. Движение, ритм, пластика — средства организации композиции. (задание: используя движение привести внимание к определенному месту в композиции. При этом ритм и пластика зададут конкретное настроение)
Пятое условие комфортности — сбалансированность выхода пятен в края композиции. Если все пятна находятся на расстоянии от краев, а одно расположено вплотную к правому краю, создается ощущение, что лист обрезан справа и является частью чего- то большего. То же произойдет если одно пятно находится вплотную у левому краб. Это создает дискомфорт. Если пятна граничат с левым и правым краем, то композиция воспринимается как нечто цельное или центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края должны компенсироваться. Выходы пятен в края по вертикали а компенсации не нуждаются. Вертикальная композиция устойчива. Геометрическим центром листа является не точка, а вертикальная линия. Композицию в горизонтальном формате собрать сложнее, так как она имеет тенденцию «разламываться»