Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:12, лекция
1. Понятия «культура» и «цивилизация»
2. Просвещение о культуре как о «среднем состоянии» между варварством и цивилизацией.
3. Критика культуры Ж.Ж.Руссо
4. Идея замкнутых культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.
5. Теория замкнутых локальных культур О.Шпенглер.
6. Цивилизация и культура в философии истории А.Тойнби.
7. Н.Бердяев о культуре.
План лекции
1. Понятия «культура» и «цивилизация»
2. Просвещение о культуре как о «среднем состоянии» между варварством и цивилизацией.
3. Критика культуры Ж.Ж.Руссо
4. Идея замкнутых
культурно-исторических типов
5. Теория замкнутых локальных культур О.Шпенглер.
6. Цивилизация
и культура в философии
7. Н.Бердяев о культуре.
К числу важнейших проблем социальной философии относится вопрос о сущности и взаимоотношениях таких феноменов, как культура и цивилизация. В науке существуют два пути в его решении: отождествление этих понятий и их разделение. История взаимоотношений этих понятий в философско-культурологической мысли довольно драматична. Имея античное происхождение, слово “цивилизация” получила широкое употребление только в эпоху Просвещения. Путевку в жизнь этому термину дал Пьер Гольбах. В то время данное понятие ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах Разума. Впоследствии термин “цивилизация” обретает полисемантичность (многозначность). В трудах Вольтера цивилизация отождествляется с цивилизованным поведением, т.е. хорошими манерами и навыками самоконтроля. XIX век расширил значение этого слова, которое стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Эта мысль отразилась в названии книги Льюиса Моргана “Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации”. В это же время сформировался взгляд, согласно которому понятие “цивилизация” соотносилось только с европейской культурой, что послужило развитию идеи европоцентризма в науке, философии, политике и экономике. Следовательно, все остальные культурные регионы считались нецивилизованными, или, в лучшем случае, малоцивилизованными.
Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий “культура” и “цивилизация”, сформировалась в трудах Ж.-Ж. Руссо, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также в работах американских ученых Ф. Нортропа, А. Кребера и П.А. Сорокина, исходящих из представления о цивилизации как особом этапе развития культуры или культурно-исторического типа, имеющем определенные признаки: культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом; освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство; определенное место в системе других цивилизаций.
В своем
знаменитом рассуждении “
Идеи Н.Я.
Данилевского не были услышаны
в свое время, и лишь в
начале ХХ века немецкий
Теория цивилизации
А. Тойнби продолжает линию
Н.Я. Данилевского и О. Шпенгле
В современной
культурологической мысли
Культура Цивилизация
Возникает и существует до зарождения цивилизации Возникает на определенном этапе развития культуры
Является категорией
универсальной и
Содержит в себе уникальное начало Основана на тиражировании
Символ – Шедевр Символ - Кич
Не применимо понятие “прогресс” Базируется на понятии “прогресс”
Соотносится со сферой духовного Соотносится со сферой материального
В своем
сочинении “Смысл истории” Н.А.
Выводы
Цивилизация понимается как этап развития культуры путем антагонизмов: общество развивается за счет природы, экономика – за счет духовности, наука – за счет морали и т.д.
Сотношение
культуры и цивилизации
• Цивилизация – растрата ресурсов культуры (Н.Я.Данилевский)
• Цивилизация – старость культуры (О. Шпенглер)
• Культурологический плюрализм (А.Тойнби).
Методические рекомендации к лекции
Обратите
внимание на то, что определение
цивилизации как синонима
При сопоставлении культуры и цивилизации важно уяснить, что сущность всякой культуры - религия, следовательно, сущность всякой цивилизации - иррелигиозность.
Обратите
внимание на аксиологические
аспекты соотношения культуры
и цивилизации. Подумайте, в
чем состоит высокое
Литература
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. – С. 521.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 33-509.
4. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.
5. Сорокин П.
Человек, цивилизация,
6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.
7. Тойнби А. Дж. Цивилизации перед судом истории. – М., 1996.
8. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 485-487.
9. Шаповалов
В.Ф. Основы философии. От
10. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
11. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.
12. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Какой философ рассматривает историю развития человечества в виде цепочки: дикость – варварство-цивилизация?
2. Перечислите
пять законов развития
3. Какой философ впервые удивительным образом противопоставил культуру и цивилизацию?
4. По какому
критерию Тойнби
Репродуктивно-практический уровень:
1.В чем заключается
смысл противопоставления
2.Назовите и разьясните противоречия культуры.
3.Поясните смысл слов Н.Бердяева: «культура по глубочайшей своей сущности и по религиозному своему смыслу есть великая неудача».
4.Поясните смысл
слов О.Шпенглера: «
Творческий уровень:
1.Выявите все возможные аспекты соотношения культуры и цивилизации и представьте их в таблице. Подумайте, что ожидает человеческую цивилизацию в будущем? Философия16.10.2011 Артем 7169
Похожие материалы
Философия как наука и самосознание культуры
Патристика – единство ветхозаветной мудрости и греческой философии
Толкование отношений Бог – человек – мир в суфизме
Проблема соотношения веры и разума в схоластике
Развивающаяся автономность человека и идеалы Реформации. Эпоха Возрождения
Законы и категории диалектики как сущностные принципы
Идеальное как форма социокультурного бытия
Динамика и тенденции развития научной рациональности