Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:07, реферат
С религиоведческой точки зрения, можно выделить несколько основных характеристик ислама. Ислам - религия мировая. По численности, вторая после христианства (около 1.5 млрд.). Ислам, подобно иудаизму и христианству, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммед).
Введение
Исламская философия
Исламская философия нашего времени
Доктрина как мусульманское учение
Развитие исламской философии
Значение Корана в арабо-мусульманской культуре
Глобализация в арабском мире
Глобализация в арабском языке
Подходы к глобализации в арабо-мусульманском мире
Арабский вариант глобализации
Процесс исламского возрождения
Ислам как объединяющий фактор стран арабо-мусульманского мира
Организация исламской конференции
Список используемой литературы
Подходы
к глобализации в арабо-мусульманском
мире
Отношение к глобализации в арабо-мусульманском мире, прежде всего, строится на желании сохранить собственную культуру. Поэтому глобализация на современном этапе обычно воспринимается, как попытка «захвата культуры», навязывания западных ценностей, «вестернизации» или «американизации». Эти представления о глобализации роднит и то, что глобализация видится как процесс, движение в определенном направлении. Несмотря на некоторые общие черты восприятия глобализации, в арабо-мусульманском мире существуют различные точки зрения на данный процесс. Можно выделить четыре основных подхода к глобализации в арабо-мусульманском мире:
Арабский
вариант глобализации
Хотя помимо этого существует и Арабский вариант глобализации. Главный редактор сборника «Мы и глобализация: кто на кого влияет?» Зийад Бен Абдулла ад-Дарис полагает, что арабам необходимо перестать бояться глобализации, а подойти к ней подготовленными, разработав собственные проекты, способные оказать влияние на данный процесс.
Арабо-мусульманский мир когда-то успешно возглавлял глобализационные изменения. Это время прошло, теперь глобализация ассоциируется с американизацией и вестернизацией. Однако не стоит слепо прислушиваться к призывам тех, кто предлагает обязательно «сесть на поезд глобализации». Прежде, чем решиться на данный поступок нужно продумать ответы на множество вопросов, например: «хватит ли мест новым пассажирам в этом поезде, и поедет ли он в том направлении, в котором они захотят?». По мнению З. ад-Дариса необходимо глубокое изучение проблемы глобализации, чтобы впоследствии арабо-мусульманский мир сам смог диктовать условия происходящих в мире изменений. Сможет ли арабо-мусульманский мир реально диктовать такие условия?
Рассмотрим
имеющиеся у него для этого предпосылки.
Если следовать теории С. Хантингтона,
«исламский вызов выражается во всеобъемлющем
культурном, социальном и политическом
Исламском возрождении в мусульманском
мире и сопровождающем этот процесс отвержении
западных ценностей и институтов». Исламское
возрождение проявляется в более частом
обращении к религиозному языку и символике,
экспансии религиозного образования,
более строгом соблюдении исламских норм
социального поведения, росте числа участников
религиозных церемоний, преобладании
оппозиции исламских групп светским властям
в мусульманских странах и т.д.
Процесс
исламского возрождения
Исламисты являются порождением и участниками процесса модернизации. По мнению С. Хантингтона, «это мобильные и современно ориентированные молодые люди, большей частью выходцы из трех групп»:
Важнейшим
фактором Исламского возрождения можно
назвать рост мусульманского населения.
Если в 1980г. мусульмане составляли около
18% населения мира, то по прогнозам к 2025-му
г. эта доля увеличится до 30%. В Западной
Европе на нынешний момент живут 13 млн.
мусульман, причем 2/3 эмигрантов, направляющихся
сюда, исходят из арабского мира. Рост
арабского населения в Европе может со
временем полностью изменить лицо региона.
Ожидается, что среди мусульманского населения
будет непропорционально большая доля
молодежи, а молодежь, как известно, является
олицетворением протеста, нестабильности,
реформ и революции. Нет ничего удивительного
в том, что на фоне Исламского возрождения,
может обостриться конфликт между Западом
и миром Ислама, желающем отомстить за
триста лет постоянного западного давления.
К этому выводу приходит С. Хантингтон.
Тем не менее, арабо-мусульманский мир
способен стать реальной силой и, следовательно,
проводником новой версии глобализации,
только при условии внутренней интеграции.
Для этого у него есть определенные основания.
Арабский мир един территориально, 90% жителей
арабских стран составляют арабы и только
10% представители других национальных
и этнических групп. Арабские народы объединены
общностью своего арабского языка и исторической
судьбы, поскольку население нынешних
арабских стран входило в Средние века
в состав Арабского халифата, а в период
новой истории арабские территории, кроме
Марокко, являлись частью Османской империи.
Ислам
как объединяющий фактор стран арабо-мусульманского
мира
Важным
объединяющим фактором стран арабо-мусульманского
мира является ислам: 90% населения арабских
стран исповедуют данную религию. Идеи
братства единоверцев поддерживались
политической практикой во время арабских
завоеваний и распространения ислама
на неарабские народы. Правители выдвигали
на первый план принцип общности людей
на основании религии, чтобы сохранить
единство этнически и культурно-разнородного
Халифата. Все мусульмане составляли,
таким образом, религиозную общину умму.
Исламское братство не признает государственных
границ и национальной принадлежности.
Этот принцип лежит в основе теорий панисламизма
и неопанисламизма. И в настоящее время
границы арабских государств, ставшие
результатом деспотических действий европейского
империализма, имеют меньшее значение
в арабо-мусульманском мире, чем объединяющий
фактор ислама. Национальность не имеет
значения и для джихада (очень часто понимаемого
неверно), который мусульмане, прежде всего,
рассматривают как обязательство служения
Богу мирным путем, как «джихад сердца,
языка и души», и связывают с духовным
очищением, а уж потом со священной войной
за веру («джихадом меча»). В Коране предписывается:
«Сражайтесь во имя Аллаха с теми, кто
сражается с вами, но не совершайте агрессию,
и поистине Аллах не любит агрессоров».
Организация
исламской конференции
Как пишет С. Хантингтон о преимуществе арабо-мусульманского мира «христианские, православные, буддистские и индуистские правительства не имеют межгосударственных организаций, основанных на религии, а у мусульманских правительств такой орган есть». Этим органом является ОИК (Организация исламской конференции). Теперь в ОИК входят практически все страны со значительным мусульманским населением. «Главной целью ОИК, согласно ее Уставу, объявляется поощрение и укрепление мусульманской солидарности и сотрудничества между государствами-участниками в экономической, культурной, научной и других сферах на основе принципа полного равенства ее членов, невмешательства во внутренние дела, уважения прав на самоопределение, суверенитета, независимости, целостности территории, а также неприменения силы и урегулирования конфликтов мирными средствами».
Список используемой литературы
1. «История и культурология» Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И., 2000г.
2. «История этических учений» Гусейнов А.А., 2003г.
3. «История художественной культуры: Византия; Арабо-мусульманский мир; Китай; Япония» Шейко В.Н., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В., 2000г.
Информация о работе Культура и духовное развитие арабо-мусульманского мира