Культура Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 19:07, лекция

Описание

1. Общая характеристика индийской культуры.

2. Архитектура и скульптура в древней Индии.

3. Развитие искусства в средневековый период.

Работа состоит из  1 файл

Культ Индии лекц.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

На занятии  рассматриваются вопросы:

1. Общая  характеристика индийской культуры.

2. Архитектура  и скульптура в древней Индии.

3. Развитие  искусства в средневековый период.

I.

С древности  и до XIX века Индия не имела общего названия. Персы и китайцы называли страну “Синдху” (название произошло от реки Инд), а мусульмане, завоевавшие Индию в XII – XIII вв. дали ей название Хиндустан (что означает – “Страна Индусов”). Само же слово Индия в его современном значении появилось только в XIX веке.

Велики  достижения этой страны в науках и искусстве. Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, здесь была создана десятичная система исчисления, которая через Арабский Восток попала в Европу (арабские числа). Категория “пустоты”, открытая буддийским мыслителем Нагарджуной, привела к появлению понятия “ноль” и абстрактных чисел. Если у египтян и греков ведущей наукой была геометрия, то Индия – родина алгебры. “Корень”, “синус”, “цифра” – все эти термины пришли в нашу жизнь из Индии.

В глубокой древности в Индии зародились учения о долголетии и о траволечении, а хирургические трактаты описывают множество операций с применением 120 инструментов.

Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, которые имеют  разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миролюбиво сосуществуют различные религии: буддизм, христианство, мусульманство, индуизм. Однако большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, почитаемых в этой религии, но и основные культовые обряды, совершаемые в их честь. Индуизм – это древние традиции духовной и материальной культуры, это традиционное представление индийцев о Боге, о мире, о себе. Другими словами, индуизм – это образ жизни народов Индии.

Индуизм (доклад кадета)

И н  д у и з м – одна из религий, распространенных в современной Индии. По числу приверженцев (от 500 до 700 млн. человек) индуизм уступает только христианству и исламу – двум крупнейшим мировым религиям.

Индуизм сформировался в середине I тысячелетия  н.э. на основе брахманизма – древнеиндийской религии, связанной с почитанием бога – творца Б р а х м ы, верой в переселение душ, освящением деления общества на касты и требованием соблюдать образ жизни, якобы предписанный каждой касте свыше.

Благодаря своей открытости индуизм впитал в себя не только многообразное религиозное наследие народов Индии, но и наиболее существенные черты их жизненного уклада, многообразие народных традиций.

Отношения индуизма с другими религиозными системами (в частности, с зародившимся в Индии буддизмом) не были противоборствующими. Напротив, были элементы взаимного заимствования.

Основные  принципы индуизма изложены в В е  д а х – древнейшем памятнике  индийской религиозной литературы, создававшемся на протяжении многих веков. Веды состоят из четырех сборников священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях и прочих богослужебных действиях.

Индуизм не имеет единой организационной  структуры и общенационального  единого центра. В нем много направлений и течений.

В недрах индуизма сложилась и получила многостороннее развитие йога – учение об очищении души, освобождение её от порабощения  телом и слияния с божеством.

Основы  вероисповедания индуизма содержатся не только в Ведах, но и в Б х  а г а в а д г и т е, являющейся составной частью древнеиндийского эпоса М а х а б х а р а т а. Суть этих установок и предписаний такова: индуизм – религия политеистическая, требующая от своих приверженцев почитания многих богов.

Главная роль в индуистском пантеоне отводится Б р а х м е, В и ш ну и Ш и в е, составляющим индуистскую Троицу (Тримурти).

Б р  а х м а воспринимается индуистами, как бог- творец, создавший мир  во всем его многообразии и олицетворяющий собой этот мир. Сам процесс творения представляется индуистам в следующем виде: в первобытных водах появилось золотое яйцо, в котором находился Брахма. Силой своего духа Брахма разделил яйцо на две половины, образовав небо и землю, он создал важнейшие составляющие этого мира: планеты, горы и реки, людей, животных и растения. Им же сотворены боги; ему обязано своим возникновением время.

Брахма  человекоподобен, но у него четыре лица. Было и пятое, но его он лишился. Брахму побаиваются, но особых почестей ему  не оказывают. Число посвященных  ему храмов ничтожно мало, а в молитвах и заклинаниях он упоминается крайне редко.

В и  ш н у почитается индуистами как  охранитель Вселенной, созданной Брахмой. Обычно он изображается четырехруким, восседающим либо на троне в виде белого лотоса, либо на тысячеглавом драконе. Но Вишну обладает способностью к многократным преобразованиям и потому может принимать и другие облики: рыбы, черепахи, дикого кабана (вепря), человека-льва, карлика-великана, воина, Будды, Рамы и Кришны.

Последние два облика Вишу наиболее почитаемы  в индуизме. И это вполне объяснимо.

Р а  м а – герой древнеиндийского эпоса “Рамаяны” и “Махабхараты”- царевич, преодолевший преграды на законном пути к трону, мужественный воин, борец  со злом и защитник добра.

К р  и ш н а – божество древнего происхождения, почитавшееся еще до оформления индуизма в качестве общенациональной религии.

В честь  Кришны сооружено много храмов, ему  посвящены многие праздники, о нем  сложены не только религиозные гимны, но и светские песни.

Индуизму  присуще наряду с поклонением  богам почитание воды (река Ганга считается священной и многие ритуальные действия совершаются на её берегу).

Одним из основных вероисповедных принципов  индуизма является учение о переселении  душ. Согласно этому учению, душа может  переселяться из тела человека в тело животного и даже дерева, и наоборот.

Условием  благоприятного перерождения индуизм  считает строгое соблюдение человеком  образа жизни, предопределенного богами.

В Индуизме много праздников, посвященных наиболее почитаемым богам и божествам. Эти  праздники отличаются обилием ритуальных церемоний, торжественных шествий, массовым паломничеством к святым местам.

- просмотр  в/с об организации внутреннего  пространства индусских храмов.

II.

Древнейшая  индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н.э. Древние индийцы культивировали злаки, одомашнивали крупный рогатый скот. Этот период не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывают эпосы Древней Индии – “Махабхарата” и “Рамаяна”,- на страницах которых упоминается немало древних династий и названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из “Махабхараты” и “Рамаяны” сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.

ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ

В 321 году до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – Империя Маурьев. Их столицу описывали многие древнегреческие авторы. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были из дерева. В строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (208 – 232 гг. до н.э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государственной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве, которое принято называть “искусством Ашоки”. Это, прежде всего, мемориальные колонны, на которых были высечены указы правителя. Такую колонну нельзя назвать архитектурным сооружением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Стамбхи бывают высотой более 10 метров и завершаются капителью со скульптурным изображением животных. Самая знаменитая из них – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до.н.э.). Мемориальный столб – монолит – стамбха – с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и круглого пъедестала, на котором восседают 4 льва, стоял на месте первой проповеди Будды. Когда-то львы несли “чакру” - вечно вращающееся колесо мироздания, изображение которого есть на постаменте под каждым из львов, а между ними – лев, лошадь, бык и слон символизируют север, юг, восток и запад. Этот совершеннейший образец древнего искусства, символ величия древнего государства на территории Сарнатха – ныне государственный герб республики Индия.

Со времени  царя Ашоки в архитектуре получили распространение буддийские мемориальные и погребальные памятники – ступы. Считалось, что ранние ступы в  буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму. Полусфера в буддизме – это символ неба, бесконечности и отчасти означает самого Будду. Центральный шест ступы – означает ось Вселенной, соединяющий Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. “Зонты” на конце шеста – ступени восхождения к буддийским истинам, также считаются символом власти.

Одна  из самых древних сохранившихся  ступ, сооруженных при Маурьях  – ступа в Санчи (около 250 г. до н.э.). Позже она была перестроена  и чуть увеличена в размерах. Полусферический  купол ступы покоится на круглом  основании с террасой, служившей для ритуального обхода. Купол надстроен каменным кубом с квадратной оградой. Саму ступу также окружает массивная ограда. По 4 сторонам света в ней сделаны ворота, украшенные рельефами.

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Расцвет искусства Индии, возникновение  новых культовых образов (прежде всего образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н.э.- III в. н.э.). Кушанские правители создали огромную державу, включающую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии

В I в. до н.э. в культовой архитектуре Индии  появились пещерные храмы – чайтьи. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное  окно, которое служит главным источником света в храме. Обычно в пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени.

В это  время складывается эталон женской  красоты. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению  богини плодородия – это тонкая талия и подчеркнуто округлые бедра и бюст. В I – IV в. н.э. в изобразительном искусстве Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов.

Примером  может служить статуя Сидящего Будды. Будда изображен на львином троне  в позе лотоса, на нём монашеское одеяние, прическа - в виде спиралевидной раковины; круглый знак между бровями – знак просветления.

Самобытное  искусство различных регионов Древней  Индии, развиваясь, положило начало художественным традициям следующего периода - искусства  империи Гуптов (IV – VI вв.).

III.

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

(IV –  VI в.в.)

Долгое  время Индия не страдала от иноземных  вторжений. В правлении Гуптов (320г.-VI в.) переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние  устные трактаты по различным областям знаний. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Аджанте. Правители династии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма.

В эпоху  Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV – VII вв.). Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусства известен в Индии с начала I тысячелетия до н.э. Однако, поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аржанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относится к IV – VII в., поэтому росписи, выполненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Живопись сохранилась лишь в 16 пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намека на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Разнообразие красок не велико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычные эмоциональные ощущения. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает чувство, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

В Гуптской художественной культуре буддийское искусство  пережило свой последний расцвет, надолго  уступив место изображению богов индуизма.

ИНДИЯ В VI – X ВЕКАХ

В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон  этой религии очень обширен. В средневековье возводились храмы главным индуистским богам – Шиве, Вишну и Брахме, составляющим Тримурти (Тримурти – тройственый союз, триединство основных богов индуизма Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – творец мира, Вишну – Бог – охранитель, Шива – Бог – разрушитель).

Информация о работе Культура Индии