Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:05, реферат
Образование огромной и могущественной дер¬жавы негативным образом сказалось на внутренней жизни Рима. Падение нра¬вов, раздоры при дележе добычи подрывали основы государства и возвышали насилие как единственное эффективное средство для разрешения конфликтов. Непрерывная борьба высших и низших классов, гражданские войны, восстания рабов вызвали потребность в неограниченной власти, которая могла гарантиро¬вать прочность и устойчивость жизни государства. В 30 г. до н. э. на смену рес¬публике приходит авторитарная форма государственного устройства.
9.2. Культура эпохи империи. Образование огромной и могущественной державы негативным образом сказалось на внутренней жизни Рима. Падение нравов, раздоры при дележе добычи подрывали основы государства и возвышали насилие как единственное эффективное средство для разрешения конфликтов. Непрерывная борьба высших и низших классов, гражданские войны, восстания рабов вызвали потребность в неограниченной власти, которая могла гарантировать прочность и устойчивость жизни государства. В 30 г. до н. э. на смену республике приходит авторитарная форма государственного устройства. Тогда после 13 лет гражданской войны Октавиан Август (возвеличенный богами) получил от сената титул императора. Так начался период римской культуры эпохи империи.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы, а Рим становится мировой столицей. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традиционные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески пропагандировались и были одной из основных тем художественного творчества.
Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей культуры Древнего Рима. Так называемый римский мир, мирное развитие стимулировали расцвет различных видов искусств. В «век Августа» окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур. Под влиянием полного освоения и переработки эллинского наследия высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно оформилась в своей самобытности римская культура, которая позднее вошла в качестве одного из важнейших компонентов в европейскую культуру.
Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской литературы (именно поэтому его назвали золотым). Будучи человеком мудрым и дальновидным, Август сохранял и поддерживал свою власть не только силой оружия. Он окружил себя людьми, понимающими значение искусства, способными воспеть и прославить власть императора и римского народа. Данный период римской литературы представлен созвездием имен замечательных писателей: Апулей, Плиний Младший, Ювенал, Петроний, Лукан, Вергилий, Гораций, Овидий, Сенека и т. д. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять собственные заказы. Он создал кружок писателей и поэтов во главе со своим приближенным чиновником Меценатом.
Наиболее значительной фигурой в римской поэзии эпохи империи был Марон Публий Вергилий, к поэтическому дару которого Август не раз прибегал с целью оправдания и прославления своих деяний. В ответ на эти запросы Вергилий написал первое крупное произведение «Буколики» («Пастушеские стихи»). Затем последовала дидактическая поэма в четырех книгах «Георгики» («Земледельческие стихи»), воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. Вергилий в своей поэме подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы, перемежая их отступлениями философского и мифологического характера. Труд земледельца признавался единственно достойным римского гражданина и, воспетый стихами Вергилия, вызывал уважение у всех граждан.
Общественный
резонанс поэмы оказался чрезвычайно
велик, так как она смогла оживить
интерес к земле и сельскому
труду. Исходя из этого, Август вновь
прибегнул к поэтической
Развитие искусства красноречия, стремление его усовершенствовать содействовали развитию прозы. Положительным итогом рассуждений философов-софистов стало возникновение малых прозаических форм - песен (художественных и исторических) и описаний. В Риме появился жанр романа, который представлял собой одновременно и реалистические рассказы о жизни разных слоев римского общества, и пародии на модные в то время греческие романы о возвышенных чувствах и злоключениях героев. Различные исторические повествования, быстро ставшие очень распространенными, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного лирического начала в литературе, а также преобладание обыденного утилитарного сознания в духовной жизни породили интерес к земным приключениям и любовным переживаниям. Процесс деградации личности и чувств нашел отражение в литературе в сатирическом романе и в романе-пародии.
Ориентация на греческое классическое наследие была характерна не только для литературы. В архитектуре также эксплуатировались достижения прошлого под знаком канонизации греческой ордерной системы. Римские императоры восстанавливали старые и посвящали римским богам новые храмы. В этот период римляне, придававшие первостепенное значение декоративному эффекту, разработали новый способ отделки фасадов. В отличие от греков, вытесывавших все элементы декора из мраморных блоков, римляне возводили стены из кирпича и бетона, а затем навешивали на них мраморную облицовку. Известные слова Светония о том, что «принял Август Рим кирпичным, а оставил мраморным», отражают именно этот новый метод строительства.
Рубеж I-II вв. стал временем создания грандиозных архитектурных комгщек-сов, построек большого пространственного размаха. Рядом с римским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы разных императоров. Строились многоэтажные дома, которые определили облик Рима и других городов империи. Художественным воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима стало сооружение триумфальных арок, прославлявших военные победы римлян.
Из памятников
архитектуры императорской
При таком расположении колонн различных ордеров создавался зрительный эффект легкости верхних этажей и массивности нижнего. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам быстро занимали и освобождали амфитеатр.
Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Тита, воздвигнутой в честь победы в Иудейской войне 66-77 гг. Первоначально триумфальные арки создавались особым постановлением римского сената по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия. Со временем они начали возводиться во многих городах империи в честь различных торжественных событий. Арка Тита была украшена рельефами, изображавшими эпизоды его военного похода.
По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает «храм всех богов» - Пантеон, сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Пантеон был построен с учетом особенностей римских круглых храмов времен республики, состоявших в сочета-. нии круговой композиции и продольной оси, которая, с одной стороны, заканчивалась сильно выступающим портиком, а, с другой - нишей со статуей Юпитера с противоположной от входа стороны. Храм освещался через отверстие в куполе диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол диаметром 43 м имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В дальнейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон по масштабу и совершенству воплощения, но не смогли этого сделать.
Период империи в культуре Рима был ознаменован расцветом неоаттической школы в скульптуре, мастера которой вновь обратились к художественным идеалам Греции и стали копировать шедевры древнегреческой пластики. Ваятели в те годы создавали многочисленные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государственного деятеля. Сложилось даже новое направление в скульптуре, которое получило название «августовский классицизм». Это направление резко изменило характер образа, стремясь воплотить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. В дальнейшем эти черты гармонично соединились, и родился новый жанр — смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности.
В произведениях нового жанра созданием скульптур стремились отразить внутренний мир человека. Они отказались от фронтальных композиций и постепенно — от излишней детализации: в лице выделялись самые характерные черты, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменился портрет и по передаваемому настроению: от силы и жестокости в первые десятилетия эпохи империи до религиозной покорности к концу римской культуры.
Однако копирование греческих шедевров скульптуры не предполагало абсолютно точного повторения оригинала. Римские мастера создавали свои произведения с учетом норм и ценностей современной им духовной культуры. Так, в греческой пластике героя обычно показывают обнаженным. Но при точном портретном сходстве у римских скульпторов не было возможности показывать императора в подобном виде. Поэтому на героическое содержание образа намекали, оставляя обнаженными до колен ноги либо помещая рядом с ногами амура на дельфине (символ Афродиты). В то же время стремление к индивидуализации образа доходило иногда в своей выразительности до гротеска. Так, например, в портрете императора Нерона резко подчеркнут низкий лоб, тяжелый взгляд из-под припухших век и зловещая улыбка чувственного рта. Таким образом автор хотел отметить холодную жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.
Кроме скульптуры в культуре эпохи империи заслуживает особого внимания искусство мозаики, которое получило широкое распространение благодаря интенсивному строительству многоэтажных жилых домов и общественных зданий.
Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, также должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из цветных кусочков камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в vb. до н. э. Тогда там в качестве исходного материала использовалась цветная галька, но затем греки научились варить непрозрачное стекло - смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем он меньше, тем изящнее и богаче выглядит изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н. э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, адри-умах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и помещали огромное мозаичное панно в нижней части стен зданий.
Из столицы
империи техника мозаики
В целом в эпоху империи римская культура продолжала развиваться. Однако в ее духовной составляющей уже в I в. н. э. появились симптомы наступающего кризиса. Дело в том, что к этому времени идея великого Рима, как власти надвсем миром, утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно, что уже в период правления Августа ведущей становится идея «вечного Рима», которая была ориентирована лишь на сохранение уже достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели общество было обречено на гибель.
Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превращается в исторически первую форму общества потребления. Знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ» был образом жизни всех слоев общества. Даже у элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главными причинами заката римской культуры и гибели всего общества.