Культура Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:10, реферат

Описание

В IV в. единая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

Содержание

Введение
Образование великой империи.
Рождение новой идеологии.
Империя в опасности. Натиск арабов.
Подъем Византийского государства. Расцвет культуры в ХI-ХII веках.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

ВУизантия.docx

— 33.30 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Культура Византии

 

Выполнил: Якимов Н.А.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка:

 

 

 

 

Волгоград 2012

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

 

Образование великой империи.

 

Рождение новой идеологии.

 

Империя в опасности. Натиск арабов.

 

Подъем Византийского  государства. Расцвет культуры в  ХI-ХII веках.

 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Византийское  государство возникло на рубеже  двух эпох –крушение поздней античности и рождение средневекового общества.

 

   В IV в. единая  Римская империя разделилась  на Западную и Восточную. Обособление восточной части Римской империи началось еще в III в. и было вызвано как экономическими, так и идейно-политическими причинами. Восточные области Римской империи отличались более высоким уровнем развития экономики, и кризис рабовладельческого хозяйства принял здесь менее острые формы. Нападение варваров, социальные движения и внутренние междоусобицы на Западе угрожали самому существованию Римской империи, что заставило императора Константина перенести политический центр на Восток.

 

    В 324-330 гг. Константин  основал новую столицу империи,  названную по его имени Константинополем. На европейском  берегу Босфора,  на высоких холмах, где некогда  была расположена древняя мегарская колония Византии, с поразительной быстротой вырос огромный город, укрепленный с суши и моря непреступными стенами. Константинополь господствовал над проливами Босфор и Дарданеллы, контролировал торговые и военно-стратегические пути из Европы и Азию, из Эгейского моря в Черное. Древний Византий позднее дал название всей империи, но сами византийцы называли себя римлянами -по-гречески ромеями, а столица империи долгое время носила гордое название Новый Рим.

 

    Окончательное  разделение Римской империи официально  произошло в 395г., после смерти  императора Феодосия.

 

    Смещение греко-римских  и восточных традиций наложило  отпечаток на общественную жизнь,  государственность, религиозно-философские   идеи, культуру и искусство византийского  общества. Однако Византия пошла  своим историческим путем, во  многом отличным от судеб стран,  как Востока, так и Запада.

 

    Территория Византии  превышала 750 тыс. кв. км. Это были  преимущественно области с высокой  земледельческой культурой. Здесь  издавна выращивали зерновые, разводили  оливковые рощи и виноградники.

 

    На степных просторах  Сирии, Палестины, Киренаики, а  также на плоскогорьях и высокогорных  лугах Малой Азии и Балкан  было развито скотоводство.

 

Византия была богатой  и природными ресурсами. Империя  располагала залежами серебра и  золотом, медь добывалась на Балканах.

 

    В ранней период  этнический состав населения  Византийской империи отличался  большой пестротой. Наиболее многочисленную  часть ее населения составляли  греки и эллионизированные местные народности. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.   

 

Своеобразие общественного  развития Византии ярко проявилось в  области правовых отношений. В отличие  от других стран средневекового мира Византия, особенно в ранний период своей истории, оставалась государством, где сохранялось единое и обязательное для всего населения империи  действующее право. В основу законодательства этого времени были положены лучшие достижения римской юридической  мысли. В нем была завершена разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоритические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса

 

1.Образование великой  империи

 

   Создание византийской  культуры было сложным, порою  противоречивым процессом. Византийская  цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

 

Становление византийской культуры происходило в обстановке глубоко  противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания  идеологии византийского общества, оформления системы христианского  мировозрения. Христианство впитало в себя многие филосовские и религиозные учения той эпохи. ВIV-Vвв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные - о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей.

 

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает  высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием.

 

Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает  талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец.

 

В христианской философии  этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога  и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством.

 

Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом

 

Третьей яркой звездой  в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

 

VI век был богат выдающимися  историческими сочинениями. Среди  историков этого столетия первое  место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный  ритор и юрист, посвятил себя  дипломатической и придворной  карьере. Советник и доверенное  лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

 

2. Рождение новой идеологии.  От язычества к христианству

 

Значительные перемены происходили  и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского  общества. В VI – VII в. византийские художники  сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь  превращается в православный художественный центр средневекового мира.

 

Бурное строительство  в городах  ранней Византии стало  мощным стимулом развития архитектуры.

 

Непревзойденным шедевром византийского  зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом  с императорским дворцом и  ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной  святыней христианского Востока. Впервые  здесь была реально воплощена  идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был  украшен мозаиками; в вершине  купола был изображен огромный крест  посреди усеянного звездами неба.  Убранство храма поражало торжественной  пышностью и изысканным интерьером. Великолепие храму придавали  мраморные колоннады, расположенные  двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными  мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

 

В ранней Византии создаются  и другие шедевры византийского  зодчества – храм 12 Апостолов  в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью  архитектурных форм, плавностью и  чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне.

 

Памятников светского  искусства Византии сохранилось, к  сожалению, не так уж много. Ведь при  нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые  дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время  поражают величием крепостные стены  и башни Константинополя, сложная  система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена  великолепная цистерна, настоящий подземный  дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали  ее «Тысяча и одна колонна». Она  до сих пор восхищает жителей. Еще в  IV-V вв. Константинополь - Новый  Рим украсился дворцами императоров  и домами знати. На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский  дворец - целый комплекс роскошных  зданий - превосходный архитектурный  ансамбль дворцов с парадными  залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный  ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен  античными памятниками; среди них  выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и  бронзовые колонны Лисиппа.

 

Мировое признание в средние  века получили произведения художественного  ремесла и прикладного искусства  Византии - изумительной красоты ювелирные  украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов.         

 

3.Империя в опасности.  Натиск арабов.

 

VII столетие было трудным  временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами,  теснимая грозными внешними врагами,  империя переживала серьезный  кризис. Самая страшная опасность  грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг.  арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления. К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики.

 

На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое  варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала

 

существовать как великая  средиземноморская держава. Ее место  заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим  этническим единством, политической и  религиозной сплоченностью. Греческий  язык стал официальным,     государственным.

 

Коренные перемены произошли  в сфере социально экономических  отношений. Империя вступила в новый  период своего развития - становления  и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий  около  пяти столетий (VII—XII вв.), в свою очередь,

 

можно подразделить на два  этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие и окончательное торжество  феодальных отношений (Х—Х11 вв.).

 

Византийская община периода  генезиса феодализма представляла собой  соседскую общину с присущим ей дуализмом  общинной и частной собственности. Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода.

 

VII- IX века отмечены некоторым  ослаблением центральной власти  в Византии. Некоторая стабилизация  византийского государства произошла  в правление первых императоров  Исаврийской династии Льва и  Константина. Значительные перемены  происходили в VII—IX вв. в общественной  жизни и культуре Византийской  империи.  В середине VII в. завершается  первый этап развития византийской  культуры и идеологии. К этому  времени окончательно кристаллизуется  христианская догматика, На смену  драматической напряженности беспокойных  первых столетий истории Византии  приходит некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества. Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе. Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.

Информация о работе Культура Византии