Модернизм в мебели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:15, доклад

Описание

Основоположники модернизма. В работе представлены самые яркие примеры мебели эпохи модернизма в их простоте и многообразии. Мебель модернизма была своеобразным манифестом эпохи прагматизма, рационализма и функционализма.

Работа состоит из  1 файл

Копия MODERNISM.docx

— 617.94 Кб (Скачать документ)

 

 

Модернизм

 

Движение  модернизма в дизайне направлялось прогрессивной и социально-ориентированной  идеологией, которая зародилась в  середине 14 века, и «крестовым походом» за нравственность таких реформаторов как Август Пагин, Джон Раскин и Уильям Моррис. Эти основоположники модернизма считали, что преобладавший в  то время «высокий викторианский  стиль» являлся порождением общества, испорченного жадностью, разложением  и притеснением, и стремились его  улучшить через новый подход к  дизайну. Несмотря на то, что Моррис отвергал промышленное производство и  признавал лишь ремесленное мастерство, он казался одним из первых дизайнеров, которые применили теорию на практике, занимаясь производством задуманных как единое целое, хорошо спроектированных и сделанных предметов домашнего  обихода. Его реформаторские идеи: превосходство  практичности, простоты и целесообразности над роскошью; моральная ответственность  дизайнеров и производителе за выпуск качественной продукции и утверждение, что дизайн может и должен использоваться как демократический инструмент для социальных перемен – оказали сильнейшее воздействие на развитие модернизма. Его концепция дизайна способствовала основанию ремесленных гильдий и мастерских в Британии, Германии и Америке, т.е. даже в тех странах, в которых промышленное производство было наиболее развитым. Однако со времен последователей Морриса все в большей степени стали признавать, что именно машина предоставляла средства для достижения цели, и что для широкого распространения реформы надо было обязательно переходить на промышленные способы изготовления продукции. Основание Немецкого производственного союза в 1907 году стало событием, ознаменовавшим слияние реформаторской идеологии с промышленным производством. Члены союза разработали новый и в высшей степени рациональный метод дизайна, который отвергал орнамент и подчеркивал функционализм. Отдельные элементы упрощались удалением излишних поверхностных украшений, чем достигался более высокий уровень стандартизации, что повышало эффективность производства и снижало расход материалов. Полученная таким образом «экономия» шла на пользу как потребителю, так и производителю, поскольку становилось возможным увеличить затраты на повышение качества сборки и материалов. Эстетическое очищение, ставшее результатом современного метода дизайна, принесло собой универсальный язык дизайна, который должен был оставаться невосприимчивым к капризам моды. Напечатанная в 1908 году знаменитая статья Адольфа Лоо «украшение и преступление» увязывала чрезмерное украшательство и разрушение нравственных устоев общества, а более поздняя публикация Немецкого производственного союза Форма без орнамента (1924г.) приводила примеры и подчеркивала достоинства простых и рациональных образцов изделий для промышленного производства. За отказ от орнамента выступали и сторонники группы Стиль, в то время как конструктивисты и футуристы прославляли машину и концепцию «производительного искусства». После катастрофы первой мировой войны такие дизайнеры, как Вальтер Гропиус, признали нравственные нормы модернизма.

 Гропиус стал первым директором Баухауса, который был основан в 1919 году с целью объединения различных видов изобразительного искусства и претворения в жизнь идеалов основоположников модернизма. Как единственное наиболее значимое явление в сфере дизайна 20 века, Баухаус оказал огромное воздействие на развитие модернизма через продвижение функционализма, промышленных методов производства и современных материалов, таких как трубчатый металл. Функциональная эффективность его интерьеров, мебели, графики, изделий из металла и керамики породила логически последовательный язык дизайна, который стал синонимом модернизма. Новый рациональный метод дизайна обозначался емким немецким термином Sachlichkeit (объективность, деловитость), однако к 1927 году, когда в Штутгарте происходила выставка Немецкого производительного союза, уже появился четко узнаваемый «международный стиль» модернизма, который отличался эссенциализмом, индустриализмом и прямолинейностью. В продвижении такой машинной эстетики ключевую роль сыграл Ле Корбюзье, хотя его проекты были значительно менее утилитарными, чем те, которые создавались в Баухаусе. В 30-е годы «международный стиль» оказался под воздействием моды, и многие критики полагали, что он извратил социальные устремления модернизма. Поборники «международного стиля» довели геометрическую абстракцию до крайних пределов, используя промышленные материалы и строгий язык формы в стилистических целях. Казалось, что «классический» модернизм утратил свои моральные ориентиры, но его успели усвоить скандинавские дизайнеры, прежде всего Алвар Аалто, который заложил основы смягченной разновидности модернизма посредством «органичного дизайна». Работа Аалто была очень хорошо воспринята в Британии и США.

 

Далее будет уместным представить  самые яркие примеры мебели эпохи  модернизма в их простоте и многообразии.

 

 

 

 

«Красно-синий стул»— произведение нидерландского архитектора и дизайнера  Геррита Ритвельда. Стул был сконструирован в 1918 году, примерно тогда же, когда Ритвельд вошёл в художественную группу «Стиль». Сейчас стул находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Красно-синий  стул имеет все элементы, которые  отличают произведения входивших в  «Стиль» художников: стандартная  цветовая палитра, геометрические фигуры как основа композиции, сочетание  ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. Свою характерную цветовую гамму стул приобрёл в 1923 году, когда  Ритвельд под влиянием картин  Пита Мондриана покрасил его в «основные  цвета»: красный, жёлтый, синий и  чёрный. Фотография стула была опубликована в журнале группы «Стиль», позже  он экспонировался на выставках, организованных Баухаусом, и имел большой успех.

Ритвельд отверг традиционное мнение, что предметы мебели должны быть мягкими, позволяющими утонуть в себе. По словам искусствоведа Пола Овери, одна из функций стульев, созданных Ритвельдом, не давать человеку расслабиться, заставить его всегда быть в тонусе.

 А вот как сам автор  высказывался о своих творениях:

«Когда  я сижу, я не хочу сидеть так, как  хочется моему телу, но так, как  сидел бы мой разум, если бы он мог  расположиться на стуле».

 

 

Стул "Василий" авторства Марселя Лайоша Брёйера1925-1927 гг. (модель "Wassily" названа в честь профессора Баухауза, русского художника Василия Кандинского), конструкция которого навеяна формой велосипедного руля, не имел консольной самобалансирующейся конструкции. Брейер соединил каркас стула с тканью, заменившей мягкие (набивные, пружинные) детали. Отчасти он придал мебели достоинства гамака.

Кресла, стулья и табуреты Марселя  Брёйера из плавно изогнутых стальных трубок стали «визитной карточкой» стиля Баухауза. Эти предметы были моющимися, экономичными, в них подчёркивалась конструктивная сторона. Образцы трубчатой мебели Брёйера, будучи выпущены миллионами экземпляров, давно заняли устойчивое место среди классики модернизма и надолго определили стилистику офисной мебели во всём мире.Подобные металлические стулья проектировал и Мис ван дер Рое.

Также Брёйер активно занимается дизайном мебели, проектируя её из листов фанеры.

Визитной карточкой Миса ван дер Роэ стало кресло «Барселона» спроектированное в 1929 году. Изготовленное из тех же материалов, что и мебель его современников кресло отличается плавностью форм. В отличие от творчества Ритвельда и раннего Брёйера, Мис не воспринимал идеи модернизма так буквально, он проектировал и производил мебель не только функциональную, но и эстетически более компромиссную и приятную, что сделало ее сверхпопулярной. Её простота и элегантность пользуется огромным спросом и по сей день.

 

 

 

 

 

 

«Кресло 41», созданное Алваром Аалто в 1928 году из гнуто-клееной фанеры березового дерева стало знаковым в появлении Модернизма в Финляндии, а самого автора называют «Отцом модернизма» в Северной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1927 —1935 гг. Ле Корбюзье занимался преобразованием мебели со­вместно с Шарлоттой Периан и Пьером Жаннере.

В предложенной им системе тотального проектирования среды обитания (а по сути – и поведения) человека важное место занимало проектирование мебели – самой близкой проекции человека на окружающую среду.

Для Ле Корбюзье мебель по своей идеологии  подобна ортопедии, она должна расширять  функциональные возможности человека, а поскольку человек – представитель  определённого типа существ, то мебель должна быть типовой.

Это он предложил стальную мебель, т.н. «стандартные единицы» – т.е. секционные шкафы-ёмкости, впервые показанные в павильоне «Эспри Нуво». Его столы – это прозрачные прямоугольные столешницы на стальных блестящих ножках с узкими вершинными и широкими плоскими основаниями. Ле Корбюзье спроектировал два типа кресел. Одно из них – т.н. «кресло с подвижной спинкой»(1). Его каркас состоит из стальных полированных или никелированных трубок. Кожаная спинка может быть помещена в различных положениях, что даёт возможность для отдыха. Подлокотники – также две кожаные ленты, свободно вращающиеся вокруг концов двух стоек.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Второй тип – т.н. «комфортабельное кресло»(2). В этом случае внутри каркаса из хромированных или полированных стальных трубок лежат ничем не закреплённые большие и мягкие кожаные подушки. Создаётся контраст между огромными подушками и очень лёгкой на вид опорой, порождая впечатление того, что достигнут максимум комфорта при том, что затрачены минимум материала и труда. Одним из самых известных предложений Ле Корбюзье в области мебельного дизайна стал шезлонг с регулируемой высотой спинки. Устойчивость конструкции (независимо от наклона) обеспечивалась силой сцепления резиновых трубок, надетых на перекладины опоры.

Также известно, что именно Корбюзье сформулировал  один из главных принципов модернизма: «Функция определяет форму».

 

 

 

 

Из  представленных примеров можно сделать  выводы, что мебель модернизма была своеобразным манифестом эпохи прагматизма, рационализма и функционализма. Ничего лишнего – стерильное  пространство для мышления. Объект мебели – объект искусства.

  Что касается материалов, то можем  видеть активное использование  древесины в различной конфигурации  (брус, гнуто-клееная фанера, шпон, доска)и трубчатого металла. Это обусловлено развитием производственных технологий, позволявших качественно обрабатывать материалы и делать их не только пригодными, но и востребованными для применения в мебельной индустрии.  Например, в 30-е годы такие фирмы, как «Thonet», «Standard mobel» и «PEL» получили широкую известность благодаря своей первоклассной мебели из трубчатого металла,который предпочитали за его четкую эстетику и использовали в стилистических целях.

Также нельзя не заметить, что самыми яркими,крупными и влиятельными представителями  Модернизма являлись именно Архитекторы, которым так свойственно глобальное и глубокое мышление, которым от природы чуждо излишество,..

особенно  в отношении декора, ..

особенно  в эпоху функционализма.


Информация о работе Модернизм в мебели