Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 10:20, доклад
Причудливое барокко, пышное рококо и образцовый классицизм, внесли неоценимый вклад в русское искусство, в том числе и в повседневную жизнь щеголих и модниц. Преобладание того или иного стиля в образе русских красавиц, особенно ярко выражалось в форме и украшении причесок. Ведь роскошь и торжественность – это неотъемлемые черты женского образа XVIII века, это, поистине, был век расцвета женских причесок и париков.
УДК 94(47)
Е.В. Ковальчук
Брест, УО «БрГУ имени А.С. Пушкина», исторический ф-т
Научный руководитель Никитенкова Л.П.
Модные тенденции в парикмахерском искусстве России (на примере женских причёсок XVIII века)
Начало XVIII века в истории России отмечено кардинальными переменами в обыденной жизни привилегированного сословия. Петровские реформы не только контролировали социально-экономическое и политическое развитие государства, но и перевернули с ног на голову гардеробы знати. Именно тогда русские женщины начали носить европейское платье по голландским и немецким образцам, однако, позже придерживались веяний французской моды.
Большое разнообразие ювелирных украшений, всякого рода отделки к пышному платью, будь то бантики, ленточки или шали, требовали соответственных причесок. Новые женские прически до неузнаваемости изменили облик красавиц. В допетровской Руси замужние женщины никогда не появлялись с непокрытой головой, теперь же они не только ходили простоволосыми, но и по требованиям моды соорудили на головах своих причудливые укладки. Форма их часто менялась, на некоторые требовались накладные дополнительные волосы. Спрос на них оказался настолько большим, что в царствование Петра Алексеевича во все концы страны разлетелись указы о покупке у крестьянок длинных волос[7, с.168].
В начале XVIII века в моде у женщин был «фонтанж» – сложная высокая прическа. Взбитые локоны, драгоценности в волосах – все это сделано так, что напоминает чепец. Заимствована эта прическа была из Франции. Считается, что первой русской дамой, появившейся в фонтанже, была супруга Санкт – Петербургского коменданта. Упоминание об этом головном уборе содержится в письмах Екатерины к Петру – она просит прислать ей кружева для фонтанжей[8, с. 205]. Данный головной убор, возможно, набрал такую популярность в России, так как был схож со старинным головным убором русской женщины – кокошником. Ведь, он тоже представлял собой каркасное сооружение относительно большой высоты с обильными украшениями. Новомодную деталь можно было легко приспособить, руководствуясь привычными старорусскими правилами.
В 1730-е годы объем прически уменьшается, в моде – «малая пудреная» (завитки волос образуют венок вокруг головы, при этом затылок гладкий) и «яйцевидная». Один из вариантов «малой пудреной» прически, когда змеевидный локон спускался на грудь, мы видим на известном портрете императрицы Анны Иоанновны. При «яйцевидной» прическе волосы взбивались и гладко вычёсывались вверх надо лбом. Два плотных, трубчатых локона укладывали от уха до уха через темя, через самую высокую точку причёски. Сзади крепили шиньон, довольно плоский по форме. Иногда делали не локоны, а букли, укладывали их параллельно друг другу в том же направлении, а около уха завивали и спускали на плечо один или два локона. Причёску обязательно украшали цветами, локон – жемчугом. Такую прическу любила Елизавета Петровна. На самом верху прически укреплялась изящная маленькая бриллиантовая корона [6, с.457].
Во второй половине XVIII века вдруг начался бум на громадные парики. Это были несусветно громоздкие, высокие каркасные парики, посыпанные рисовой пудрой и мукой. С 1715 г стало обычным пудрить волосы[7, с.213]. Муку с ароматическими добавками (или пудру), которой обсыпали волосы, делали цветной — розовой, палевой, серенькой. По прихоти моды цвета получали названия «блошиной спинки» или «блошиного брюшка», «парижской грязи» или «гусиного помета». Чтобы пудрой, разноцветной или белой, ровно обсыпать всю поверхность парика, устраивались просторные специальные шкафы. Туда вставала только что причесанная особа, дверцы шкафа закрывались, и сверху на нее мелким дождем сыпали пудру. Благовонная пыль равномерно опускалась на голову. Были и другие способы, например, «щеголиха держала длинную маску с зеркальцами из слюды против глаз, и парикмахер пудрил дульцем — маленькими мехами или шелковой кистью». Потом убирали прическу гирляндами цветов, перьями, наколками, драгоценными камнями — в зависимости от достатка. Были между парикмахерами великие артисты своего дела. Некий француз Леонар, парикмахер несчастной королевы Марии Антуанетты, во время революции переехал в Россию. Про него рассказывали, как однажды, причесывая графиню Разумовскую, он выдумал новое украшение. Графиня спешила на бал и хотела блеснуть прическою, в то же время ничего оригинального для украшения волос не было: цветы, перья, бриллианты — все уже так старо и избито. Леонар, в раздумье, прохаживаясь взад-вперед по комнате, ожидая вдохновения, увидел в уборной графа короткие штаны из красного бархата и, осененный внезапной идеей, схватил их, разрезал ножницами, собрал огромным пуфом и устроил графине оригинальный, дотоле невиданный головной убор, имевший в обществе громадный успех [8, с.201-202].
Наиболее элегантные женщины возводили на своей голове целые композиции из птиц, статуй и даже мини-сады с крошечными искусственными деревьями. К тому же периоду относится любимая многими «A-la Belle Poule» — причёска с моделью знаменитого фрегата. Создание такой прически могло занять целый день, и причёска могла носиться в течение нескольких дней, а иногда даже целой недели. Свое название прическа-фрегат получила по названию французского фрегата Белль Пуль, который в 1778 году победил английское судно в морском бою. Суть прически состояла в том, что в волосы необходимо было вплести парусники и фрегаты в миниатюре, кроме того, прическа дополнительно украшалась флажками и лентами [2].Из рекомендации российским дамам причёсок особое внимание заслуживает «щеголиха на гулянье», её подробный рисунок даёт в 1779 году «модный журнал»: «Щеголиха представлена в коротком платье, сзади панье обшитое рюшем. На голове волосы зачёсаны к верху, притом так высоко, что не только равняются, но даже длиннее, чем от талии до темени на голове. Верх головного убора покрыт чем-то тканным, обвит гирляндой из цветов в два ряда, от которых опускаются к шеи два ряда буколь, а третий их ряд находится под самыми ушами, и от них же опускается коса, прикрепленная к корсету на талии; на затылке, под самыми буклями, до половины спины подчёсан шиньон, в окружности же вся причёска чуть не равняется с подолом юбки…»[1, с.219].
Огромной статьёй расходов в бюджете модницы являлась покупка драгоценных украшений, в том числе и для причёски. Столичные модницы любили удивлять окружающих, особенно иностранцев, заколками в виде цветков. Их длинный стебель в своей верхней части заменялся тонкой пружинкой. Даже при самом лёгком движении головы цветки красиво покачивались, повергая завистниц в неописуемый трепет[7, с.207].
Естественно, спать с такими
прическами было невозможно, поэтому
во время сна пользовались специальными,
обтянутыми шелком деревянными подставками-
Причудливое барокко, пышное рококо и образцовый классицизм, внесли неоценимый вклад в русское искусство, в том числе и в повседневную жизнь щеголих и модниц. Преобладание того или иного стиля в образе русских красавиц, особенно ярко выражалось в форме и украшении причесок. Ведь роскошь и торжественность – это неотъемлемые черты женского образа XVIII века, это, поистине, был век расцвета женских причесок и париков.