Музыка-как исскуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:43, реферат

Описание

Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям по музыкальному воспитанию малыша второго года жизни, хочу поделиться некоторыми мыслями о роли семьи в эстетическом развитии ребенка. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье, Поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможность семьи. Если вы просто напеваете малышу, он уже приоб

Работа состоит из  1 файл

Как приобщить ребенка к музыке.docx

— 20.67 Кб (Скачать документ)

Как приобщить ребенка  к музыке.

 

Консультация музыкального руководителя Джанян Анны Аракеловны.

 

Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям  по музыкальному воспитанию малыша второго  года жизни, хочу поделиться некоторыми мыслями о роли семьи в эстетическом развитии ребенка. В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье, Поэтому надо как можно лучше и многообразнее использовать возможность семьи. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть не совершенному, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения. А когда у малыша есть брат или сестра, эстетические формы совместного досуга (чтение сказок, слушание музыки, постановка кукольного спектакля) могут стать одной из действенных форм укрепления семьи. Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и чарующим миром звуков, цвета вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего. Воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, расцвета человеческой личности быть не может и добрых поступков тоже.

 

      В результате  общения с музыкой ребенку  передается ее настроения и  чувства: радость, тревога, сожаление  и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического  воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребенка любого возраста.

 

 

 

Период от года до двух лет  – это качественно новый и  очень важный этап в жизни малыша. Ребенок, как маленький исследователь, самым активным образом начинает взаимодействовать со своим окружением.

 

       Начало  второго жизни, примерно до 1 года 5-6 месяцев, в трехлетнем цикле  музыкального развития детей  раннего возраста являет собой  этап накопления необходимого  опыта, некой платформы для  последующего более интенсивного  развития комплекса музыкальных  способностей, каждая из которых  уже к двум голам будет более  отчетливо определена в виде  музыкальной деятельности. В этот  комплекс входят эмоциональная  отзывчивость на характер произведения, формирования сенсорных способностей, первоначальных певческих навыков, ритмических движений под музыку.

 

   Слушание детьми  музыкальных произведений – основной  вид музыкальной деятельности. Оно  взаимосвязано с развитием сенсорных  способностей. Крайне важно умение  малыша слушать, вслушиваться  в звучание песни или танцевальной  мелодии, развивать ее направление  и характер, узнавать знакомую  музыку по особому ритмическому  или тембровому звучанию. Есть  специальные упражнения для овладения  детьми сенсорным опытом, иначе  говоря – музыкальным слухом. Эти задания рассчитаны, прежде  всего на различение высоты звука, воспитание чувства ритма, различение звуков по тембру и силе звучания.

 

      Не забывайте  что детей, а особенно таких  маленьких, надо учить играя.  Возможно, для этого пригодятся  те игрушки, с которыми ваш  ребенок играл в младенчестве. Заранее подберите к кошке  или собаке маленького котенка  и щенка, мишку, зайчика, птичку  и, конечно, куклу. Среди музыкальных  инструментов, особенно детских,  ограничений нет. Это может  быть металлофон, бубен, барабан,  триола, дудочка, треугольник.

 

       Поможет  вам и улыбка, спокойный, слегка  игривый тон. Выразительная речь, а главное, эмоциональное, чистое  пение, исполнение танцевальных  движений обязательно вызовут  у малыша удовольствие и радость.  Тогда появится у него необходимая  свобода, желание последовать  вашему примеру.

 

Внимание, необходимое на занятии, будет зависеть от того, насколько  вы заинтересуете, увлечете ребенка  своими действиями.

 

Формирование ритмического слуха у детей второго  года  жизни происходит на основе различной  деятельности и всевозможных ритмических  комбинаций. Имеются в виду  пока  простейший  ритмические   звукосочетания,  состоящие  из  длинных  и коротких  нот  короткие  звуки могут  изображать бег долгие  звуки - медленный шаг. Для знакомства с новой песней используйте игрушку, тот образ, о котором поется в ней. Рассмотрите игрушку вместе с малышом или обыграйте ее неожиданное появление, расскажите о содержании песни. Покажите, как двигается и ведет себя персонаж. Развивая сосредоточенность при прослушивании музыки, ясно пропевайте слова и звуки, следите за варазительностью музыкальных фраз. В этот возрастной период дети начинают подпевать поющему, гуканье переходит в протяжный звук или короткую интонацию. Окончание фраз малыш пробует подпевать к концу второго года жизни. Иногда ребенок может внимательно прослушать ваше пение и не издать не единого звука. И только после занятия, подражая вам, он начнет повторять ваши интонации уже в своих играх. Подойдите к малышу, похвалите его и попробуйте еще раз спеть песенку вместе с ним.

 

Музыкальный репертуар для  активизации детских певческих  проявлений должен быть доступен восприятию ребенка ясельного возраста. Ему  понятны образы животных, птиц, людей, машин, поэтому очень полезно  малышу повторить за вами звукоподрожания их голосам. Вы сможете спеть ребенку и те взрослые песни, которые вам нравятся, и которые не будут раздражать его слух. Лучше всего для этого подойдут народные песни, лирические, задушевные, танцевальные и ритмические мелодии. Спойте колыбельную, когда укладываете малыша спать. Вы можете заменить слова песни другими, называя любимые игрушки ребенка. Песенку несложно обыграть и с годовалым малышом, и с ребенком постарше. Выберите небольшую, яркую и звонкую погремушку, а лучше купите новую – это повысит интерес и желание малыша ею манипулировать.

 

Так, например, в песне про погремушку три куплета, каждый из которых поется с различной силой громкости. Мелодия еще сложна для воспроизведения ее малышами, поэтому она предназначена для освоения ими двигательных навыков, формирования музыкально – сенсорных способностей, понятия «тихо – громко», умения менять движения в связи с изменением характера музыки. Итак, вы поете первый куплет, тихо позванивая погремушкой:

 

 

 

Пляшет возле ушка

 

Наша погремушка.

 

Потихоньку гремит,

 

Нам шуметь не велит.

 

Потихоньку гремит,

 

Нам шуметь не велит.

 

 

 

Второй куплет поете еще  тише и прячете игрушку за спину  или в своих ладонях:

 

 

 

Спряталась игрушка,

 

Наша погремушка.

 

Не шалит, не гремит –

 

В кулачке крепко спит.

 

Не шалит, не гремит –

 

В кулачке крепко спит…

 

 

 

На слова третьего куплета  вы встряхиваете погремушкой в такт музыке:

 

 

 

Звонкую подружку,

 

Нашу погремушку,

 

Высоко поднимай,

 

Громко - тихо играй!

 

Высоко поднимай,

 

Громко – тихо играй!

 

 

 

Такая песенка – игра наверняка вызовет у малыша желание  последовать вашему примеру, взять  у вас игрушку и помахать ею.

 

В таком случае возьмите другую игрушку и вместе с ребенком, напевая, еще раз повторите игровые  движения. Затем продемонстрируйте, как звенит игрушка тихо и как  – громко, и попросите малыша проделать тоже самое.

 

Тем самым ребенок учится различать кромкость звучания, и сам пробует создавать его, согласно пониманию и желанию действовать самостоятельно. Сразу обратите внимание на ритмическую сторону исполнения ребенком. Важно, чтобы он с первых же занятий почувствовал ритмическую пульсацию в воспринимаемой музыке и старался это показать в действиях.

 

Внимательно наблюдая за ребенком, отметьте, сколько понадобится времени, чтобы малыш смог запомнить и  выполнить все необходимые действия с минимальной помощью взрослого. Может быть, положительные результаты будут на первых занятиях, а, может, для этого нужны месяцы. Через 3-4 занятия познакомьте малыша с  новой песенкой, а прежняя, пусть «отдохнет», чтобы потом снова быть привлекательной и интересной.

 

Занятия проходят с большей  пользой, если инициатива в выборе игрушки, песни исходит от самого ребенка. Спросите его, на каком инструменте  он хотел бы играть, хочет ли он потанцевать  или послушать ваше пение. Безусловно, такой свободный выбор ребенком деятельности будет зависеть от того, насколько он вовлечен вами в домашнюю «музыкальную жизнь».

 

Итак, дорогие мамы и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры. Как надо начинать строить процесс музыкального воспитания малышей второго года жизни. Наряду с этим вы совершенствуете собственные  музыкальные способности и наполняете новым, совершенно особенным смыслом  существование всех членов своей  семьи.

 

Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.

 

Если музыка войдет в ваш  дом, жизнь в нем станет светлее  и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадываетесь.

 

 

 

Приложение

 

 

 

«Веселый колокольчик»

 

 

 

Веселый колокольчик

 

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!*

 

Смеется и хохочет-

 

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

 

 

 

Он пел зимой чуть слышно-

 

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

 

Но снова солнце вышло-

 

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

 

 

 

И звонкие капели-

 

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

 

В ответ ему запели-

 

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

 

       

 

 

 

«Бубен»

 

 

 

(Песенка исполняется  на мотив русской народной  песни «Как у наших у ворот»)

 

 

 

 

 

       Бубен,  бубен, позвени, 

 

                     (Встряхивать бубен)                  

 

  Малыша развесели

 

 Деточка играет,

 

   В бубен ударяют.

 

 

 

 

 

                                               Хлопай – раз и хлопай –два!

 

      (Взрослый держит Бубен перед ребенком,

 

малыш ударяет в него  ладошкой)

 

                                                      Интересная игра.                     

 

                                            Танечка (Ванечка, Олечка…)            

 

                                                                             Играет,                                     

 

                                                      В бубен ударяет.     

 

 

 

 

 

«Веселый оркестр»

 

 

 

(Песенка исполняется  по русскую народную мелодию  «Во саду ли»)

 

 

 

Для исполнения песни вам  понадобятся музыкальные инструменты: колокольчик, деревянные ложки, погремушка, бубен.

 

 

 

Ты звени, звоночек, тише,

 

 Чтоб тебя никто  не слышал.

 

А теперь звени, звонок,

 

Чтобы каждый слышать смог.

 

 

 

Зазвучали тихо ложки,

 

А потом сильнее,

 

Даже птичкам за окошком

 

Стало веселее.

 

 

 

Погремушки, заиграйте

 

Весело и громко

 

И оркестру подарите

 

Голосок свой звонкий.

 

 

 

Вот и бубны застучали

 

Барабанным маршем,

 

Веселее сразу стало

 

Нам с оркестром нашим.

 

                                          

 

« Погремушка»

 

 

 

Погремушка, погремушка,

 

Развеселая игрушка.

 

Погремушку подниму,

 

Веселее позвоню.

 

 (Малыш, сидит на полу,

 

поднимает погремушку вверх  и ритмично встряхивает ее)

 

Погремушка, погремушка,

 

Развеселая игрушка.

 

Погремушечку держу,

 

По ладошке постучу.

 

( Ударяет погремушкой  по ладошке.)

 

Погремушка, погремушка,

 

Развеселая игрушка.

 

Погремушечку держу,

 

По коленке постучу.

 

( Ритмично постукивает  погремушкой по колену

 

сначала одной ноги, потом  другой.)


Информация о работе Музыка-как исскуство